Сувенирная продукция в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 02:04, курсовая работа

Краткое описание

Традиционный бум на рынке сувенирной продукции начинается в преддверии новогодних праздников. Поздравление с Новым годом является, пожалуй, одним из наиболее удобных способов совместить приятное с полезным: преподнести партнерам подарок и ненавязчиво напомнить о себе. В последний месяц года у фирм, изготавливающих сувенирную и печатную продукцию с нанесением логотипа предприятия, как правило, заказы увеличиваются примерно вдвое.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты сувенирной продукции в туризме 5
1.1 Понятие и классификация сувениров 5
1.2 Происхождение и основные виды сувениров 6
2 Сувенирная продукция как элемент туристской индустрии 10
2.1 Современный рынок сувенирной индустрии
2.2 Современный рынок сувенирной индустрии в Мордовии 13
2.3 Подарочные изделия 14
3 Проект брошюры «100 рецептов Мордовской кухни»
3.1 Введение
3.2.Значимые блюда (свадебные)
3.3. Хлебные изделия
3.4 Каши
3.5 Напитки
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2014.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. П. ОГАРЕВА»

 

 

Факультет географический

Кафедра международного и регионального туризма

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ В ТУРИЗМЕ,

 

 

 

Автор курсовой работы                                         27.05.2014    И. И. Самылина         Специальность    100400.62  туризм      

Обозначение курсовой работы  КР-02069964-100400.62-15-13

Руководитель работы    

доцент                                                                    27.05.2013    Н. Ю. Прасалова

 

 

 

                       Оценка:

 

 

Саранск

2014.

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

1. Теоретические аспекты сувенирной  продукции в туризме                         5

1.1 Понятие и классификация сувениров                                                 5

1.2 Происхождение и основные  виды сувениров                                      6

2 Сувенирная продукция как элемент  туристской индустрии                         10

2.1 Современный рынок сувенирной индустрии

2.2 Современный рынок сувенирной  индустрии в Мордовии              13

2.3  Подарочные изделия                                                                           14

3  Проект брошюры «100 рецептов Мордовской кухни»    

3.1 Введение

3.2.Значимые блюда (свадебные)

3.3. Хлебные изделия

3.4 Каши

3.5 Напитки               

Заключение                                                                                                           

Список использованных источников                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Индустрия рекламных сувениров зародилась в США в 1845 г. Именно тогда неизвестный коммивояжер страховой компании снабдил свои рекламные карточки календарным блоком. К 1900 г. в качестве рекламных сувениров применялись даже лошадиные попоны, тенты для автофургонов и деревянные щупы для измерения уровня бензина. Ряд сувениров того периода, такие как линейки и карандаши, широко используются и сегодня.

Классические бизнес-сувениры - это, по сути, бесплатные подарки на память, которые содержат информацию о компании-дарителе, ее логотип, адрес, телефоны, ссылку на сайт в Интернете. На западе традиция преподносить деловым партнерам такие подарки уже давно строго регламентирована: что, кому, когда и как дарить

Основным производителем и потребителем сувенирной продукции в мире были и остаются США. Во времена "железного занавеса" привозимые из за рубежа бизнес-сувениры были символом благосостояния и принадлежности к касте "выездных". Зажигалка с логотипом "Мальборо", брелок со звездой "Мерседеса", красиво упакованный кусочек мыла из зарубежного отеля, даже пластиковый пакет из супермаркета становились предметом зависти.

В России же первые поставщики и производители бизнес-сувениров появились около 10-12 лет назад, однако массовый интерес к рекламе подобного рода возник лишь несколько лет назад. При этом первыми к рекламно-сувенирной продукции обратились компании, ориентированные на работу с клиентом: салоны красоты, сетевые магазины, банки, страховые компании, рестораны, спортивные клубы, телекоммуникационные компании, туристические фирмы. Для нашей страны деловые сувениры сегодня перестали быть роскошью или диковинкой, потребители быстро учатся выбирать, дарить и получать такие подарки.

 

Традиционный бум на рынке сувенирной продукции начинается в преддверии новогодних праздников. Поздравление с Новым годом является, пожалуй, одним из наиболее удобных способов совместить приятное с полезным: преподнести партнерам подарок и ненавязчиво напомнить о себе. В последний месяц года у фирм, изготавливающих сувенирную и печатную продукцию с нанесением логотипа предприятия, как правило, заказы увеличиваются примерно вдвое. Соответственно, производители рекомендуют клиентам озаботиться вопросом подготовки новогодних подарков если не летом, то, по крайней мере, ранней осенью, особенно если в планах значится разработка оригинальных предложений.

В моей работе рассматриваются виды сувенирной продукции, типы нанесения на сувениры, и их предназначение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  сувенирной продукции в туризме.

 

1.1 Понятие и классификация сувениров

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм. К ним относятся:

- транспортные предприятия;

- предприятия питания;

- предприятия размещения;

- туристские, экскурсионные бюро  и компании;

- учебные заведения туристского  профиля;

- информационные и рекламные  службы;

- предприятия по производству  сувениров;

- предприятия по производству  предметов туристского снаряжения  и инвентаря;

- научно-исследовательские организации туристского профиля.

