Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:59, курсовая работа
Цель работы: Исследование состояния и тенденции развития автомобильного туризма на территории Украины
Объект исследования - рынок автотуризма Украины
Предмет исследования - автомобильный туризм
Введение 3
Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма 6
1.1 Организация плановых автомобильных путешествий 6
1.1.1 Автобусные путешествия 7
1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12
1.2.1 Прокат автомобилей 13
1.3 Организация самодеятельных путешествий 14
Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине 18
2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине 18
2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма 21
2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23
2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине 29
Выводы 32
Список использованных источников 35
Александр Волошановский. Автомобильный туризм 37
Организация движения в автомобильном путешествии 39
Автотранспорт в туризме 40
При разработке маршрута рекомендуется треть времени, отводимого на путешествие, но не менее 5-10 дней, планировать для отдыха на месте, включая поездки и экскурсии. Остальное время затрачивается на прохождение маршрута из расчета: до 500 км в день - при движении по автомагистралям и отличным шоссе; до 300 км - по хорошо асфальтированным или мелкощебенчатым дорогам; до 200 км - по неблагоустроенным и нетяжелым горным дорогам; до 100 км - по тяжелым горным и проселочным дорогам.
На основании собранных сведений о маршруте рекомендуется составить и распечатать портативную маршрутную карту. В плане маршрута следует предусмотреть:
дни и время прохождения городов и других населенных пунктов (зафиксировав расстояния между ними в убывающем порядке, чтобы заранее знать, сколько надо проехать в течение дня до следующего пункта);
дни и места профилактики, время для радиальных маршрутов, осмотра музеев и других экскурсионных объектов;
дни и места ночлегов.
В смете, кроме обычных путевых затрат, предусматриваются расходы на бензин, смазочные материалы, техобслуживание, ночлеги, питание, посещение музеев, а также резерв денежных средств на случай вынужденного ремонта.
К автомобильному путешествию надо серьезно подготовиться. Прежде всего, следует хорошо изучить автомобиль. За 1-2 месяца до путешествия нужно совершать тренировочные выезды за город в выходные дни, постепенно удлиняя дневной путь к концу тренировки и усложняя маршруты. В таких поездках надо изучать способы регулировки карбюраторов, электрооборудования, тормозов и других агрегатов, научиться правильно и быстро монтировать и демонтировать шины. Очень важна физическая подготовка всех участников поездки.
В первые дни путешествия не следует делать больших переходов. Ночью ездить не рекомендуется, но, если возникла такая необходимость, ехать надо медленно и быть чрезвычайно осторожным. Если при встрече с другим автомобилем свет фар ослепил водителя, глазам нужно дать отдых, чтобы вернуть им способность хорошо различать предметы; для этого следует притормозить, осторожно ехать к краю дороги, остановиться и выждать. Ни в коем случае нельзя ехать на ощупь. Можно порекомендовать хороший способ: пристроиться к впереди идущему автомобилю и следовать за ним на необходимом расстоянии с включенными подфарниками, чтобы не ослеплять водителя идущего впереди автомобиля через зеркало заднего вида. Езда в сумерках, в полутьме также требует большой осторожности, поскольку отдельные предметы трудноразличимы и все сливается с окружающей обстановкой.
Усталость водителя - одна из причин аварий. Однообразие движения на шоссе, монотонность работы двигателя постепенно притупляют остроту реакции водителя, его клонит к дремоте. В таких случаях надо немедленно остановиться, выйти из автомобиля, проделать энергичную зарядку. Если это не поможет, остановиться и подремать до восстановления бодрости.
Если группа состоит из 3-5 автомобилей, останавливаться на привал и ночлег можно в любом месте, установив дежурство (от которого водители освобождаются). Удобнее всего выбрать место ночлега, конечно же, в "организованном" месте: кемпинге, отеле и т.д. Там за небольшую плату обеспечивается охрана автомобилей, предоставляется ряд удобств, в том числе очаги для приготовления пищи, душ, продукты, почта, телефон, возможность зарядить мобильные телефоны и т.д. Почти во всех придорожных кемпингах и отелях имеются смотровые ямы и мойки для автомобилей.
На остановках "неорганизованных" для безопасности разжигать костер, примус или плитку надо подальше от автомобиля и с таким расчетом, чтобы ветер дул от него к огню.
Опасно останавливаться в высохших руслах горных рек и ручьев. Даже при отсутствии дождя из-за ливней далеко в горах в таких руслах может внезапно появиться вода и образоваться бурные потоки. Учитывая, что большую часть времени автотуристам приходится сидеть, на стоянках полезно периодически совершать пешеходные экскурсии, прогулки и т.п.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
1) организация автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей.
Автобусные путешествия Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.
В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Eurolincs"), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня "Eurolines" - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. "Eurolines" стала работать и в Восточной Европе.
Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%.
Европейская конференция министров транспорта (1984 г) выделяет три вида автобусного туризма:
1) поездки на рейсовых автобусах;
2) поездки на челночных автобусах;
3) специальные (чартерные) рейсы.
