Упправление персоналом в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению управления персоналом в организациях сферы туризма как неотъемлемой части стратегии развития предприятия.
Целью написания курсовой работы является проведение теоретического исследования системы управления персоналом и применение полученных знаний при решении практических задач.

Оглавление

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организациях сферы туризма 5
1.1 Понятие и сущность системы управления персоналом на предприятии 5
1.2. Связь управления персоналом со стратегией и структурой туристской организации 11
Глава 2. Основные задачи по управлению персоналом 18
2.1. Определение потребности в персонале 18
2.2 Профессиональные (квалификационные) стандарты подготовки персонала в организации сферы туризма 21
2.3. Технологии подбора и отбора персонала в сфере туризма 25
2.4. Адаптация и мотивация персонала в гостиничном бизнесе 31
2.5. Обучение и развитие персонала на предприятии сферы туризма 36
Глава 3. Практическая часть 45
3.1. Анализ численности и состава персонала 45
в гостинице «Олимп» 45
3.2 Выработка системы мероприятий по улучшению процесса управления персоналом в гостинице «Олимп» 54
Заключение 59
Список литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 823.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

    Данная  курсовая работа посвящена изучению управления персоналом в организациях сферы туризма как неотъемлемой части стратегии развития предприятия.

    Целью написания курсовой работы является проведение теоретического исследования системы управления персоналом и применение полученных знаний при решении практических задач.

    Для достижения поставленной цели  нами были определены следующие задачи:

  • приобрести необходимые навыки работы с учебной, научной и методической литературой, используемой нами при написании курсовой работы;
  • рассмотреть сущность системы управления персоналом;
  • установить связь структуры организации и управления персоналом;
  • рассмотреть методы расчета потребности в персонале;
  • рассмотреть стандарты подготовки персонала;
  • изучить процесс подбора персонала;
  • рассмотреть понятия адаптация и мотивация персонала;
  • определить цели и задачи обучения персонала;
  • проанализировать численность и состав персонала в гостинице «Олимп»;
  • выработать систему мероприятий по улучшению процесса управления персоналом в гостинице «Олимп».

    Объектом  исследования в данной курсовой работе выступает предприятие сферы туризма, предметом является персонал организации.

     Методологической  основой исследования являются методы системного анализа, сравнений, обобщений и аналогий, анализ статистических данных и научных публикаций. 

    Поставленные  нами выше цели и задачи определили логику и структуру написания  данной курсовой работы, которая состоит  из: введения, теоретической части, практической части, заключения и списка литературы.

    Во  введении определена цель написания курсовой работы, выявлены основные задачи, определен объект и предмет исследования, рассмотрена структура курсовой работы, отражена теоретическая и методологическая база работы.

    В теоретической части раскрывается понятие системы управления персоналом. Рассматриваются основные задачи по управлению персоналом.

    В практической части нами были проанализированы численность и состав персонала гостиницы «Олимп» и выработаны мероприятия по улучшению процесса управления персоналом.

    В заключении нами изложены основные выводы по теме исследования, приведены результаты вычислений практических задач.

    Практическая  направленность курсовой работы заключается  в том, что полученные нами в результате написания работы теоретические  знания и практические навыки по системе управления персоналом могут быть использованы нами в дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики и организации работы предприятия  туристской отрасли.

    Теоретической и методологической базой исследования послужили труды современных  отечественных  специалистов в области экономической теории и практики, таких  как: А.Я. Кибанов, В.А. Квартальнов, З.А. Нагимова, Т.Ю. Базарова, В.В. Храбовченко и многих других.

 

Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в организациях сферы туризма

1.1 Понятие и сущность  системы управления персоналом на предприятии

 

    Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Без квалифицированных  кадров организация не сможет достичь  своих целей. Доходы любой фирмы в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты. Управление персоналом направлено на достижение эффективной деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работниками. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное участие не только в производственном процессе, но и в управлении производством становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.

    Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Изменились и требования к работнику. Главным здесь является признание высокой социальной ответственности, лежащей в первую очередь на управляющих. Современная организация это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. Современный подход организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это потребовало существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.

    Человеческий  потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации. Человеческие ресурсы (персонал организации) – это все работники любой организации. Они включают в себя производственный персонал и управленческий персонал (кадры управления – руководители и специалисты – менеджеры).1

    Управление  человеческими ресурсами предполагает, что люди - достояние организации, ресурс, который надо эффективно использовать для достижения целей. При таком  подходе работники рассматриваются как источник неиспользованных резервов. Наиболее часто термин менеджмент человеческих ресурсов трактуется как мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров. Для этого применяются также подходы:2

  • отношение к труду как к источнику доходов организации;
  • создание для каждого сотрудника простора для деятельности, чтобы он мог внести свой личный вклад в общее дело;
  • активная социальная политика.