Недостаточное развитие хотя бы одной из этих отраслей отрицательно сказывается на системе в целом и существенно снижает планируемые доходы от туризма. И наоборот, туристские центры, в которых всё поставлено на службу туристу и гармонично развиваются все отрасли туристской индустрии, получают максимальную прибыль.

К сожалению, не все и не всегда это понимают, и поэтому сувенирной продукции, её производству и использованию в процессе и в целях туризма не уделяется внимание как в теории туризма, так и на практике. Во многом это идёт от понимания сувениров как никому не нужных безделушек, не приносящих пользы и туристскому центру. Обоснованно ли это? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятие и сущность сувенира.

История сувенира уходит корнями в далёкое прошлое. С древних времён существовал обычай оставлять какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого народа и в каждой стране получил свою неповторимую окраску. Например, на Руси собравшемуся в военный поход ратнику девушка дарила на память о себе расшитый рушник, бояре преподносили иноземным послам собольи меха и в свою очередь получали сабли дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).

В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации возник и оформился в своём настоящем состоянии туризм [2; 24]. С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.

В настоящее время сувенир - это художественное или художественно оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для подарка другому лицу.

В большинстве случаев сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о чужой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности. Показательным является тот факт, что вместе со становлением туризма в конце XIX – начале XX в. во многих странах мира, в том числе и в России, началось возрождение давно забытых или угасающих народных художественных промыслов, которые стали фундаментом сувенирной отрасли.

Но сувениры – это не только изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. Писатель Д.А. Гранин, рассказывая о посещении острова Капри, писал: «Вплотную, друг за другом, тянулись лавочки, вывернутые наружу со своими товарами, так, что внутрь лавочки заглядывать не имело смысла. Всё, что есть примечательного, развешано на витринах, щитах, стоит на лотках. Главным образом это сувениры. Сувениры состоят из открыток, шкатулок, оклеенных ракушками, бутылок вина, кошельков, ножичков…» [6; 427].

Писатель правильно относит к сувенирам открытки, и даже вино, это не противоречит приведённому выше определению сувенира, а также подтверждается авторами, занимавшимися теорией сувенирной продукции – Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским. Каждый из них предложил свою классификацию сувениров, где выделил в отдельную группу или подгруппу продовольственные сувениры, парфюмерно-косметические, табачные.

Бутылка вина, привезённая из Франции, или коробка сигар из Кубы будут, либо прекрасным подарком, либо предметом, который напомнит человеку о посещённом им месте не только не хуже, чем, например, шкатулка оклеенная ракушками, но возможно и лучше. По утверждению учёных, запах и вкус могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем даже просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. Таким образом, сувенир хоть и часто, но не всегда является художественным изделием.

Однако, в отличие от изделий народных художественных промыслов, очень немногие изделия пищевой, полиграфической или другой промышленности могут стать сувениром. Критерии, по которым то или иное изделие можно отнести к сувенирной продукции, обозначены в предложенном выше определении сувенира. Вещь, не являющаяся изделием народных художественных промыслов или художественной промышленности, должна, по крайней мере, быть художественно оформлена, отображать местные природные или культурные особенности, достопримечательности. Также желательно, чтобы предмет имел небольшие размеры, что является существенным для большинства туристов. К сожалению, последнего не понимают многие тюменские художники, пишущие картины больших форматов, а также работники художественных салонов, предлагающие их туристам в качестве сувениров, от которых они, естественно, отказываются.

Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует создания классификации, необходимой для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций сувенирной продукции, предложенных Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки.

I. По тематике сувениры делятся на:

1) сувениры, связанные с определённым  местом, отражающие природу, национальные и местные особенности;

2) сувениры, связанные с какой-либо  датой или определённым событием;

3) сувениры, связанные с какой-либо  выдающейся личностью;

4) комбинированные.

II. По способу использования  сувениры делятся на:

1) утилитарные;

2) декоративные.

III. По преобладающему материалу  сувениры делятся на:

1) сувениры из дерева различных  пород, коры, лозы;

2) сувениры из бумаги, картона, папье-маше;

3) сувениры из керамики;

4) сувениры из поделочных камней, янтаря;

5) сувениры из стекла;

6) сувениры из металла;

7) сувениры из пластмасс;

8) сувениры из резины и каучука;

9) сувениры из кожзаменителей, кожи, меха;

10) сувениры из ниток, ткани, пряжи;

11) сувениры из кости, рога, перламутра;

12) сувениры, изготовленные из нескольких  материалов.

IV. По промышленно-отраслевой принадлежности сувениры делятся на:

1) сувениры народных художественных  промыслов;

2) сувениры художественной промышленности;

3) сувениры легкой промышленности;

4) сувениры полиграфической промышленности;

5) сувениры пищевой промышленности:

- сувениры кондитерской промышленности;

- сувениры ликёроводочной промышленности;

- сувениры табачной промышленности;

- прочие;

6) сувениры парфюмерно-косметической  промышленности;

7) прочие.

В теории туризма сувениры относят к товарам туристского назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт – совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием. Схематически это представлено на рис. 1.

Информация о работе Сувенирная продукция в туризме