Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:59, курсовая работа
Цель работы: Исследование состояния и тенденции развития автомобильного туризма на территории Украины
Объект исследования - рынок автотуризма Украины
Предмет исследования - автомобильный туризм
Введение 3
Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма 6
1.1 Организация плановых автомобильных путешествий 6
1.1.1 Автобусные путешествия 7
1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12
1.2.1 Прокат автомобилей 13
1.3 Организация самодеятельных путешествий 14
Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине 18
2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине 18
2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма 21
2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23
2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине 29
Выводы 32
Список использованных источников 35
Александр Волошановский. Автомобильный туризм 37
Организация движения в автомобильном путешествии 39
Автотранспорт в туризме 40
Развитие автомобильного туризма в Украине
Введение 3
Раздел 1. Общая характеристика автомобильного туризма 6
1.1 Организация плановых автомобильных путешествий 6
1.1.1 Автобусные путешествия 7
1.2 Автомобильные путешествия с использованием личного автотранспорта 12
1.2.1 Прокат автомобилей 13
1.3 Организация самодеятельных путешествий 14
Раздел 2. Развитие автотуризма в Украине 18
2.1 Исторический аспект развития автотуризма в Украине 18
2.2 Комплексная характеристика ресурсов Украины, как потенциала для развития автотуризма 21
2.3 Национальная система туристско-экскурсионных маршрутов Украины 23
2.4 Достижения и проблемы современного этапа развития автотуризма в Украине 29
Выводы 32
Список использованных источников 35
Александр Волошановский. Автомобильный туризм 37
Организация движения в автомобильном путешествии 39
Автотранспорт в туризме 40
Вопрос, где и как провести ежегодный отпуск или выходные дни, возникает практически перед каждым человеком в любой стране. Огромные возможности в этом отношении предоставляет туризм.
Хорошо организованный активный отдых в любое время года привлекает многих людей. Участие в туристских походах и путешествиях способствует укреплению здоровья, дарит незабываемые впечатления от знакомства с новыми местами. Велико также и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий. Они позволяют лучше узнать историю и традиции народа, познакомиться с достопримечательными памятниками старины и красотами родной природы.
Украина - одно из самых больших государств в Европе и богата на разнообразные природно-рекреационные ресурсы, многочисленные памятки, которые отражают ее многовековую историю и культуру. Среди них наибольшее значение имеют историко-культурные памятки времен государства "Киевская Русь" (ІХ - ХІІ ст.) и периода национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., архитектурные памятники (оборонные, культовые, гражданские) разных эпох и стилей; музеи, где собраны ценные коллекции произведений искусств; места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей истории, науки и культуры; мемориальные комплексы и т.д.
Автомобиль обеспечивает свободу и быстроту передвижения туристской группы, расширяет ее возможности для активного знакомства с краем, позволяет сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. Пользуются автомобильным транспортом миллионы людей, но далеко не все из них, кто совершает поездки по дорогам, являются туристами. Стремление познать свою и другую страну, узнать новое об их истории, культуре, природных достопримечательностях, архитектурных памятниках, обменяться впечатлениями с товарищами - все это отличает туриста от автолюбителя.
Стабилизация обстановки в Украине и постепенное улучшение благосостояния населения дает нам вновь возможность обсуждать такое явление в нашей стране, как автотуризм.
Актуальность данного исследования состоит в том, что индустрия туризма и, в частности автомобильного, развивается в условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем туристическом рынке, и для Украины, имеющей мощный потенциал для развития этой сферы, необходимо его в полной мере использовать
Цель работы: Исследование состояния и тенденции развития автомобильного туризма на территории Украины
Объект исследования - рынок автотуризма Украины
Предмет исследования - автомобильный туризм
Задачи работы:
на основе изучения теоретического материала дать характеристику видам автомобильного туризма;
исследовать исторические аспекты развития автотуризма в Украине;
дать комплексную характеристику ресурсного потенциала Украины, как базы для потенциального развития автотуризма;
охарактеризовать национальную систему автомобильных туристских маршрутов Украины.
В работе использованы теоретические методы: анализ, систематизация, классификация.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблемам развития автотуризма уделяется недостаточное внимание. Исследования М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова, А.Д. Чудновского, вопросы автотуризма освещают лишь косвенно, а специализированная книга Г.Г. Котова "Автомобильный туризм" уже утратила свою актуальность.
В учебном пособии А.А. Фастовца "Организация транспортных путешествий и перевозок", изданного в Украине, украинскому автотуризму внимание вообще не уделяется. Интернет-ресурсы по данному вопросу не затрагивают теоретических проблем автотуризма и не содержат аналитических данных развития автотуризма в Украине.
Структура работы включает в себя введение, два раздела, выводы и список использованной литературы. Первый раздел мы посвятили рассмотрению теоретических основ организации автомобильного туризма. Отдельно рассмотрены вопросы организации плановых туристических путешествий и самодеятельных путешествий на автотранспорте.
Во втором разделе проанализированы исторические аспекты развития туризма в Украине и его состояние на современном этапе.
Полученные в ходе работы результаты по указанным вопросам обобщены в заключении и предоставлен список использованных материалов.
Автомобильный туризм - это система предприятий, обеспечивающих туристов, путешествующих на собственном или арендованном автомобильном транспорте [12; c.5].
Автомобильный вид туризма появился почти одновременно с появлением первого автомобиля, который на заре его создания называли "машиной или повозкой для туризма". Но широкое развитие автотуризма в мире началось после второй мировой войны. Именно в этот период начался настоящий автомобильный бум и как следствие развития практики туристских поездок.
