Программа событийного туризма по празднику Иван Купала

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, творческая работа

Краткое описание

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. [3]

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Глоссарий……………………………………………………………………….6
2. Праздник Ивана Купалы………………………………………………………8
3. Историческое развитие праздника………………………………..……….…10
3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси…………………….…10
3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния……..11
3.3. Традиции праздника Ивана Купала…………………………………….13
3.4. Народные поверья и обычаи…………………………………………....18
3.5. Приметы…………………………………………………………………19
4. Праздник Ивана Купалы в других странах………………………………….20
5. Проведение праздника Иван Купала………………………………………...22
6. Обряды, приметы и гадания на праздник Иван Купала……………………33
7. Программа мероприятия «Праздник Иван Купала»………………………..43
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………46
Приложение………………………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 7.44 Мб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Санкт-Петербургский государственный  университет

сервиса и экономики

       Псковский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина: «Теория и технология туристской деятельности»

Тема: «Программа событийного туризма по празднику Иван Купала»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Студентка 4 курса

Группы ОТ-81

Смородина Ольга Витальевна

 

Руководитель:

Аврамов Андрей Витальевич

 

 

 

 

 

 

Псков

2011

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Глоссарий……………………………………………………………………….6

2. Праздник Ивана Купалы………………………………………………………8

3. Историческое развитие праздника………………………………..……….…10

3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси…………………….…10

3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния……..11

3.3. Традиции праздника Ивана Купала…………………………………….13

3.4. Народные поверья и обычаи…………………………………………....18

     3.5. Приметы…………………………………………………………………19

4. Праздник Ивана Купалы в других странах………………………………….20

5. Проведение праздника Иван Купала………………………………………...22

6. Обряды, приметы и гадания на праздник Иван Купала……………………33

7. Программа мероприятия «Праздник Иван Купала»………………………..43

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………46

Приложение………………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине - Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. [3]

У наших древних предков  существовало божество. Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил ни кто иной, как Иоанн Креститель (точнее - его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.

Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля (24 июня по старому  стилю). В эту ночь веселье, любовь и наслаждение сливаются воедино и праздник по праву считается самым веселым и сексуальным в году. Это Ночь Удовольствий и Наслаждений. В наше время из "народного" праздник стал fun-мероприятием, символом сближения с природой. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника, довольно просты и незатейливы: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение растениями построек, разжигание костров, гадания на суженого, купание. В Ночь Ивана Купала разжигают огромный костер, огонь для которого добывают только древним способом — трением дерева о дерево. Как только его пламя разгорается, юноши и девушки, взявшись за руки, начинают через него прыгать. После веселых хороводов и танцев разгоряченная молодежь отправляется купаться.

Актуальность  работы заключается в том, что данный праздник интересен всем возрастным группам,  но следует отметить, что особенно сильный интерес к этому празднику проявляют молодые люди.

Главной целью данной работы является составление программы праздника Ивана Купалы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю  возникновения праздника Ивана Купалы.

2. Определить положительные и отрицательные стороны данного праздника в современной эпохе.

3. Предложить рекомендации  по улучшению проведения и  продвижения праздника Ивана Купалы.

Объект исследования – праздник Ивана Купалы.

Предмет исследования – праздничные обряды Ивана Купалы.

В исследовательской работе были использованы следующие методы исследования: 1) аналитический; 2) анализ вторичных источников информации.

Исследовательская работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, семи параграфов, заключения, библиографии и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глоссарий

Обряд – это есть такая разновидность обычая, цель и смысл которой – выражение (по большей части символическое) некоей идеи, чувства, действия либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием. [1]

Обычай – это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. [1]

Праздник – это феномен культуры проявляющейся во временной генерализации социальных ценностей через внешние и внутренние символические интеракции и способствующий солидаризации общества. [1]

Ритуал – это публичное воспроизведение в символических действиях иносказательно выраженного коллективного опыта с целью приведения его участниками в соответствие с ним своего личного опыта и общественных взаимоотношений, а также публичного признания своего социального статуса и соответствующего публичного имиджа (мифологического образа) в качестве полномочного хранителя части коллективного опыта. [1]

Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна — переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kopati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. [7]

 

Купала, Купало — предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, персонификация праздника летнего солнцестояния — Ивана Купалы. Купало и Косторма сестра-близнец -  дети богини Ночи Купальницы и Семаргла. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Праздник Ивана Купалы

