Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 18:52, реферат
Цель моей работы - понять его личность, пролить свет на жизнь русского народа в период его правления и определить причины произошедших событий в эпоху Ивана Грозного.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Иван IV (Грозный) – первый Российский царь……………………4
2. Реформы Ивана IV: цели, формы, содержание……………………6
3. Опричнина: причины, сущность, последствия…………………...12
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
Содержание
Введение……………………………………………
1. Иван IV (Грозный) – первый Российский царь……………………4
2. Реформы Ивана IV: цели, формы, содержание……………………6
3. Опричнина: причины, сущность, последствия…………………...12
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В эпохе правления Ивана Грозного много содержания: бурное детство и юность великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег. Понятно, что при таком противоположном качестве многих важных явлений характер главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представлялся загадочным, уяснить, и определить его было немаловажной задачей отечественной истории, а это было возможно только при разнообразном изучении как былевой, так и бытовой стороны того века, к которому принадлежал царь Иван IV. 1
Цель
моей работы - понять его личность, пролить
свет на жизнь русского народа в
период его правления и определить
причины произошедших событий в
эпоху Ивана Грозного.
1. Иван
IV (Грозный) – первый
Российский царь.
Иван IV Васильевич родился в ночь с 28 на 29 августа 1530г. Это был долгожданный наследник великого князя Василия III,которому было тогда уже больше пятидесяти лет
О царе Иване IV сообщается много такого, что позволяет считать его прозвище "Грозный" обоснованным, это все же ничего не изменяет в заключении о том, что прозвище первоначально имело в виду не обиходное значение слова "Грозный", а политическую жестокость.2
29декабря 1543г. Иван велел схватить самого Андрея Шуйского и отдать его псарям; псари убили ненавистного боярина по дороге в тюрьму.
В 1543г. 13-летний Иван впервые показал свой характер и получил прозвище "Грозного". За гибелью Андрея Шуйского последовали ссылки и казни его сторонников. С тех пор, говорит летописец, бояре начали к государю страх иметь и послушание. Ближайшими советниками Ивана IV стали его дядья - Михаил и Юрий Глинские. На сторону Глинских встал и митрополит Макарий. Вместе с ними Иван IV предавался всяким буйным развлечениям: например, собирал около себя толпу знатной молодежи и скакал верхом по улицам и площадям, бил, грабил встречавшихся мужчин и женщин, по истине, по словам Курбского, упражнялся в самых разбойничьих делах. А ласкатели только говорили: "О! Храбр, будет этот царь и мужественен. "Но, не смотря на это, юный Иван во многом превосходил своих сверстников - не только тем, что был рослее ровесников. Он много и жадно читал, впитывая строки Священного Писания и богословских трудов, страницы римской истории и русских летописей.
Иван IV (Грозный) – первый Российский царь. 16 января 1547 г. Иван IV был торжественно коронован как царь всея Руси. Во время торжественной службы митрополит возложил на Ивана крест, венец и бармы, по преданию, некогда присланные на Русь византийским цесарем Константином для венчания князя Владимира Мономаха. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укрепить «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. По завершению венчания Великий князь стал «боговенчанным царем».
Под
руководством высокообразованного
для того времени митрополита
Макария, Иван IV получает хорошее образование.
Он много читал, глубоко изучил историю
Киевской Руси, Владимирского княжества
и европейских государств. Иван IV рано
понял, что многие князья и бояре не заинтересованы
в укреплении единства России, а хотят
остаться самовластными правителями в
своих вотчинах. Он поставил своей целью
упрочить централизованное Российское
государство.
2.
Реформы Ивана IV: цели,
формы, содержание
Одной из главных фигур в окружении царя Ивана IV, сыгравшей ключевую роль в реформах был митрополит Макарий – глава церкви.
При участии Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было символизировать новое правительство – «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр3.
Бесспорно, что своим высоким положением Адашев и Сильвестр были обязаны доверию и поддержке со стороны царя и митрополита. Авторитет царя еще только складывался и поэтому авторитет как царского титула, так и самой личности царя еще только предстояло создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени.
Компромисс, на котором было основано новое правление, имел не две стороны, родовая аристократия – с одной, служилое дворянство – с другой, а три: царь также был участником компромисса. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения. 27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.
«Избранная рада» начала создание центральных органов государственного управления – приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). К середине XVI в. в России действовало около 20 приказов. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве. Впоследствии, с усилением специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличивал плату за «пожилое».
В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права окончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.4
Впервые
устанавливалась
Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи, которую выделял централизованный фонд. В порядок дня встало создание аппарата чиновников для несения государственных функций. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах – на земских старост, которые избирались чернотяголовыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки (секретари). Выборность и сменяемость этих лиц ставила их деятельность также и под контроль подданных. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Реформы
коснулись и организации
Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15 – 18 лет, а с 15 лет начинали службу, назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.
В 1555 – 1556 гг. было принято Уложение о службе – первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению и по прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек.
Власть на местах издавна принадлежала наместникам и волостелям, они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: должности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф, а неявка могла повлечь конфискацию владений и телесное наказание.
Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель6.
Общерусская церковная реформа была проведена на Стоглавом соборе, названном так по сборнику его постановлений, состоящему из ста глав. Собор открылся 23 февраля 1551 г. в царских палатах в торжественной обстановке. На нем присутствовали помимо высших духовных чинов сам царь, князья, бояре и думные дьяки.
Собору предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни – обсудить меры по укреплению дисциплины среди духовенства, унификацию обрядов, моральное состояние служителей церкви, проблему церковного землевладения и привилегий церкви.
Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.
Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян.
11
мая 1551 г., т.е. через несколько
дней после завершения собора,
была запрещена покупка
Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам. Пошлина с церквей отныне должна была собираться не десятниками, злоупотреблявшими своим положением, а земскими старостами и десятскими священниками, назначаемыми в сельских местностях.7