Сувенирная продукция в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Традиционный бум на рынке сувенирной продукции начинается в преддверии новогодних праздников. Поздравление с Новым годом является, пожалуй, одним из наиболее удобных способов совместить приятное с полезным: преподнести партнерам подарок и ненавязчиво напомнить о себе. В последний месяц года у фирм, изготавливающих сувенирную и печатную продукцию с нанесением логотипа предприятия, как правило, заказы увеличиваются примерно вдвое.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты сувенирной продукции в туризме 5
1.1 Понятие и классификация сувениров 5
1.2 Происхождение и основные виды сувениров 6
2 Сувенирная продукция как элемент туристской индустрии 10
2.1 Современный рынок сувенирной индустрии
2.2 Современный рынок сувенирной индустрии в Мордовии 13
2.3 Подарочные изделия 14
3 Проект брошюры «100 рецептов Мордовской кухни»
3.1 Введение
3.2.Значимые блюда (свадебные)
3.3. Хлебные изделия
3.4 Каши
3.5 Напитки
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2014.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Рис. 1. Сувенир в структуре туристского продукта  

 

Таким образом, с точки зрения теории туризма сувенир – это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием.

Необходимо понимать, что услуги, входящие в тур, это ещё не весь турпродукт. Турист, помимо этого, рассчитывает потратить деньги на дополнительные услуги и на товары, которые туристский центр должен им предоставить, если хочет получить максимальную прибыль. Покупки сувениров составляют важный элемент туристского путешествия, так как трата денег входит в перечень удовольствий, которые турист желает получить, и получает при грамотном обслуживании. В противном случае турист уезжает с чувством неудовлетворения, а регион остаётся с упущенной выгодой.

В марте 2003 г. в Ханты-Мансийске проводился чемпионат мира по биатлону. По мнению специалистов туристско-экскурсионного бизнеса, спрос на некоторые виды сувенирной продукции, посвящённой данному мероприятию, значительно превзошёл её предложение. А это значит, не были удовлетворены потребности туристов и налицо упущенная выгода. Между тем во всём мире при организации подобных мероприятий уделяется большое внимание производству и реализации сувенирной продукции с символикой, так как в немалой степени благодаря этому окупаются расходы на проведение спортивных состязаний. Примером тому может служить опыт проведения Зимних Олимпийских игр в Лилихаммере (Норвегия), где был достигнут высокий коммерческий успех, в том числе и за счёт активной торговли сувенирами с символикой игр [2; 142].

Кроме экономического значения, сувенирная отрасль также имеет и социальное значение для региона, поскольку производство и продажа сувениров обеспечивают занятость местного населения.

Благодаря повышенному спросу на оригинальную сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, возрождаются традиционные народные художественные промыслы; таким образом оказывается благоприятное влияние и на культуру региона.

Сувенир – это частица культуры народа. Совершенно справедливо их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют.

Визитная карточка – это, в некотором роде, реклама. Не является исключением и сувенир, отображая достижения искусства, спорта, науки и техники региона, он создаёт ему благоприятный имидж. Человек же, побывавший в туристской поездке, демонстрируя привезённые сувениры, невольно становится бесплатным рекламным агентом туристского центра, чем активно способствует привлечению в него новых туристов.

Итак, сувенир, являясь составляющей туристского продукта и удовлетворяя разнообразные потребности туристов, приносит ощутимую пользу региону. Поэтому недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами, а также отсутствие глубокой теоретической разработки данного вопроса в современной туристской литературе является серьёзным упущением.

 

1.2 Происхождение и основные  виды сувениров  

Сувенир (от французского слова souvenir –подарок на память) – памятный предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо

памятным событием. В большинстве случаев это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности. К сувенирам относят изделия с четко определенными признаками–оригинальные, художественно оформленные в традиционном для республики (края, области) стиле, отображающие национальные или местные особенности, выдающиеся события, памятные даты, достижения отечественной науки, культуры, искусства, спорта. Тем самым сувениры выполняют познавательную роль, способствуют взаимопониманию, духовному обогащению и сближению людей и народов, отражая жизнь и

культуру страны, которую они представляют. Еще в древнейшие времена было принято сопровождать посольства подарками и сувенирами. Несмотря на то, что индустрии по производству сувенирной продукции тогда еще не существовало, можно предположить, что сувениры существуют уже не первую тысячу лет.