Иван Купала, также Иванов день — летний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. Отмечается во многих частях Европы под близким национальным названием — в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Украине. Особенно сильно отмечается в Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии и Великобритании, во многих странах — общенациональный и церковный праздник. Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. С этим связано его национальное название в разных странах. В новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя позже, приходится на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В России праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Строгого соответствия астрономии нет и в других странах: Швеции, Финляндии и др. Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. [8]

Некоторые научно-популярные и неоязыческие издания связывают  праздник с «языческим божеством» Купала. Данная точка зрения не разделяется учёными, поскольку крайне сомнительно былое существование в славянском язычестве самого этого божества. Впервые божество «Купала» упоминается в Густинской летописи (XVII век), и является плодом недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое «божество».[9]

На деле же Купала божеством  никогда не являлся и мог появиться  в народных представлениях лишь как  фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     3. Историческое развитие праздника

Первый период – это  эпоха язычества. Стремление познать  тайны окружающего мира, наблюдение за природными явлениями формировали  у всех этносов соответствующие  таинства, обряды и традиции. Солнце, дарующее тепло и свет, всегда было в центре внимания человека и поклонение ему, как богу присуще любому народу. Во время летнего солнцестояния в северных странах происходит наибольший расцвет природы. И конечно самый продолжительный день, полный тепла и света, и самая короткая ночь в году не могли остаться без внимания ни одной культурой. [8]

Однако, после крещения Руси, на большей части русских  земель элементы купальской обрядности были частично утрачены либо претерпели метаморфическую адаптацию к  довлеющей христианской религии. [6]

 

3.1. Празднование Ивана Купала до крещения Руси

Историческая особенность  формирования славянского этноса, из многих первобытных общин, определила особое видение взаимоотношений  человека и природы. Природные явления  требовали объяснений, которые в  свою очередь сформировали богатый пантеон языческих богов. Поклонение каждому божеству характеризовалось особым ритуалом, таинством и обрядом. Сложная структура божественного пантеона оказывала сильное влияние в течение многих столетий на быт и культуру славян. Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связанны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий.

Следует отметить, что активное участие  в праздничных гуляниях обычно принимали  все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун – бог грома и огня, и Ярило – бог солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых. Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных.

Изображался Купала молодым красивым юношей, с цветами и полевыми плодами в руках, с венком из ярких, желтых цветов купальниц. Когда хлеба начинали дозревать, и приближалась пора их жатвы, ему приносили жертвы. Ярило, для простолюдинов был богом солнца, любви, производителем и покровителем животных, растений. [8]

Из преданий: Купальская Ночь –  это время накануне Встречи Богов. С восходом Солнца происходит встреча  Ярило с богиней Зарёй. Именно на восходе Солнца благословляются  брачные узы, но не «жрецами» или  «волхвами», а самими богами - Ярило  и Зарёй. Купание (смысл которого несёт название Праздника Купалы) проводится в одежде, которую можно сушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. Иногда день солнечного бога заканчивался «похоронами» Ярилы и его невесты. Соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду, так люди провожали солнце в далёкий зимний путь.

Языческий характер праздника сохранялся на протяжении веков, на что неоднократно указывали служители Церкви: «в годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют». [9]

 

3.2. Рождение Иоанна Крестителя в день летнего солнцестояния

Следующий период, который  мы бы хотели рассмотреть: принятие христианства, коренным образом, изменившее русскую  культуру и быт. Свержение языческих идолов и стремление церкви объединить народы под одним богом со временем разрушили традиционный русский уклад жизни. Постепенно библейские сказания вытесняли языческую мифологию, но церковь столкнулась с неискоренимым стремлением славян преклонятся перед силами природы. Языческие традиции укоренившиеся в народе на протяжении столетий, долго сопротивлялись христианству. Жизнь простого человека в то время напрямую зависел от благосклонности матушки природы и академик Борис Рыбаков считает, что во времена социальных потрясений связанных с экономическими и политическими кризисами, на Руси происходил возврат к язычеству в 1060 и 1230г. После чего церковь начала активно приспосабливать знаменательные праздники язычников к библейским писаниям, что оказалось совсем несложно. [8]

Информация о работе Программа событийного туризма по празднику Иван Купала