Технология договорных отношений в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

в условиях усиления конкуренции и увели¬чения требований клиентов к туристским услугам очень важны надежные договорные отношения в деятельности туристских предприятий. Туристские услуги охватывают большой круг операций (обеспечение международных и внутренних перево¬зок туристов, проживание, питание, экскурсии, страхование, получение иностранных виз и т.д.). Все эти операции требуют документального подтверждения. Поэтому правильно состав¬ленные договоры имеют важное значение в достижении высо¬кого качества туристского обслуживания.

Файлы: 1 файл

Контрольная. Технология договорных отношений в туризме.doc

— 135.50 Кб (Скачать)
n:justify">Наименование договора не является нормативным. Это от­правная точка заключения сделки. Отсутствие наименования договора не противоречит его законности. Определяющее значе­ние для отправной оценки договора имеет его содержание.

Основная часть договора подразделяется на специфические и общие условия договора.

К специфическим относятся следую­щие условия, характерные для данной сделки, но вряд ли приме­нимые к другим сделкам:

- предмет договора;

- качество услуг, товаров, работ;

- ценовые параметры сделки;

- скидки с цены и надбавки к ней (если они применяются);

- порядок расчетов;

- права и обязанности сторон;

- ответственность сторон;

- срок исполнения обязательств;

- порядок изменения и расторжения договора.

Специфические условия договора составляют тему и содержа­ние обсуждения при переговорах партнеров о заключении сделки.

К общим условиям договора относятся положения, которые включаются во все договоры независимо от их содержания:

- арбитражная оговорка;

- форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожары, резкие температур­ные колебания); общественные явления (военные дейст­вия, забастовки); запретительные акты государственных органов (объявление карантина, закрытие портов, ограни­чение перевозок) и др. Данные обстоятельства дают воз­можность перенести сроки исполнения обязательств, а при отсутствии положительного результата освобождают сторо­ны от их выполнения.

В заключительной части договора указываются:

- юридические адреса сторон;

- почтовые и банковские реквизиты сторон (например, но­мер расчетного счета, наименование учреждения банка, его код и т.д.);

- все приложения, которые являются неотъемлемыми частя­ми договора;

- подписи сторон с приложением печати каждого из участ­ников сделки;

- количество экземпляров договора;

- указание места и даты заключения договора (если это не было сделано в преамбуле).

   1.4. Виды договоров  в сфере туристской деятельности.

Договоры  в сфере туристской деятельности можно условно разделить на три  группы:  

- договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом;

- договоры, заключаемые между туроператором и турагентом;

- договоры, заключаемые между туроператором и непосредственными исполнителями отдельных видов услуг.

1.4.1. Договорные отношения между туристским предприятием и потребителями туристских услуг.

Отношения между туроператорами, турагентами и потреби­телями туристских услуг строятся на основании туристского до­говора, к существенным условиям которого относятся:

- информация о туроператоре или турагенте;

- сведения о туристе;

- достоверная информация о потребительских свойствах туристсткого продукта вместе со сведениями о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопас­ности туристов и результатах сертификации туристского продукта. Гарантией качества туристского продукта явля­ется сертификат соответствия;

- дата начала и окончания путешествия; » розничная цена продукта и порядок его оплаты;

- порядок встречи, сопровождения и проводов туристов; права, обязанности и ответственность сторон;

- медицинское страхование и обеспечение. При этом, если законодательством страны пребывания предусмотрена оп­лата туристом услуг по медицинской помощи, страховой полис ему должен быть вручен до момента отъезда;

- минимальное число туристов в группе, необходимое для путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- изменение и расторжение договора;

- порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления туристом претензий, поря­док и сроки расчетов.

Процедура оформления договорных отношений между потребителями и туристским предприятием включает следующие этапы:

- обращение туриста с конкретной заявкой;

- подписание договора;

- выдача туристской путевки;

- выдача информационного листка.

Туроператор и турагент несут ответственность перед туристами за неисполнение обязательств, обозначенных в договоре, незави­симо от того, будут ли они исполняться туроператорм, турагентом или иным лицом, предоставляющим туристский продукт. Напри­мер, потребитель, недовольный качеством услуг, оказываемых ту­роператором, вправе предъявить иск как самому туроператору, расположенному за рубежом, так и отечественному турагенту. Это не всегда соответствует общим правилам гражданского права, со­гласно которым иск может быть предъявлен только тому лицу, с которым истец состоит в договорных отношениях. Например, турагент заключил с туроператорм договор поручения, и, следова­тельно, все обязанности по туристскому договору возникают не­посредственно у туроператора. Вместе с тем возложение ответст­венности за действия последнего на турагента характерно для за­конодательства о защите прав потребителя и отвечает прежде всего интересам клиента (в частности, избавляет его от необходи­мости обращаться с исками в суды иностранных государств).

