Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:59, курсовая работа
Цель работы: Исследование состояния и тенденции развития автомобильного туризма на территории Украины
Объект исследования - рынок автотуризма Украины
Предмет исследования - автомобильный туризм
Введение 3
Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма 6
1.1 Организация плановых автомобильных путешествий 6
1.1.1 Автобусные путешествия 7
1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12
1.2.1 Прокат автомобилей 13
1.3 Организация самодеятельных путешествий 14
Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине 18
2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине 18
2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма 21
2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23
2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине 29
Выводы 32
Список использованных источников 35
Александр Волошановский. Автомобильный туризм 37
Организация движения в автомобильном путешествии 39
Автотранспорт в туризме 40
В г. Прилуки туристы могут познакомиться с уникальным архитектурным комплексом периода барокко Густинским монастырем. Основанный в начале XVII в. среди дубовых лесов (отсюда и название), длительное время Густинский монастырь был неофициальным центром связей между Украиной, Россией и Молдавией. В свое время в нем побывал Т. Шевченко, который написал там три акварели, об этих рисунках поэт упоминает в повестях "Музыкант" и "Наймичка".
Г. Путивль предоставляет туристам возможность знакомства с Молчановским монастырем, основанным в 1579г. Ансамбль является наиболее ранним примером объединения разных архитектурных школ и принадлежит к оригинальнейшим и наиболее ценным памятникам архитектурных памяток Украины.
Новгород-Сиверский по праву гордится своим Спасо-Преображенским монастырем, основанным еще в начале ХІ века. В 1674 году, став архиепископом лазар Баранович организовал в Спасо-Преображенском монастыре типографию. В последующие годы на территории монастыря находилась бурса учеников Славяно-латинской школы, работал скрипторий, где изготовлялись рукописные книги. Во время второй мировой войны монастырь был разграблен и частично разрушен. Гитлеровцами здесь был организован лагерь для военнопленных. В послевоенные годы монастырь частично отремонтирован, а к празднованию 1000 города Переялав-Хмельницкий и 800-летия "Слова о полку Игореве" в монастыре проведены реставрационные работы и в 1989г. установлена скульптура Ярославны.
Город Чернигов, включенный в систему туристических маршрутов "Намисто Славутича" предоставляет туристам возможность ознакомиться сразу с двумя старейшими на Украине монастырями: Елецким Успенским, основанным в 604 г. и Троицко-Иллинским, заложенным, согласно летописи в 1069г.
Система туристско-экскурсионных маршрутов "Намисто Славутича", предусматривает исчерпывающую презентацию историко-культурного потенциала региона во время туристических путешествий, и с этой целью составлен детальный перечень историко-культурных памяток региона по географическому принципу - сведения о наличии указанных объектов предоставляются в населенных пунктах, включенных в систему "Намисто Славутича".
Анализ литературно-информационного материала о природно-рекреационном и историко-культурном потенциале региона "Намисто Славутича" наглядно демонстрирует величайшие возможности для оказания туристических услуг практически для любой категории туристов и практически в любое время года, предоставляет возможности для дальнейшего развития автотуризма в Украине.
Анализ информационных материалов по проблемам развития автотуризма в Украине, который, кстати, носит бессистемный и региональный характер, позволяет все же отметить, что в Украине в течение последних пяти лет ощутимыми темпами ведется дорожное строительство.
По сообщениям Укравтодор, только в одной Киевской области в течение 2006-2007 г. реализовано 6 автодорожных проектов, реконструированы транспортные узлы трасс Киев-Одесса, Киев-Чоп. Большое внимание уделяется строительству объездных дорог, тоннелей, мостов и усовершенствованию городских трасс. Такие работы ведутся практически во всех регионах, однако, как отмечают аналитики, проблемы, которые накапливались десятилетиями, невозможно разрешить в столь короткий срок [10; c.17].
Сезонность автотуризма в сравнении с другими подотраслями массового отдыха не является столь острой и непреодолимой. Хорошая транспортная доступности создает перспективы для круглогодичного массового туризма в выходные и праздничные дни.
Хорошими темпами развивается техническое обслуживание и заправочная сеть. Сегодня эти вопросы решаются в Украине без особых проблем, хотя оставляет желать лучшего качество заправочных материалов.
В Украине появилась и работает широкая сеть аренды и проката автомобилей. Например, Всеукраинская прокатная компания АВТО - Драйв, - на сегодняшний момент самая большая автопрокатная сеть в Украине предоставляет возможность воспользоваться автомобилями как от ведущих фирм, так и отечественны - эконом класса. Территориально компания АВТО-Драйв покрывает практически всю Украину и насчитывает 20 прокатных станций. Сеть продолжает расширяться, а это позволяет удобно заказать автомобиль и в любом пункте проката сети его сдать. Арендовать автомобиль можно зарезервировав его непосредственно из сайта, фирмы, а также посетив или позвонив в одно из представительств.