    Цель  управления человеческими ресурсами  принятие на работу компетентных и  заинтересованных сотрудников, умение их удерживать, совершенствование их профессиональной подготовки.

    Именно  человек как разумное, мыслящее существо выступает главным фактором не только производства на и всей организации. Человек – это не только затраты, но и фактор доходов, повышения производительности труда, повышения качества принимаемых решений и т.д.

    Управление  персоналом организации – широкое  понятие, включающее в себя следующие  составляющие:3

  • формирование человеческих ресурсов организаций;
  • подход к человеку как к главному фактору реализации целей организаций;
  • одновременный подход к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций;
  • анализ потребностей организации в человеческих ресурсах;
  • анализ ситуаций с человеческими ресурсами во внешней по отношению к организации среде;
  • создание системы взаимодействия работников, их взаимоотношения.

    Все это предъявляет особые требования к структуре организации и  ее политики в области организации  труда и создания определенных условий  труда. И то и другое должно оставлять  место для развития личной инициативы. Это может означать, что определенные сотрудники могут за свой труд получить больше и продвигаться по служебной лестнице быстрее, чем другие.

    Можно сказать, что подход с позиций  управления человеческими ресурсами  – это системный, комплексный подход, учитывающий постоянно меняющиеся потребности организации в человеческих ресурсах, обеспечивающих эффективность функционирования организаций.

    На  основе концепции развития всей организации  определяются основные направления  управления персоналом. Например, анализ может выявить, что интересы организации требуют заняться переквалификацией персонала, привлечением новых сотрудников, составлением программы обучения персонала для среднего звена и т.п. За реализацию политики управления персоналом отвечает служба кадров организации.

    Некоторым менеджерам с трудом удается относиться к своим сотрудникам как к  ценному ресурсу, а не статье расхода. Однако во многих странах с рыночной экономикой начинает преобладать ресурсный  подход. И не потому, что как-то изменились сотрудники к лучшему, а из-за того, что индивидуальный подход позволяет предприятию достичь лучших результатов.

    Современная концепция управления персоналом склоняется к приоритетности передачи большого объёма управленческих функций непосредственным руководителям того или иного коллектива.4 При этом они должны получать необходимую профессиональную и методическую помощь.

    При этом особое внимание уделяется функциональному  разделению труда в области управления персоналом. Выделяют несколько функциональных блоков, определяющих структуру управления персоналом:5

    Первый  блок – определение потребности  в персонале, сюда относят:

  • планирование качественной потребности в персонале;
  • выбор методов расчёта количественной потребности в персонале;
  • планирование количественной потребности в персонале.

    Второй  блок – обеспечение персоналом, который состоит из:

  • получения и анализа маркетинговой информации;
  • разработки и использовании инструментария обеспечения потребности в персонале;
  • отбора персонала.

    Третий  блок – развитие персонала, представлен:

  • планированием развития карьеры и служебных перемещений;
  • организацией и проведением обучения.

    Четвертый блок – использование персонала, в который входят:

  • определение результатов и содержания труда на рабочих местах;
  • производственная социализация;
  • введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности;
  • упорядочение рабочих мест;
  • обеспечение безопасности труда;
  • высвобождение персонала.

    К пятому блоку в структуре управления персоналом – мотивации результатов  труда и поведения персонала причисляют:

  • управление содержание и процессом мотивации труда;
  • управление конфликтами;
  • использование монетарных побудительных систем (оплата труда, участие персонала в прибылях и капитале);
  • использование немонетарных побудительных систем (групповая организация, социальные коммуникации, стиль и методы руководства, регулирование рабочего времени).

    Шестой  блок – правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом, сюда относят:

  • правовое регулирование трудовых взаимоотношений;
  • учёт и статистика персонала;
  • информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам;
  • разработка кадровой политики.

     Кадровая  политика – это генеральное направление  кадровой работы, совокупность наиболее важных, преимущественных ее основ, рассчитанная на длительный срок.6 Кадровая политика не только определяет новые задачи, но и указывает, что устарело, тормозит развитие, что должно быть устранено.

    Общей и главной задачей управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.

    Свои  задачи служба управления персоналом может выполнять через:

  • консультирование линейных руководителей;
  • совместную с линейными руководителями разработку решений и мероприятий по их реализации;
  • собственные управленческие полномочия по выполнению соответствующих мероприятий (например, маркетинг персонала).

Информация о работе Упправление персоналом в туризме