Тенденции и перспективы развития гостиничного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является развитие и возможные перспективы гостиничного бизнеса на российском рынке.
При достижении данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Исследовать историю появления индустрии гостеприимства;
2.Дать характеристику этапам развития отрасли;
3.Рассмотреть тенденции и факторы развития гостиничного бизнеса в России;
4.Оценить дальнейшие перспективы данной сферы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА………………..……………………...
1.1 Становление гостиничного дела в России….……………………………
1.2 Этапы развития гостиничной индустрии... ……………………………...
2 РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА……………………………...…
2.1 …………………………..…..
2.2 Тенденции и факторы развития….……………...…………………….….
2.3 Перспективы развития гостиничного бизнеса в России…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 119.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. КАНТА

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО  СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

 

Работу выполнила:

студентка 3 курса очной формы

обучения

Камнева Е.С.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Лычак Я.Д.

 

 

 

 

 

Калининград

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

1 ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА………………..……………………...

1.1 Становление гостиничного дела в России….……………………………

1.2 Этапы развития гостиничной индустрии... ……………………………...

2 РАЗВИТИЕ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА……………………………...…

2.1 …………………………..…..

2.2 Тенденции и факторы развития….……………...…………………….….

2.3 Перспективы развития гостиничного бизнеса в России…………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………

3

4

4

6

8

8

21

29

31

32

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В течение последних  десяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, растет число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. Правда, количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса. Гостиничное хозяйство – наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств, – гостиничный бизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления.

Актуальность темы на сегодняшний день объясняется тем, что развитие туризма и перспективные планы развития инфраструктуры гостеприимства создали в современной России предпосылки для интенсивного развития гостиничной индустрии.

Целью настоящей работы является развитие и возможные перспективы гостиничного бизнеса на российском рынке.

При достижении данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать историю появления индустрии гостеприимства;
  2. Дать характеристику этапам развития отрасли;
  3. Рассмотреть тенденции и факторы развития гостиничного бизнеса в       России;
  4. Оценить дальнейшие перспективы данной сферы.

 

 

1 ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА

 

 

1.1 Этапы развития индустрии гостеприимства на мировой арене

 

 

Происхождение и становление гостиничного бизнеса можно разделить на четыре основные этапа:

1) до начала XIX в. – предыстория гостиничного дела – первый этап;

2) начало XIX – начало XX вв. – появление различных предприятий в области гостиничных услуг – второй этап;

3) начало XX в. – середина XX в. – рост количества предприятий в сфере сервиса, повышение качества оказываемых услуг – третий этап;

4) с середины XX в. и до настоящего времени – формирование индустрии гостеприимства – четвертый этап.

Подробное рассмотрение названных этапов целесообразно  начать с изучения предыстории гостиничного дела, которая связана с основными целями перемещения людей в античные времена: торговлей, паломничеством, образовательными целями и многим другим. В античные времена перемещения осуществлялись также со спортивными целями (спортивные соревнования в Древней Греции).

В Средние века широкое распространение получает религиозное паломничество, т.е. посещение определенных религиозных мест, священных как для христиан, так и для мусульман.

Второй этап – зарождение специализированных предприятий по оказанию гостиничных и сопутствующих им (дополнительных) услуг.

Важную роль в появлении и строительстве  специализированных предприятий гостинично-ресторанного типа сыграли изменения в транспортной сфере: изобретение парохода Р. Фултоном (1807 г.), паровоза Дж. Стефенсоном (1814 г.), совершенствование почтовой связи и расширение сети дорог в Европе. Все это являлось важными изменениями в массовом передвижении населения.

Третий этап – широкое распространение предприятий  в сфере сервиса и гостиничных услуг. Войны 1914−1918 гг., и 1939−1945 гг. оказали чрезвычайно негативное влияние на развитие индустрии гостиничного хозяйства.

Четвертый этап – формирование индустрии гостеприимства. После Второй мировой войны предприятия  индустрии гостеприимства находились в плачевном состоянии. Большинство зданий было разрушено, материальных средств на их восстановление не было. Эти факторы вызвали задержку развития индустрии гостеприимства. Новые объекты не строились, а существующие были отданы под нужды армии, тыла.

Дальнейшее  развитие индустрия гостеприимства получает только в послевоенный период. Так, в 1950−1960-е гг. в западноевропейских странах появляются первые развлекательные комплексы.

Таким образом, современная индустрия гостеприимства включает в себя гостиницы, бары, рестораны, курорты, игровые дома, казино, т.е. все, что направлено на отдых и развлечения клиентов.

В настоящее  время индустрия гостеприимства является важной составляющей туристического бизнеса. Индустрию гостеприимства составляют различные средства индивидуального и коллективного размещения – гостиницы, санатории, молодежные общежития и т.п. Также индустрия гостеприимства включает в себя предоставление услуг, организацию размещения в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах перемещения за вознаграждение.

В последние  годы российская индустрия гостеприимства испытывает достаточно большой приток иностранных инвестиций. Это вызвано  тем, что Россия представляет собой  страну с огромным потенциалом, который  необходимо развивать.

Для того чтобы интенсифицировать индустрию гостеприимства, необходимо консолидировать ее участников для разработки новых стратегий и решения уже существующих задач. Всего этого можно достичь с помощью проведения различных выставок и форумов, что послужит стимулом для выведения российского туристического бизнеса на мировой рынок, а также путем демонстрации ресурсной привлекательности страны для привлечения средств в развитие туризма и гостиничной инфраструктуры.

 

1.2 История развития индустрии гостеприимства в России

 

 

Впервые индустрия  гостеприимства появилась еще во времена Античности. Первое документальное подтверждение существования индустрии  гостеприимства зафиксировано в  эпоху Древней Греции и Древнего Рима.