На транзитных путях расположено большое количество кафе и ресторанов, многие из них расширяются, оборудуются номерами для отдыха, саунами, массажными и другими бытовыми услугами. Например, корчма "Рыбацкая деревня" (г. Симферополь) имеет небольшой зоопарк, пруд для рыбалки, домики для ночлега, большую баню с бассейном и "пещерой", лошадей для прогулки [6].
Питание, торговля, размещение развиваются на основе частной инициативы, зачастую, без осмысленного государственного регулирования. Это зачастую приводит к тому, что новые предприятия мешают работе существующих, приводят к их упадку. Кадры, в таких заведениях, подбираются на основе семейных связей и зачастую не соответствуют требованиям необходимой квалификации.
Производство, продажа, аренда оборудования для целей автотуризма осуществляется на достаточно современном техническом уровне, однако с малоэффективными методами распространения. Можно сказать, что сегодня в Украине работают все мировые лидеры в производстве разборных домиков для туристов, палаток, тентов, автоприцепов, однако демонстрация этой продукции происходит в основном на презентациях и выставках, а дорожная информация работает не в полной мере на основе частной инициативе, а поэтому требует государственного регулирования.
Таким образом, можно прийти к выводу, что автотуризм в Украине развивается в основном, благодаря частной инициативе и, для своего потенциального развития требует общегосударственной программы, которая учитывала бы все составляющие данной сферы туризма.
Суммируя вышесказанное о развитии автотуризма в Украине можно сделать обобщающие выводы.
Автомобильный туризм - это система предприятий, обеспечивающих туристов, путешествующих на собственном или арендованном автомобильном транспорте.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном транспорте туристов; прокат автомобилей.
По характеру организации и проведения туристские путешествия делятся на плановые и самодеятельные. Плановыми автомобильными путешествиями могут быть путешествия на арендованном автотранспорте (автобус или микроавтобус), а также спортивные путешествия на личном или арендованном транспорте.
Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами. В Украине организация перевозки туристов на автотранспорте регулируется Законом Украины "Об автомобильном транспорте", Правилами предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта с изменениями от 16 сентября 2007г.
Украина в недавнем прошлом имела большой практический опыт организации автотуризма. Особенно развит был туризм на частном автомобильном транспорте. Для автопутешественников разрабатывались маршруты различной категории сложности, они обеспечивались картами-схемами. Автотуристы ставили палатки в простейших кемпингах, местные жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов подвозилось на автолавках. Несмотря на определенные трудности, автотуризм активно развивался.
Организованный автобусный туризм был развит меньше, поскольку населением широко использовались железнодорожный и воздушный транспорт, имевший в то время относительно небольшую стоимость. Поэтому автобусы в основном использовались внутри регионов для проведения экскурсий.
С развалом Советского Союза, распалась и организованная система автотуризма. Этому способствовали экономическая и политическая нестабильность. Появилась опасность со стороны криминальных структур осуществлять поездки на автотранспорте.
Украина имеет огромный физико-географический, климатический и историко-культурный потенциал для развития автотуризма, причем не только для украинских граждан, но и для иностранного туриста, для которого Украина пока является неизведанной страной.
Сегодня приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам и многодневные туристические путешествия. Базой организованного автобусного и приватного путешествий на личном транспорте является Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов "Намисто Славутича", созданная на основе рекреационного потенциала всех областей Украины.
Анализ информационных источников свидетельствует о том, что в Украине наметилось оживление в сфере автомобильного туризма, достигнуты определенные рубежи развития инфраструктуры. Значительное внимание уделяется развитию и совершенствованию автомобильных дорог; большая автопрокатная сеть; имеется разветвленная сеть автозаправочных станции и пунктов СТО. Дальнейшее развитие получила сеть размещения автотуристов - от небольших гостиниц, кемпингов, мотелей до палаточных городков и платных стоянок.
Транзитные автотуристы имеют возможность получить питание в многочисленных придорожных ресторанах, кафе, буфетах, работающих круглосуточно.
Наряду с положительными тенденциями в сфере автотуризма Украины имеются еще нерешенные проблемы. Прежде всего, при анализе развития автотуризма, явным становится то, что данная сфера развивается "самотеком", на основе частного предпринимательства и в отсутствие государственного регулирования, потому не соответствует уровню международного стандарта.
