Программа событийного туризма по празднику Иван Купала

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, творческая работа

Краткое описание

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. [3]

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Глоссарий……………………………………………………………………….6
2. Праздник Ивана Купалы………………………………………………………8
3. Историческое развитие праздника………………………………..……….…10
3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси…………………….…10
3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния……..11
3.3. Традиции праздника Ивана Купала…………………………………….13
3.4. Народные поверья и обычаи…………………………………………....18
3.5. Приметы…………………………………………………………………19
4. Праздник Ивана Купалы в других странах………………………………….20
5. Проведение праздника Иван Купала………………………………………...22
6. Обряды, приметы и гадания на праздник Иван Купала……………………33
7. Программа мероприятия «Праздник Иван Купала»………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 7.44 Мб (Скачать)

Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.

После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его  до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют:

 

«Ой на святого 

Ой на Купалу

Девки гадали

Венки кидали

Кидали в воду

В воду быструю 

Скажи (ласковое название реки)

Про жизнь молодую 

С кем наша (река)

Век вековати

Кого наша (река)

Любым назвати 

Долго ль я жити

Долго ли буду

Неси (река) венок 

Не дай потонути.» 

 

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при  костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Обряды, приметы  и гадания на праздник Иван  Купала

Праздник включает множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай "выкатывать ржи" то есть мять их, валяясь по полосе. В день Аграфены Купальницы все девушки ("невесты" и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: "Умойте!" Это значит - подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, серёжки и проч. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. По убеждению народа, накануне ночи на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Ночью до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой. Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам:

1. Собирали 12 трав (чертополох  и папоротник обязательно), на  ночь клали под подушку, чтоб  приснился суженый - "Суженый-ряженый,  приходи в мой сад гулять!".

2. В полночь надо  было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.

 

 

3. Под голову на  ночь клали подорожник (трипутник)  со словами: "Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!".

Иван Купала принадлежал  к числу самых почитаемых, самых  важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие  всё население, причём традиция требовала  активного включения каждого  во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и "бурак", с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы «прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей». Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой  всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, - писал орловский  корреспондент в середине прошлого века, - одеваются в старое, грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причём, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах."

Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно  так же, как и вязать веники. В  некоторых деревнях после бани девушки  закидывали веник через себя в  реку: если потонет, то на этот год помрёшь. В других - вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов XIX века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина". В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора.

В купальских кострах  матери сжигали снятые с хворых детей  сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через  костры, устраивали шумные весёлые  игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы , оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Колдуны отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

Характерная примета  Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные  в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки". В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле- порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.

В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!

В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным  средством против разных недугов. Росою  в Иванову ночь умываются для  красоты и здоровья.

В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

Лихие мужики и бабы в  глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады.

Травы и цветы, собранные  на Ивана Купалу, почитаются более  целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются  с нечистью, бросают в затопленную  печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки...

Когда рвут травы, говорят: "Земля - мати, благослови меня травы  брати, и трава мне мати!"

Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые  сжигают, чтобы избавить себя от бед. Если через купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год проживет.

В Иванову ночь собирают траву - богатенку, которую втыкают  в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.

Под корнем чернобыльника  отыскивают земляной уголь, который  употребляется как средство от падучей  болезни и черной немочи.

Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и  вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Девушки собирают двенадцать трав (чертополох и папоротник обязательно) и кладут под подушку, говоря: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять!"

В полночь надо не глядя  набрать цветов и положить под  подушку, а утром проверить, набралось  ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под  голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник- попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

На Иванов день до восхода  солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди  двора, тогда среди скота падежа не будет.

В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, — для наилучшего предохранения от ведьм.

В Иванов день считается  именинником сам водяной, который  терпеть не может, когда в этот особенный день в его царство  лезут люди, и мстит им тем, что  топит неосторожного. [4]

Гадания на праздник Ивана Купалы

1) Гадание у костра

В праздничную ночь Ивана  Купала разводят большой костер и  прыгают через него. Если пламя  не касается прыгнувшего — благоприятный  знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.

2) Гадание по венку

Накануне Ивана Купала, девушки плетут венки из лесных и  полевых цветов. Вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок опускают в озеро или реку. Если венок  поплыл вдаль — желание сбудется, если же венок через непродолжительное время пристал к берегу недалеко от места, где его опустили в воду — желание не сбудется.

 

3) Гадание по кругам на воде

В широкую и глубокую миску наливают воду. На закате солнца воде шепотом говорят свое желание  и бросают небольшой камушек. Если число кругов на воде четное — желание сбудется, если нечетное — желанию не суждено сбыться.

4) Папоротниковое гадание

В ночь на Ивана Купалу папоротник приобретает поистине волшебную  силу, и в полночь наступает  самое подходящее время для ворожбы с помощью этого растения. Гадают, когда хотят узнать, кого из нескольких претендентов на вашу симпатию предпочесть. Гадать лучше компанией.

В полночь нужно выйти  в лес и сорвать столько веток папоротника, на скольких людей вы хотите гадать. Пометьте ветки, чтобы их не перепутать.

Затем нужно подойти к какому-нибудь водоему и около берега рукой прижать ветки ко дну. Затем резко отдернуть руку. Какая ветка раньше всех всплывет, тот парень или та девушка, скорее всего, и станут вашей судьбой.

5) Кольцо в воде

Надо взять обыкновенный стакан с совершенно ровным дном, без  всяких рисунков, налить в него воды и осторожно опустить на середину круглое обручальное кольцо, предварительно вычищенное, потом надо смотреть через  воду в середину опущенного кольца. В скором времени там появится образ суженного.

Гадание должно происходить  при свечах в полночь.

6) Гадание на воске

Для того, чтобы можно  было выполнить это гадание, берут  восковую свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую  ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растаял, берут стакан с холодной водой и сразу одним духом выливают в воду содержимое ложки.

По полученной фигуре гадают. Гадать нужно при свечах.

 

7) Имя суженого

В полночь девушки  выходят на улицу и спрашивают имя мужчины у первой проходящей женщины.

Информация о работе Программа событийного туризма по празднику Иван Купала