Одним из документов, подтверждающих существование индустрии гостеприимства в древних государствах, является Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В названном акте упоминались таверны, которые пользовались сомнительной репутацией и выполняли иногда функции домов терпимости. В кодексе было закреплено, что владельцы таверн должны доносить на посетителей, если те задумали совершить преступление против государя. Состав посетителей был крайне разнообразен и специфичен.

В Древней Греции также существовали таверны, которые  играли достаточно важную роль в жизни  общества, так как они были важной составной частью религиозной и социальной жизни населения. В тавернах хоть и имелись места для ночлега, но они предназначались для общественного питания. Развитие торговли предполагало необходимость для путников ночлега, поэтому появились предприятия другого типа – постоялые дворы.

Наиболее разветвленная  сеть постоялых домов имелась  в Древнем Риме.

Строительство римлянами постоялых домов положило начало созданию и формированию сферы  гостеприимства.

Расположение  постоялых домов в Риме было продумано. Они строились на расстоянии 25 миль друг от друга, чтобы путешественники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Однако воспользоваться постоялыми домами можно было только при наличии специального документа, подтверждающего статус посетителя. Подобные бумаги достаточно часто воровали в дороге и подделывали.

В период раннего  Средневековья предоставлением  услуг для обычных людей занимались религиозные учреждения. Путешествия  совершали в основном миссионеры, священники и пилигримы, поэтому постоялые дома стали располагаться ближе к церквям и храмам.

В Англии постоялые  дворы строились уже не для  путешественников, а скорее для населения, употребляющего алкогольные напитки.

В Средние века количество постоялых домов постоянно увеличивалось, однако уровень оказываемых там услуг оставался низким. Ночевали постояльцы на матрацах или просто на полу. Питание тоже было достаточно скудным и однообразным. Чаще всего постояльцы питались тем, что привозили с собой или покупали у хозяина двора.

Более состоятельные  люди на постоялых дворах не останавливались, а путешествовали в своем экипаже  или верхом. Бедное население, совершающее  такие поездки самостоятельно, в  такие заведения не пускали.

Во всех постоялых  дворах существовала четкая дифференциация по классовому признаку. Состоятельные гости обедали в столовой или у себя в комнате. Бедняки ели вместе с хозяином и его семьей. Им предоставляли простую еду, без изысков, за минимальную цену. Состоятельные люди могли заказывать себе все, что пожелают, могли заходить на кухню и наблюдать за приготовлением пищи. Стараясь угодить и понравиться состоятельному гостю, хозяин постоялого двора обычно предлагал ему нечто особенное из кухни, блюдо, которое славилось на всю округу. Цены на пищу также были различными.

В XII−XIII вв. на Руси появились первые прототипы современных гостиниц – постоялые дворы. Любой путешественник мог получить там питание и приют, но постоялый двор не отличался особым комфортом. Здесь оказывались услуги по размещению лошадей и транспортных средств путешественников. В XV в. постоялые дворы создавались на почтовых станциях, расположенных недалеко друг от друга. Кроме питания и размещения, оказывался дополнительный набор услуг, выполняемый ямщиками. Они держали лошадей и перевозили «по государевому указу» всех, кто имел специальный документ.

Постоялые дворы  просуществовали долгое время, вплоть до середины XIX в. Развитие железных дорог приостановило строительство постоялых дворов. Развитие автомобильной промышленности вызвало необходимость появления гостиниц, расположенных вдоль дорог – мотелей.

В русских городах  был распространен и такой  вид гостиниц, как гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что, помимо услуг питания и  размещения, включали возможность совершения коммерческих сделок и операций, т.е. в гостиных дворах существовали меблированные комнаты, лавки и торговые ряды. Также гостиные дворы предназначались для того, чтобы складировать товары, торговать ими, так как купцам не разрешалось заниматься этим в собственных домах. Этот запрет распространялся на всех купцов и был снят лишь в XVIII в.

Впервые гостиные дворы появились в Великом  Новгороде в XII в. Размещение гостей происходило по национальному признаку. Новгород в XII−XV вв. славился своими готскими, немецкими, датскими гостиными дворами. В Москве существовали английские, греческие, немецкие, персидские и армянские дворы.

Деятельность  гостиных дворов в средневековой  Руси регламентировалась специальными правилами, которые назывались «скрой». Упоминание о первых правилах предоставления гостиничных услуг датировано XII в. Эти правила включали в себя порядок установления взаимоотношений жителей двора с местным населением. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности жизни, имущества и жилища.

В XVIII в. предприятия гостеприимства получили широкое развитие в Соединенных Штатах Америки. В 1607 г. здесь появился первый постоялый двор. В 1634 г. в Бостоне была открыта одна из первых таверн. С тех пор таверны стали центрами общественной жизни, местами отдыха для солдат и предпринимателей. Таверны успешно развивались на перекрестах и в центре городов. Европейские переселенцы, пришедшие на Американский континент, принесли с собой опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами. Американские таверны с самого начала своего существования имели коммерческую направленность, т.е. создавались с целью извлечения прибыли.

XIX в. стал временем, когда индустрия гостеприимства получила свое наибольшее развитие.

В период XVIII−XIX вв. в России открываются новые гостиницы, растет количество городов, что вызвано расширением торговых связей и ростом промышленного производства. В 1818 г. в Москве насчитывалось семь гостиниц, а в Санкт-Петербурге в 1900 г. – 325.

Особенностью российской индустрии гостеприимства было существование чайных заведений. Они появились в XIX в. при Александре II в Тверской губернии. В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 г. Чайные заведения были поставлены в особые условия функционирования: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкая ставка налога. Чайные открывались с пяти часов утра. Этот тип заведений распространился по другим городам и быстро завоевывал популярность.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития гостиничного бизнеса в России