Дальнейшего совершенствования требуют автомобильные трассы; пункты размещения автотуристов; упрощение системы проката автомобиля; совершенствование информационной базы для автотуристов - возможность приобрести конкретные схемы-маршруты, карты автомобильных дорог регионов путешествия и пр.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что главной проблемой, тормозящей развитие автотуризма, - является отсутствие государственной программы развития автотуризма в Украине, которая объединила бы разрозненные пока предприятия автотуризма в стройную разветвленную систему с привлечением участников из смежных отраслей; определила приоритеты развития, поставила четкие цели и задачи.
1. Закон Украины "Об автомобильном транспорте". -К.: Парламентське видавництво. - 2003. -23с.
2. Правила надання послуг пасажирського автомобільного транспорту / Витяг // Законодавство. -2007. -№30.
3. Автомобильные и мотоциклетные туристские маршруты / Состав. Столяров О.А. . - М.: Профиздат, 1990. -384с.
4. Бейдик О.О. Рекреаційно-туристські ресурси України: методологія та методика аналізу, термінологія, районування. -К.: Вид-во Київ. унів., 2001. - 395с.
5. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки - СПб.: Герда, 2001. - 400 с.
6. Волошановский А. Автомобильное путешествие. Особенности организации // http: // www. ukrtourism. com
7. Гетьман В.І. Автотуризм чи автомобільний туризм: теорія і реальність. -К.: 2002. - 185с.
8. Гостиничный и туристический бизнес /Под ред.А.Д. Чудновского. -М.: Тандем, 2000. - 460с.
9. Гуляев В.Г. Туристские перевозки. - М.: Финансы и Статистика, 1998. - 368 с.
10. Дармостук И. Дорожный бум // Зеркало недели. -2006. -№29. -С.17-18.
11. Зорин Е.В., Виноградов П.А. Туризм и отраслевые системы: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2001. -178с.
12. Котов Г.Г. Организация и проведение туристских походов. -М.: Профиздат, 1986. - 248с.
13. Мальська М.П., Худо В.В. Туристичний бізнес: теорія та практика: Навчальний посібник. -К.: Центр учбової літератури, 2007. -424с.
14. Прейгер Д., Малярчук І. Розвиток іноземного туризму в України в контексті розбудови міжнародних транспортних коридорів // Економіка України. - 2001. -№6. - С. 20-28.
15. Сорк Д.И. Туризм. Транспорт. - М.: Спрос, 1997. - 160 с.
Транспорт і шляхи сполучення /Під ред. . Затворницького. -К.: Транспорт, 1997. -172с.
16. Фастовець О.О. Організація транспортних подорожей і перевезень: Навчальний посібник. -К.: Музична Україна. -2003. -190с.
17. Федорченко В.К., Костюков О.М. Історія екскурсійної діяльності в Україні: Навч. посібник. -К.: Кондор, 2004. -166с.
18. Харитонов Є.О., Харитонова О.І. Правове регулювання перевезень в Україні: навчальний посібник: Х.: Одіссей, 2006. -560с.
Автомобиль как средство передвижения открывает широкие возможности для туризма, но предъявляет автотуристу ряд дополнительных требований (отличное знание материальной части, безупречная техника вождения по любым дорогам, умелая эксплуатация и обслуживание автомобиля, большая физическая выносливость в связи с длительными переездами и преодолением различных препятствий). Автомобильный туризм требует особенно тщательной подготовки путешествия.
Лучше всего путешествовать группой из нескольких автомобилей. Туристы, едущие на одном автомобиле, особенно на дальние расстояния или по сложному маршруту, в пути могут столкнуться с различными осложнениями, из которых без посторонней помощи выйти будет трудно. Группу автотуристов надо подбирать так, чтобы участники преследовали одинаковые цели. В группе должно быть не более 6-8 автомобилей, иначе трудно сохранять строй колонны и намеченный ритм движения. Целесообразнее и проще организовать поездку 6-8 туристов на 2-3 автомобилях. Желательно на каждом из них иметь 2 водителей: подменяя друг друга, они смогут отлично отдохнуть в пути. Не всегда выполнимо, но рекомендуется подобрать однотипные марки автомобилей: это позволит всей колонне двигаться с одинаково высокой скоростью и везти с собой хорошо подобранный ассортимент запасных частей: -) Выбор маршрута и его протяженность в автомобильном путешествии зависят от количества дней, отведенных на поход, состояния дорог, времени года, количества и квалификации водителей, физической подготовленности и возраста участников, состояния автомобилей и материальных возможностей группы.