С развитием промышленного производства сувениров произошло разделение понятий «подарочное изделие» и «сувенирное изделие». Если любой сувенир, изготовленный предприятием художественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладающее способностью вызывать общезначимые, понятные всем памятные ассоциации, не может считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции. Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.), выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала. Самый недорогой и массовый вид фирменных подарков –это так называемые промо-сувениры (промоушн-сувениры, рекламные сувениры). Цена таких изделий колеблется от нескольких центов до 10 долларов, и подбираются они по принципу мелочь –а приятно!»Без рекламных сувениров не обходится ни одна выставка, мероприятие, презентация, переговоры, а также рекламная акция, дегустация, мерчандайзинг и прочие промоакции, прочно вошедшие в рекламный обиход. Рекламные сувениры имеют непосредственное отношение к деловой сфере и призваны помогать устанавливать и укреплять партнерские и деловые связи. 5Первым рекламным сувениром многие исследователи считают календарь, который в 1845 был подарен одним американским коммивояжером нескольким своим клиентам. Особенностью этого подарка, превращающей этот календарь в рекламный сувенир, была надпись, которая содержала контактные данные предпринимателя. Очень скоро примеру предпринимателя последовали и другие компании. Через несколько лет рекламные сувениры стали совсеместно использоваться на рекламном рынке. При этом в качестве сувениров зачастую предлагались весьма необычные вещи. В конце 19–начале 20 веков в качестве сувениров использовались попоны для лошадей, тенты для автофургонов и деревянные щупы для измерения уровня бензина. Более популярными были, конечно, традиционные календари, ручки и записные книжки с фирменной символикой, которые с успехом используются в этих целях и в настоящее время. Адресные бизнес -сувениры–одна из категорий корпоративных подарков предназначенных для постоянных клиентов и деловых партнеров. Стоимость таких сувениров варьируется от 500до 1500рублей, в основном это кожаные аксессуары, часы, письменные приборы престижных марок. На адресные бизнес сувениры также обязательно наносится символика компании-дарителя .В России деловые бизнес сувениры перестали быть диковинкой, деловые люди быстро учатся выбирать, дарить и получать подарки. И если раньше сувенирную продукцию со своим логотипом заказывали только самые крупные и известные компании, то теперь сувенирную продукцию заказывает практически каждая компания. Отдельно следует выделить сувениры-шутки, сувениры-сюрпризы, тематически связанные с любимыми героями сказок, мультфильмов, театров кукол. Но здесь должна

обязательно учитываться профессионально-художественная культура. Таким образом, сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как чисто декоративное, так и декоративно-утилитарное назначение. Но они должны обязательно нести в своем художественном решении знаковую информацию. Нельзя считать сувенирами предметы, имеющие сугубо утилитарное назначение: сахарницы, конфетницы, кувшины, винные наборы, стаканы для салфеток, чайники, лампы, зеркала и т. п.Изделия народных художественных промыслов –своего рода эталоны сувениров. Во-первых, они являются выразителями художественной культуры определенного региона. Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и

художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, отточенного многими поколениями мастеров.

 

2 Сувенирная продукция  как элемент туристской индустрии

2.1 Современный рынок  сувенирной индустрии 

     

Мировой рынок сувенирной индустрии Трудно представить себе любой современный туристический центр без сувениров. В Японии, например, около особо почитаемого Киотского монастыря есть «сувенирная улица» не менее километра длиной. В настоящее время сформировалась мощная индустрия сувенирной продукции. О ее масштабах можно судить по количеству сувениров, ежегодно реализуемых в различных странах. В

США, которые являются мировым лидером в потреблении бизнес-сувениров, объем рынка оценивается в 20 млрд. долларов и является важной составляющей национальной экономики. Бесспорным лидером в области сувенирной индустрии сегодня являются производители южно-азиатских государств. Они производят от 85 до 95 процентов от всей сувенирной 6продукции, представленной на мировом рынке. Известно, что практически любой современный сувенир произведен в Китае. На долю Европы приходится изготовление мелких и недорогих сувениров –авторучек, брелоков, канцелярских принадлежностей и других подобных товаров, доставлять которые из далекой Азии просто экономически невыгодно. Но, несмотря на это, сегодня сувенирный рынок в государствах Европы развит достаточно сильно. Например, в Германии его объем составляет около 4 млрд. долларов, в Италии –1 млрд. долларов, во Франции –почти 750 млн. долларов и даже в Польше и Норвегии общий объем рынка сувенирной продукции достигает 300 млн. долларов.

Российский рынок сувенирной продукции. Рынок сувенирной продукции в России, по оценкам экспертов, является одним из самых динамично развивающихся, ежегодное увеличение в объеме составляет около 30%. Увеличивающийся спрос на сувениры создает условия для развития рынка поставщиков и продавцов сувенирной продукции. Темпы роста этого рынка сопоставимы с темпами роста рынка наружной рекламы и телевидения. Вместе с тем на данный момент по объемам потребления сувениров Россия значительно уступает развитым странам Европы и США. Годовой оборот российского рынка бизнес сувениров составляет около 300 млн. долларов, что почти в 70 раз меньше, чем в США. На российском рынке бизнес- сувениры стали появляться в конце 80-х годов, однако устойчивый спрос на них сформировался гораздо позднее. В Москве крупные поставщики бизнес- сувениров стали появляться во времена становления рыночной экономики. Компании, ориентированные на работу с клиентом, были первыми, кто обратил на нее внимание: банки, страховые компании, туристические фирмы, салоны красоты и т.д. Сегодня на подарки организации отводят в среднем 5-10% рекламного бюджета. За последние годы в России формировалась культура реализации бизнес - сувениров. Люди осознали необходимость сувенирной продукции как важного инструмента маркетинговой политики, производители и поставщики за счет этого существенно увеличили оборот. Растет число компаний, специализирующихся на сувенирной продукции.

