Программа событийного туризма по празднику Иван Купала

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, творческая работа

Краткое описание

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. [3]

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Глоссарий……………………………………………………………………….6
2. Праздник Ивана Купалы………………………………………………………8
3. Историческое развитие праздника………………………………..……….…10
3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси…………………….…10
3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния……..11
3.3. Традиции праздника Ивана Купала…………………………………….13
3.4. Народные поверья и обычаи…………………………………………....18
3.5. Приметы…………………………………………………………………19
4. Праздник Ивана Купалы в других странах………………………………….20
5. Проведение праздника Иван Купала………………………………………...22
6. Обряды, приметы и гадания на праздник Иван Купала……………………33
7. Программа мероприятия «Праздник Иван Купала»………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 7.44 Мб (Скачать)

Нашлась библейская легенда  и к летнему солнцестоянию, которая  повествует о том, что отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Жили они хорошо, бога супруги молили об одном - о ребенке. И вот однажды, к Захарию, явился Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Захария не поверил посланнику, и в наказание лишился дара речи. Заговорил священник только после того, как у него родился сын - Иоанн. Ему было предначертано стать провозвестником Спасителя, объявить о его пришествии и, тем самым, о наступлении «дня господня». Поэтому Иоанна назвали Предтеча. Он призывал людей к покаянию перед богом и покаявшиеся проходили обряд очищения в водах реки Иордан, который называли «крещение водой» или "полное погружение". Проводил крещение Иоанн, за что и получил еще одно имя - Креститель. По преданию: в водах Иордана от Иоанна приняли крещение в Иисус Христос и некоторые из его учеников. Увидев Иисуса Христа, Иоанн указал на него своим ученикам и всем присутствовавшим и сказал: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира». [7]

На сегодняшний день церковь относит праздник Рождества  Иоанна Крестителя к категории великих  праздников. Он менее значим, чем  двунадесятые, но более почитаем в  народе по сравнению с остальными. [6]

 

3.3. Традиции праздника Ивана Купала

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.

Обязательным обычаем  Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал  запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Русском Севере в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с  огнём, и их союз считается природной  силой. Символом такого соединения являются костры  по берегам рек, которые  жглись в этот день. Кроме того, в  Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь. [6]

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой.  Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил  природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки, прыгали. [7]

В день Ивана Купалы купались в росе и воде. Считалось, что Иванова  роса помогает от угрей и прыщей, если ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой.

Есть несколько народных примет на этот день. «На Иванов день солнце на восходе играет». «Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов». «На Ивана ночь звездная - много будет грибов». «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться». А согласно пылкой фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные чудеса. [8]

Июль – месяц летнего  солнцестояния. 7 июля многие народы отмечали один из самых древних праздников — Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор  сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение. [6]

Первый день называют по-разному, иногда даже один и тот  же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. [7]

Характерная примета  Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные  в Иванов день, кладут под Иванову  росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Главным героем растительного  мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.

Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

«Иван Марью

Звал на купальню.

Где Иван купался —

Берег колыхался.

Где Марья купалась —

Трава расстилалась.

Купался Иван,

Да в воду упал». [6]

Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и  цветы, которые в настоящее время  в народной медицине используются как  лечебные.

Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах упоминали почти в каждой деревне. Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится. Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь. В деревне Забелье в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства и в литературе о купальской обрядности на Псковщине.

Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в деревне Забелье исполняют песню: «Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом», а в деревне Кросяково поют другую песню: «Сегодня Купальня, а завтра Иван– Будет лихо, девки, вам». Называют эти песни иванские.

По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула  нечисти: на болотах устраивались сборища  колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании «Историко - этнографические очерки Псковского края». В деревне Красяково ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живут которые. Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев. [8]

В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели  венки и бросали их в воду. Венки должны состоять из 16 видов трав, а трава разная, и колокольчик, и зверобой, тысячелистник и разная трава. В Порховском районе венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях «молчаливая вода».

Главная особенность  купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них  прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых  местах через купальский огонь прогоняли  домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.[6]

Из литературы мы узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи. [7]

В деревнях Себежского района в эту ночь могли закрыть трубу. А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры. [7]

3.4. Народные поверья и обычаи

  1. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
  2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.
  3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.
  4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.
  5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
  6. В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
  7. Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится. [9]

 

3.5. Приметы

1) Рецепт красоты.

Нужна чистая скатерть, с  которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

2) Проверка суженого

В ночь накануне Ивана  Купалы девицы опускают на речные волны  венки с зажженными лучинками  или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!

3) Защита от нападения.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники  крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.

4) Защита от взлома.

Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и  вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.

5) Бег с препятствиями.

Если на Иванов день перелезть  двенадцать огородов, любое желание сбудется. [8]

 

 

 

4. Праздник Ивана Купалы в других странах

Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В  Польше он известен как Соботки, на Украине - Купало или Купайло, в Литве - как Ладо. Одни народы справляют  так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.

В Литве Иванов День считается  праздником летнего солнцестояния  и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.

Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды.

Информация о работе Программа событийного туризма по празднику Иван Купала