Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:59, контрольная работа
в условиях усиления конкуренции и увели¬чения требований клиентов к туристским услугам очень важны надежные договорные отношения в деятельности туристских предприятий. Туристские услуги охватывают большой круг операций (обеспечение международных и внутренних перево¬зок туристов, проживание, питание, экскурсии, страхование, получение иностранных виз и т.д.). Все эти операции требуют документального подтверждения. Поэтому правильно состав¬ленные договоры имеют важное значение в достижении высо¬кого качества туристского обслуживания.
Основная часть договора подразделяется на специфические и общие условия договора.
К специфическим относятся следующие условия, характерные для данной сделки, но вряд ли применимые к другим сделкам:
- предмет договора;
- качество услуг, товаров, работ;
- ценовые параметры сделки;
- скидки с цены и надбавки к ней (если они применяются);
- порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон;
- срок исполнения обязательств;
- порядок изменения и расторжения договора.
Специфические условия договора составляют тему и содержание обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.
К общим условиям договора относятся положения, которые включаются во все договоры независимо от их содержания:
- арбитражная оговорка;
- форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, резкие температурные колебания); общественные явления (военные действия, забастовки); запретительные акты государственных органов (объявление карантина, закрытие портов, ограничение перевозок) и др. Данные обстоятельства дают возможность перенести сроки исполнения обязательств, а при отсутствии положительного результата освобождают стороны от их выполнения.
В заключительной части договора указываются:
- юридические адреса сторон;
- почтовые и банковские реквизиты сторон (например, номер расчетного счета, наименование учреждения банка, его код и т.д.);
- все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора;
- подписи сторон с приложением печати каждого из участников сделки;
- количество экземпляров договора;
- указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).
1.4. Виды договоров в сфере туристской деятельности.
Договоры в сфере туристской деятельности можно условно разделить на три группы:
- договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом;
- договоры, заключаемые между туроператором и турагентом;
- договоры, заключаемые между туроператором и непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.
1.4.1. Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг.
Отношения между туроператорами, турагентами и потребителями туристских услуг строятся на основании туристского договора, к существенным условиям которого относятся:
- информация о туроператоре или турагенте;
- сведения о туристе;
- достоверная информация о потребительских свойствах туристсткого продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта. Гарантией качества туристского продукта является сертификат соответствия;
- дата начала и окончания путешествия; » розничная цена продукта и порядок его оплаты;
- порядок встречи, сопровождения и проводов туристов; права, обязанности и ответственность сторон;
- медицинское страхование и обеспечение. При этом, если законодательством страны пребывания предусмотрена оплата туристом услуг по медицинской помощи, страховой полис ему должен быть вручен до момента отъезда;
- минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
- изменение и расторжение договора;
- порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;
- порядок и сроки предъявления туристом претензий, порядок и сроки расчетов.
Процедура оформления договорных отношений между потребителями и туристским предприятием включает следующие этапы:
- обращение туриста с конкретной заявкой;
- подписание договора;
- выдача туристской путевки;
- выдача информационного листка.
Туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначенных в договоре, независимо от того, будут ли они исполняться туроператорм, турагентом или иным лицом, предоставляющим туристский продукт. Например, потребитель, недовольный качеством услуг, оказываемых туроператором, вправе предъявить иск как самому туроператору, расположенному за рубежом, так и отечественному турагенту. Это не всегда соответствует общим правилам гражданского права, согласно которым иск может быть предъявлен только тому лицу, с которым истец состоит в договорных отношениях. Например, турагент заключил с туроператорм договор поручения, и, следовательно, все обязанности по туристскому договору возникают непосредственно у туроператора. Вместе с тем возложение ответственности за действия последнего на турагента характерно для законодательства о защите прав потребителя и отвечает прежде всего интересам клиента (в частности, избавляет его от необходимости обращаться с исками в суды иностранных государств).
В Российской Федерации установлен 20-дневный срок для заявления претензий к качеству туристских услуг и 10-дневный срок для их удовлетворения.
1.4.2. Договорные отношения между туроператором и турагентом.
Обычно отношения между туроператором и турагентом строятся по одной из трех правовых моделей:
- как договор поручения, по которому туроператор (доверитель), расположенный за рубежом, поручает российскому турагенту (поверенному) заключить от имени доверителя договоры с потребителями;
- как договор комиссии, когда в роли комитента выступает зарубежный туроператор, а в роли комиссионера — отечественный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством;
- как договор купли-продажи имущественных прав (туристского продукта).
В такого рода договорах определяются права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельностью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в частности, организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при претензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры комиссионного вознаграждения (обычно это 5—12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а также предусматриваются системы дополнительного вознаграждения за стабильность работы, достижение определенного объема реализации путевок и т.д.
В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регламентируются заключенным договором, а также действующим законодательством.
1.4.3. Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг.
Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.
Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.
Правоспособность — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществление туристской деятельности, международных перевозок и пр.).
Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено двумя способами:
- путем анализа финансового состояния предприятия (размеров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);
- предоставлением банковской гарантий, на основании которой банк принимает на себя всю ответственность за действия предприятия.
Критериями дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное представление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.
Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).
Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для небольших туристских программ, но имеют один существенный недостаток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «закрыть» определенную дату.
Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.
Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.
Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).
Все взаимоотношения с партнерами — поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются заключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комиссии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).
Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.
Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К существенным условиям договора между peцептивным туроператором и поставщиком туристских услуг относятся:
- информация о туроператоре;
- информация о поставщике туристских услуг;
- достоверная информация о свойствах туристских услуг;
- график заездов групп;
- розничная и оптовая цена услуг;
- порядок встречи и проводов туристов;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.
Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение составляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.
При переговорах с принимающей фирмой рекомендуется попросить ее подготовить для каждого члена туристской группы или индивидуала небольшой комплект рекламных материалов (проспектов, брошюр, буклетов), касающихся туристского образа посещаемой страны или местности, ее отдельных туристских центров, достопримечательностей, а также местных возможностей отдыха и развлечений. Большую пользу туристам оказывают планы городов, которые они посещают по разработанному маршруту.
При оформлении сделки купли-продажи туров существенными условиями договора являются:
- обязанность рецептивного туроператора передать инициативному туроператору право собственности на товар (пакеты туров или отдельные виды туристских услуг набором);
- соответствие предоставляемого товара (пакетов туров или отдельных видов туристских услуг) требованиям покупателя;
- обязанность инициативного туроператора выплатить причитающуюся рецептивному туроператору сумму за весь объем приобретаемого товара в обусловленные сделкой сроки;
- ответственность туроператора по отправке за отказ от реализации туров и туристских услуг и оплаты их по причинам, не являющимся обоснованными;
Информация о работе Технология договорных отношений в туризме