Маркетологи больших и малых брендов до 50% бюджета тратят на производство раздаточных сувениров, а рынок рекламных сувениров демонстрирует ежегодный рост на 15-20%. Сегодня в нашей стране «сувенирка является самостоятельной отраслью. В ней задействованы тысячи компаний, отличающихся по специализации, размеру и структуре производства. Значение рекламных сувениров для бизнеса возрастает с обострением конкуренции между компаниями: они начинают понимать, какую эффективность имеют подарки, и регулярно приобретают сувениры.

 

2.3  Подарочные изделия

Подарочные изделия используются, как правило, в ходе деловых встреч руководителей высшего звена организаций по случаю различных юбилеев, в связи с подписанием крупных коммерческих сделок и т. д. Обычно это престижные вещи: в зарубежной практике атташе-кейсы, письменные приборы, настольные, настенные и напольные часы; в практике российских внешнеторговых объединений – шкатулки с лаковыми миниатюрами (Палех, Федоскино), художественные альбомы, павлово-посадские платки, фарфоровые вазы, самовары и т. п. Перед вручением такие изделия, как правило, снабжают гравировкой или специальными дарственными табличками с фирменной символикой.

Заключение

Резюмируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что использование в рекламных кампаниях, на презентациях и PR акциях фирменных сувениров и других высококачественных аксессуаров в силу их относительно небольшой стоимости наверняка не нанесет серьезного финансового урона фирме-рекламодателю. В то же время вряд ли найдется столь же действенный инструмент для создания благоприятного имиджа и поддержания высокого реноме предприятия, что обязательно скажется на отношениях с партнерами и клиентами. Способ продвижения рекламы с помощью сувенирной продукции наилучшим образом воздействует на психику человека, служит легкой и не навязчивой, но очень действенной формой рекламного пиара в наше время.

 

Список литературы:

1. Бардина, Р.А. Изделия народных  художественных промыслов и сувениры. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая  школа, 1977. 312 с.

2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. 4-е изд. перераб. и доп. СПб.: Изд. дом  «Герда», 2002. 320 с.

3. Биржаков, М.Б., Маринин, М.М. Shopping/покупки // Туристские фирмы. 1997. Вып. 12. С. 231-253.

4. Богданова, С. Туризм на земле  Югорской // Российская туристическая  газета. 2001. № 18-19. С. 4.

5. Воевецкая, И. Никольская ярмарка…  Звонкая и яркая! // Городские будни. 2002. № 52. С. 2.

6. Гранин, Д.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2.: Рассказы и повести; Путешествия. Л.: Худож. лит., 1989. 533 с.

7. Княжева, А. Семьсот подарков области // Тюменский курьер. 2003. № 91. С. 2.

8. Копылов, В.Е. Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера: В 3 кн. Кн. 1. 3-е изд., испр. Тюмень: ИФ «Слово», 2002. 336 с.

9. Менеджмент туризма / Научн. ред. В.А. Квартальнов. М.: Российская международная  академия туризма, 1996. 230 с.

10. Назарова, К.Н., Ордынская, Т.Н. Русский сувенир. М.: Реклама, 1973. 80 с.

11. Орловский, Э.И. Сувениры. М.: Экономика, 1974. 183 с.

12. Осадин, Б. Югра Валерия Кушникова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. № 1. С. 17-18.

13. Тарабаева, И. Тюменские голоса XX в. // Тюменские известия. 2001. № 78-79. С. 4.

14. Туризм в ХМАО – не мечта, а реальность // Жизнь Югры. 2002. № 45. С. 2.

 Ирина Морозова. «Рекламный  креатив: в поисках ненавязчивой  идеи» Издательство «Гелла-принт», 2003г.

Ю.С. Бернадская, С.С. Марочкина, Л.Ф.Смотрова. Под ред. Л.М. Дмитриевой. – М. «Основы рекламы» Издательство «Наука», 2005г.

Журнал «Рекламные технологии» №6 (75), 2006г.

Материалы с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Головлева Е.Л. «Основы рекламы. Учебное пособие.» - Феникс,2005.

Ф.Г.Панкратов, Ю.К.Баженов, В.Г.Шахурин Рекламная деятельность.: Учебник – М:, 2005.

Ромат Е.В. «Реклама» :Питер, 2007г

Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности: Учеб. пособие – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 

15. Чичкина, С. Матрёшки бывают разными // Российская туристическая газета. 2001. № 38. С. 8.

16. Чичкина, С. Экзотикой по стереотипам // Российская туристическая газета. 2002. № 6. С. 4.

17. Шайхтдинова, Н.Х. Народное искусство  Тюменской области XIX-XX вв.: Метод. разраб. в помощь лектору. Тюмень, 1989. 29 с.

 

 


 



Информация о работе Сувенирная продукция в туризме