В Российской Федерации установлен 20-дневный срок для заявления претензий к качеству туристских услуг и 10-дневный срок для их удовлетворения.

1.4.2. Договорные отношения между туроператором и турагентом.

Обычно отношения между туроператором и турагентом стро­ятся по одной из трех правовых моделей:

- как договор поручения, по которому туроператор (довери­тель), расположенный за рубежом, поручает российскому турагенту (поверенному) заключить от име­ни доверителя договоры с потребителями;

- как договор комиссии, когда в роли комитента выступает за­рубежный туроператор, а в роли комиссионера — отечест­венный турагент. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплатить стоимость услуг туроператора как непосредственно за рубежом, так и при заключении договора с турагентством;

- как договор купли-продажи имущественных прав (турист­ского продукта).

В такого рода договорах определяются права и обязанности сторон, система взаиморасчетов, формы контроля за деятельно­стью, условия продвижения туристского продукта на рынок, в ча­стности, организации рекламы; оговариваются условия продажи туристского продукта, степень ответственности сторон при пре­тензиях и др. В договоре комиссии устанавливаются размеры ко­миссионного вознаграждения (обычно это 5—12% от продаж, в зависимости от стоимости тура, сезона, географии путешествия), а также предусматриваются системы дополнительного вознаграж­дения за стабильность работы, достижение определенного объема реализации путевок и т.д.

В своей деятельности турагент руководствуется договорными поручениями туроператора, отступление от которых является нарушением обязанностей и влечет за собой юридические последствия. Все деловые операции агента должны совершаться только в интересах партнера. Права и обязанности сторон регла­ментируются заключенным договором, а также действующим законодательством.

1.4.3. Договорные отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг.

Отношения между туроператором и поставщиками турист­ских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.

Установление взаимовыгодных деловых отношений невоз­можно без достоверной информации о надежности потенциаль­ного поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Правоспособность — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государствен­ной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществле­ние туристской деятельности, международных перевозок и пр.).

Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевремен­ных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено дву­мя способами:

- путем анализа финансового состояния предприятия (разме­ров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);

- предоставлением банковской гарантий, на основании ко­торой банк принимает на себя всю ответственность за дей­ствия предприятия.

Критериями дееспособности предприятия являются его эф­фективная деятельность, положение на рынке, репутация в де­ловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное пред­ставление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различ­ных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подпи­сывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — пред­ставляет определенный риск для владельца отеля (он может по­терять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Небольшие или специализированные туроператоры, реали­зуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых послед­ние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для неболь­ших туристских программ, но имеют один существенный недос­таток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «за­крыть» определенную дату.

Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обес­печивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.

Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивно­го туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.

Договоры с поставщиками услуг составляются на основе ти­пового договора с включением вопросов, касающихся обслужи­вания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика ус­луг и туроператора).

Все взаимоотношения с партнерами — поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются за­ключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комис­сии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

Основные положения договоров с поставщиками услуг ана­логичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям. К существенным условиям договора между peцептивным туроператором и поставщиком туристских услуг от­носятся:

- информация о туроператоре;

- информация о поставщике туристских услуг;

- достоверная информация о свойствах туристских услуг;

- график заездов групп;

- розничная и оптовая цена услуг;

- порядок встречи и проводов туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- условия изменения и расторжения договора;

- порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специ­фика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение со­ставляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.

При переговорах с принимающей фирмой рекомендуется по­просить ее подготовить для каждого члена туристской группы или индивидуала небольшой комплект рекламных материалов (проспектов, брошюр, буклетов), касающихся туристского об­раза посещаемой страны или местности, ее отдельных турист­ских центров, достопримечательностей, а также местных воз­можностей отдыха и развлечений. Большую пользу туристам оказывают планы городов, которые они посещают по разработанному маршруту.

При оформлении сделки купли-продажи туров существен­ными условиями договора являются:

- обязанность рецептивного туроператора передать инициа­тивному туроператору право собственности на товар (паке­ты туров или отдельные виды туристских услуг набором);

- соответствие предоставляемого товара (пакетов туров или отдельных видов туристских услуг) требованиям покупателя;

- обязанность инициативного туроператора выплатить при­читающуюся рецептивному туроператору сумму за весь объем приобретаемого товара в обусловленные сделкой сроки;

- ответственность туроператора по отправке за отказ от реа­лизации туров и туристских услуг и оплаты их по причи­нам, не являющимся обоснованными;

Информация о работе Технология договорных отношений в туризме