Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, творческая работа
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. [3]
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Глоссарий……………………………………………………………………….6
2. Праздник Ивана Купалы………………………………………………………8
3. Историческое развитие праздника………………………………..……….…10
3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси…………………….…10
3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния……..11
3.3. Традиции праздника Ивана Купала…………………………………….13
3.4. Народные поверья и обычаи…………………………………………....18
3.5. Приметы…………………………………………………………………19
4. Праздник Ивана Купалы в других странах………………………………….20
5. Проведение праздника Иван Купала………………………………………...22
6. Обряды, приметы и гадания на праздник Иван Купала……………………33
7. Программа мероприятия «Праздник Иван Купала»………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46
Приложение………………………………………………………………………47
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
сервиса и экономики
Псковский филиал
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Теория и технология туристской деятельности»
Тема: «Программа событийного туризма по празднику Иван Купала»
Выполнили:
Студентка 4 курса
Группы ОТ-81
Смородина Ольга Витальевна
Руководитель:
Аврамов Андрей Витальевич
Псков
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Глоссарий………………………………………………………
2. Праздник Ивана Купалы………………………………………………………8
3. Историческое развитие праздника………………………………..……….…10
3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси…………………….…10
3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния……..11
3.3. Традиции праздника Ивана Купала…………………………………….13
3.4. Народные поверья и обычаи…………………………………………....18
3.5. Приметы……………………………………………………………
4. Праздник Ивана Купалы в других странах………………………………….20
5. Проведение праздника Иван Купала………………………………………...22
6. Обряды, приметы и гадания на праздник Иван Купала……………………33
7. Программа мероприятия «Праздник Иван Купала»………………………..43
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. [3]
У наших древних предков существовало божество. Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.
Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). В эту ночь веселье, любовь и наслаждение сливаются воедино и праздник по праву считается самым веселым и сексуальным в году. Это Ночь Удовольствий и Наслаждений. В наше время из "народного" праздник стал fun-мероприятием, символом сближения с природой. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение растениями построек, разжигание костров, гадания на суженого, купание. В Ночь Ивана Купала разжигают огромный костер, огонь для которого добывают только древним способом — трением дерева о дерево. Как только его пламя разгорается, юноши и девушки, взявшись за руки, начинают через него прыгать. После веселых хороводов и танцев разгоряченная молодежь отправляется купаться.
Актуальность работы заключается в том, что данный праздник интересен всем возрастным группам, но следует отметить, что особенно сильный интерес к этому празднику проявляют молодые люди.
Главной целью данной работы является составление программы праздника Ивана Купалы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения праздника Ивана Купалы.
2. Определить положительные и отрицательные стороны данного праздника в современной эпохе.
3. Предложить рекомендации по улучшению проведения и продвижения праздника Ивана Купалы.
Объект исследования – праздник Ивана Купалы.
Предмет исследования – праздничные обряды Ивана Купалы.
В исследовательской работе были использованы следующие методы исследования: 1) аналитический; 2) анализ вторичных источников информации.
Исследовательская работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, семи параграфов, заключения, библиографии и приложения.
1. Глоссарий
Обряд – это есть такая разновидность обычая, цель и смысл которой – выражение (по большей части символическое) некоей идеи, чувства, действия либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием. [1]
Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. [1]
Праздник – это феномен культуры проявляющейся во временной генерализации социальных ценностей через внешние и внутренние символические интеракции и способствующий солидаризации общества. [1]
Ритуал – это публичное воспроизведение в символических действиях иносказательно выраженного коллективного опыта с целью приведения его участниками в соответствие с ним своего личного опыта и общественных взаимоотношений, а также публичного признания своего социального статуса и соответствующего публичного имиджа (мифологического образа) в качестве полномочного хранителя части коллективного опыта. [1]
Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна — переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kopati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. [7]
Купала, Купало — предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, персонификация праздника летнего солнцестояния — Ивана Купалы. Купало и Косторма сестра-близнец - дети богини Ночи Купальницы и Семаргла. [2]
2. Праздник Ивана Купалы
Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Великобритании, во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др. Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. [8]
Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[9]
На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях. [7]
3. Историческое развитие праздника
Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны окружающего мира, наблюдение за природными явлениями формировали у всех этносов соответствующие таинства, обряды и традиции. Солнце, дарующее тепло и свет, всегда было в центре внимания человека и поклонение ему, как богу присуще любому народу. Во время летнего солнцестояния в северных странах происходит наибольший расцвет природы. И конечно самый продолжительный день, полный тепла и света, и самая короткая ночь в году не могли остаться без внимания ни одной культурой. [8]
Однако, после крещения Руси, на большей части русских земель элементы купальской обрядности были частично утрачены либо претерпели метаморфическую адаптацию к довлеющей христианской религии. [6]
3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси
Историческая особенность формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений человека и природы. Природные явления требовали объяснений, которые в свою очередь сформировали богатый пантеон языческих богов. Поклонение каждому божеству характеризовалось особым ритуалом, таинством и обрядом. Сложная структура божественного пантеона оказывала сильное влияние в течение многих столетий на быт и культуру славян. Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связанны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий.
Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун – бог грома и огня, и Ярило – бог солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных.
Изображался Купала молодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, с венком из ярких, желтых цветов купальниц. Когда хлеба начинали дозревать, и приближалась пора их жатвы, ему приносили жертвы. Ярило, для простолюдинов был богом солнца, любви, производителем и покровителем животных, растений. [8]
Из преданий: Купальская Ночь – это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча Ярило с богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются брачные узы, но не «жрецами» или «волхвами», а самими богами - Ярило и Зарёй. Купание (смысл которого несёт название Праздника Купалы) проводится в одежде, которую можно сушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. Иногда день солнечного бога заканчивался «похоронами» Ярилы и его невесты. Соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду, так люди провожали солнце в далёкий зимний путь.
Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители Церкви: «в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют». [9]
3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния
Следующий период, который мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традиционный русский уклад жизни. Постепенно библейские сказания вытесняли языческую мифологию, но церковь столкнулась с неискоренимым стремлением славян преклонятся перед силами природы. Языческие традиции укоренившиеся в народе на протяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Жизнь простого человека в то время напрямую зависел от благосклонности матушки природы и академик Борис Рыбаков считает, что во времена социальных потрясений связанных с экономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат к язычеству в 1060 и 1230г. После чего церковь начала активно приспосабливать знаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсем несложно. [8]
Информация о работе Программа событийного туризма по празднику Иван Купала