На мировой рынок автомобильные компании одна за другой стали выбрасывать современные, причем постоянно обновляемые, модели автомобилей. Наряду со строительством современных весьма протяженных, в том числе и трансконтинентальных, автострад путешествия на автомобилях становились довольно удобными и комфортабельными.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления:
1) организация автобусных путешествий;
2) организация путешествий на личном транспорте туристов;
3) прокат автомобилей.
По характеру организации и проведения туристские путешествия делятся на плановые и самодеятельные.
Автомобильные поездки по плановым маршрутам обеспечивают максимум удобств и услуг, развивают интерес к историческим и культурным ценностям, способствует бережному отношению к природе. Участники этих путешествий обеспечиваются устройством на ночлег, питанием, экскурсионным обслуживанием.
Плановыми автомобильными путешествиями могут быть путешествия на арендованном автотранспорте (автобус или микроавтобус), а также спортивные путешествия на личном или арендованном транспорте. Рассмотрим более детально, как наиболее распространенные, автобусные автопутешествия.
Автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использовались в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.
В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - Совет "Евролиний" ("Eurolincs"), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные компании выступили под одной торговой маркой, выработали общую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общими стандартами сервиса, правилами и системой скидок. Сегодня "Eurolines" - одна из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, и в нее входят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. "Eurolines" стала работать и в Восточной Европе [14; c.23].
Подписание Шенгенского соглашения дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%.
Европейская конференция министров транспорта (1984 г) выделяет три вида автобусного туризма:
поездки на рейсовых автобусах;
поездки на челночных автобусах;
специальные (чартерные) рейсы.
В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т.д.) [16; c.78].
Будучи экономическим видом туризма, доступным широким слоям населения, автобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов. Приоритет отдается автобусным турам выходного дня - довольно популярны 2-3-дневные поездки по городам Европы в экскурсионно-познавательных целях.
На втором месте по популярности - маршрутные туры продолжительностью 1-2 недели по различным городам также с экскурсионно-познавательными целями.
Сезонность при организации автобусных туров не играет такой большой роли, как в других поездках. Фактически автобусные туры осуществляются в течение всего года. Некоторый спад спроса наблюдается в январе-феврале. В течение этих двух месяцев обычно на одном маршруте "занят" один автобус.
По мнению специалистов, при всей важности ценового аспекта конкуренция на рынке автобусных туров наблюдается в области разнообразия маршрутов и качества обслуживания.
Открытие движения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Для упрощения договоров на международные перевозки в рамках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перевозок зафиксированы Гаагской (1989 г) декларацией по туризму и Шенгенским соглашением для членов Европейского союза.
Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регулируется постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма" от 29 октября 1994 г. и другими актами.
В соответствии с Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами (АСОР), принятым в Дублине 26 мая 1982 г., для нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы используется контрольный документ (листы поездок), который должен находиться на борту автобуса [15; c.43].
В Украине пассажирским перевозчикам (субъектам туристической деятельности, предоставляющим транспортные услуги) для согласования схемы маршрута и расписания движения туристских перевозок в Госавтоинспекцию необходимо предоставить следующие документы:
Заявление.
Копию водительского удостоверения водителя.
Справку с места работы о стаже работы водителем автобуса.
Копию медицинской справки водителя.
Акт технического осмотра автобуса.
Копию лицензии предприятия на пассажирские перевозки и лицензионной карточки транспортного средства.
Схему маршрута движения с указанием участков дорог, населенных пунктов, аварийно-опасных участков, мест остановки, согласованных с исполкомами местных советов.
Расписание движения.
В соответствии со ст.35 Закона Украины "Об автомобильном транспорте" туристские перевозки - это нерегулярные перевозки пассажиров по заранее определенным маршрутам с туристической целью [1; 11].
Документами на перевозку пассажиров автобусами по заказу и при туристских перевозках в соответствии со ст.38 вышеуказанного Закона являются: для пассажирского перевозчика - лицензия и документ, который подтверждает использование автобуса на законных основаниях; для водителя автобуса - удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист. Согласно ст.49 пассажирский перевозчик, который осуществляет туристские перевозки должен заранее согласовать маршрут, режим движения и условия перевозки.
В соответствии с разделом V Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта [2] для организации туристских перевозок пассажирскому перевозчику необходимо определить маршрут перевозки туристов, как правило, такой, по которому уже осуществляются регулярные автобусные перевозки; определить места остановки автобуса, которые согласовываются с исполкомами местных советов в соответствии со ст.30 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине"; составить схему маршрута с нанесением на нее участков дорог, населенных пунктов, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, аварийно-опасных участков и т.п.; составить расписание движения.
В соответствии с п.17 Правил пассажирский перевозчик обязан ознакомить водителя с паспортом маршрута и обеспечить его схемой маршрута и расписанием движения, согласованными с Госавтоинспекцией.
Перевозки организованных групп детей осуществляются в соответствии с разделом III Правил, а также согласовано требований совместного приказа Министерства транспорта Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства внутренних дел Украины, Министерства Украины по делам семьи, детей и молодежи от 27.07. 2004 г № 672/831/623/120.
Перевозка детей разрешается только в автобусах средней и большой вместимости, которые прошли предрейсовый технический осмотр, и осуществляется только в светлое время суток и при благоприятных условиях. Для перевозки групп детей пассажирские перевозчики выделяют водителей, которые имеют удостоверение водителя соответствующей категории и стаж управления автобусом более трех лет, прошли периодический медицинский осмотр, имеют медицинскую справку установленного образца.