В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.).
Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях. На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по городам Европы также с экскурсионно-познавательными целями.
Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте "занят" один автобус.
По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.
Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.
Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами.
В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса.
В связи с этим Министерство транспорта РФ приняло решение от 07.02.97 г. № ЛШ-6/60 "О применении унифицированного комплекта листов поездки (контрольный документ с номером) на международном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении между Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Югославией".
В Европе в законодательном порядке устанавливаются общие для всех требования безопасности при организации автобусных туров.
Существует проект по ограничению скорости автобусов до 100 км/час. Это должно благотворно повлиять на окружающую среду, но может резко снизить конкурентоспособность автобусов по отношению к другим видам транспорта. Такие ограничения уже введены в большинстве западно-европейских стран, а также в некоторых восточно-европейских странах (например, в Хорватии).
Пока же туроператору, организующему автобусные туры, при планировании маршрутов в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в разных странах.
Для совершения туристских поездок в страны Европы необходимо также оформление специальной страховки (помимо медицинской) - гак называемой зеленой карты (страхование автогражданской ответственности в пользу третьих лиц при виновности застрахованного - International Motor Insurance Card).
В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых под туристские перевозки. Так, во многих странах запрещена работа автобусов на туристских маршрутах, если их срок эксплуатации превышает 8 лет. В соответствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев. И хотя по закону таможенники стран Европейского союза и восточно-европейских стран не могут проверить состояние дорожного транспорта и продолжительность пребывания за рулем шофера, в случае больших сомнений они могут прибегнуть к помощи полиции и жандармерии, работающих на таможенном пункте.
В соответствии с решениями Европейской конвенции по работе экипажей транспортных средств с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9 должны быть обязательно оборудованы тахографами.
Это требование относится ко всем транспортным средствам, участвующим в международных перевозках, в том числе и к российским. В случае его невыполнения эксплуатация автобуса будет запрещена.
Тахограф - это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автомобиля и водителя. Он автоматически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, различные периоды труда и отдыха водителя. Записи производятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.
Права и обязанности перевозчика и туристов регламентируются договором на перевозку, договором на туристское обслуживание и ваучером.
Автобусные путешествия могут быть организованы на собственных автобусах, принадлежащих туристским фирмам, а также на арендованных автобусах, принадлежащих независимым автотранспортным предприятиям (АТП) Министерства транспорта РФ.
Как правило, российские фирмы работают с арендованными автобусами. С такими АТП туристская фирма заключает специальный договор на аренду автобуса под туристские перевозки.
Путешествия с использованием личного транспорта туристов Организация пакетного тура автомобильного путешествия включает весь набор услуг, за исключением транспортных. Однако специальную помощь в организации передвижения туристов по маршруту на своих автомобилях туристская фирма все же оказывает. Это отражается на специфике организации автомобильных туров.
Самые распространенные для этого вида путешествий - поездки выходного дня. По видам туризма наиболее популярными автотурами являются оздоровительные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).
В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В развитых странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных прежде всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.
Процесс подготовки автопутешествия включает:
* разработку маршрута;
* разработку графика движения;
* оформление маршрутной документации.
Документы туристу в дороге потребуются следующие: паспорт (при путешествиях за границей - иностранный паспорт с визами соответствующих стран), удостоверение на право вождения автомобиля (для зарубежных путешествий - международного образца), технический паспорт автомобиля, талон предупреждений, доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своей или прокатной машине), маршрутные документы, сервисная книжка, нотариально заверенная копия технического паспорта (если планируется перевоз машины по железной дороге), "зеленая карта", медицинская страховка (при выезде за рубеж). Данные в техпаспорте должны быть дублированы на английском языке.
Что касается водительского удостоверения для зарубежных автопутешествий, а также для проката автомашин за рубежом для российских туристов, то этот вопрос регулируется международным документом в этой области - Конвенцией о дорожном движении. Российская Федерация входит в число договаривающихся сторон, поэтому документы, выданные на территории нашей страны, полностью соответствуют международному образцу стран - участниц Конвенции.
Необходимо оформить страховку на автомобиль - на случай гражданской ответственности при дорожно-транспортном путешествии (ДТП). При путешествиях за рубеж в обязательном порядке оформляется так называемая зеленая карта - страхование автогражданской ответственности при ДТП (International Motor Insurance Card).
Также необходимо застраховать и сам автомобиль. Страхование производится на случай утраты или повреждения автомобиля в результате аварии, пожара или стихийного бедствия.
Если в многодневное путешествие собирается несколько человек (экипажей), то желательно определить руководителя автопутешествия. Им должен стать самый авторитетный и опытный водитель. При этом необходимо составить список участников путешествия, который содержит: фамилии, имена, отчества, даты рождений владельцев автомобилей и всех пассажиров, их домашние адреса, группы крови, марки и номера машин (по-экипажно). Такой список желательно составлять и на один путешествующий экипаж (если поездка заграничная, то желательно продублировать его на английском языке).