Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:31, реферат

Краткое описание

Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было

образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в

глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда —

Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария

торжество Православной веры.

Файлы: 1 файл

Иван Грозный.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Венчание  на царство

Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было

образом для  православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в 

глазах русских  православных людей должна была стать  наследницей Царьграда — 

Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария

торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской  и духовных властей.

В начале XVI века все большее распространение  получает признание и идея

божественного происхождения власти государя. Одним из первых об этом заговорил

Иосиф Волоцкий. В своих посланиях к Великому Князю Василию III он постоянно 

именовал его  «самодержцем», «царем» и «государем всея Рускыя земли». Больше

того, Иосиф Волоцкий уподоблял земную миссию русского государя Божиему Промыслу:

«Царь ведь естеством  подобен вышнему Богу», ибо он «скипетр царствия принял от

Бога». Сигизмунд  Герберштейн свидетельствует, что  во времена Василия III самого

великого князя  его подданные называли «ключником и постельничим Божиим» считали,

что «…воля государя есть воля Божия и, что бы ни сделал государь, он делает это 

по воле Божией». В послании М. Г. Мисюрю-Мунехину старец Филофей образ Рима

озвучивает как  «Ромейское царство» — центральный  образ всей

религиозно-мистической концепции старца Филофея. Так как через образ «Ромейского

царства» старец Филофей объявляет Московскую Русь единственной истинной

хранительницей  всемирного христианства, то возникает  знаменитая формула: «Яко

вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего

Государя, по пророческим  книгам то есть Ромейское царство. Два  убо Рима падоша,

а третии стоит, а четвертому не быти».

Иное осмысление власти государя протопопом Сильвестром  позднее привело к ссылке

последнего. Мысль о том, что Самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его

установлениям, проходит через все «Послание  царю». Догмат о низведении царя

перед Богом  на уровень обычного смертного, как  бы, сам собой переходит в 

подобных рассуждениях церковных иерархов в догмат подчинения Самодержца

представителям  Бога на земле — священнослужителям.

Излюбленной идеей  царя, осознанной уже в юности, стала  мысль о неограниченной

самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском  соборе Московского Кремля

состоялось торжественное венчание на царство великого князя Иоанна IV.

Митрополит Макарий  возложил на него знаки царского достоинства: крест 

Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, Иван Васильевич был помазан миром,

а затем митрополит благословил царя.

Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх сообщал Ивану Грозному, что

«царское имя  его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена 

прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где 

только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство

от св. митрополита  всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо 

и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал патриарх Иоаким Александрийский,

— в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника,

избранного и  Богом наставляемого Ктитора  святой обители сей, каков был  некогда 

боговенчанный и равноапостольный Константин…  Память твоя пребудет у нас 

непрестанно не только на церковном правиле, но и  на трапезах с древними, бывшими

прежде Царями».

Царский титул  позволял занять существенно иную позицию  в дипломатических 

сношениях с  Западной Европой. Великокняжеский  титул переводили как «принц»  или 

даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом

«король», то есть на втором месте после императорского.

Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял 

вопрос о титуле в католических странах, в которых  крепко держалась теория единой

«священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь

Грозного к  союзу против Турции, предлагал ему  в будущем престол и титул 

«всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к 

«цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея

Руси», и император  уступил в этом важном принципиальном вопросе. Гораздо упорнее 

оказался папский  престол, который отстаивал исключительное право пап 

предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не

допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции

папский престол  находил поддержку у польского  короля, отлично понимавшего 

значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил

папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством

королевского  титула за Иваном IV приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель,

населённых родственными москвичам «рутенами», и привлечёт  на его сторону 

молдаван и  валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение

признанию его  царского титула именно Польско-Литовским  государством, но Польша в 

течение всего XVI века так и не согласилась на его  требование. Из преемников

Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I заявил притязание на титул «императора»,

но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его

просто князем, даже не «великим».

В результате коронации  родня царя упрочила своё положение, добившись 

значительных  выгод, однако после Московского  восстания 1547 года род Глинских

потерял всё  своё влияние, а юный правитель убедился в разительном несоответствии

между его представлениями  о власти и реальным положением дел.

Реформы Ивана IV

 С 1549 года  вместе с Избранной радой (А.  Ф. Адашев, митрополит Макарий,  А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который подтвердил право свободного перехода крестьян. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор,принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.

Откупная грамота  вводила выборные земские власти:

  Излюбленные  старосты 

  Излюбленные головы

  Земские  старосты 

  Выборные  старосты 

  Излюбленные,  выборные судьи 

Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных  русских землях, где 

преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников,

хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники.

Судебник и  царские грамоты предоставляли  крестьянским общинам право 

самоуправления, раскладки податей и надзора  за порядком.

Поголовное вооружение стрельцов огнестрельным оружием  ставило их выше пехоты

западных государств, где часть пехотинцев (пикинеры) имела только холодное

оружие. Следовательно, в образовании пехоты Московия, в  лице царя Иоанна

Грозного, намного  опередила Европу.

"Приговор  о местничестве" способствовал  значительному укреплению дисциплины  в 

войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и

улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое  сопротивление 

родовой знати.

При Иоанне Грозном  был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов.

Когда же в 1550 польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был

дозволен свободный  въезд в Россию, Иоанн отказал  в таких словах: “в свои

государства Жидом  никак ездити не велети, занеже в  своих государствах лиха

никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди

мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам 

не писал”, поскольку  они русских людей “от христианства отводили, и отравные

зелья в наши земли привозили и пакости  многие людям нашим делали”.

В начале 1560-х  годов Иоанн Васильевич произвел знаковую реформу государственной 

сфрагистики. С  этого момента появляется в России устойчивый тип государственной 

печати. Но самое  главное, впервые на груди древнего двуглавого орла появляется

всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с

лицевой стороны  государственной печати, в то время  как изображение орла

помещалось на оборотной. «Того же году (1562) февраля  в третий день Царь и 

Великий Князь  печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии

Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди 

его человек  на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его 

инърог». Новая  печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562

года.

Неудачи «Избранной Рады» во внешней и внутренней политике, превышение Адашевым

своих полномочий в сношениях с иностранными государствами  и его открытое

неподчинение  царской воле были важнейшими причинами  падения временщиков.

Войны Ивана IV Иоанну Грозному, современнику Елизаветы Английской, Филиппа II Испанского и Вильгельма Оранского, приходится решать военные, административные и 

международные задачи, похожие на цели создателей новых европейских держав, но в 

гораздо более трудной обстановке. Талантами же дипломата и организатора он всех

их превосходит.

Артиллерия царя была разнообразна и многочисленна. «К бою у русских 

артиллеристов всегда готовы не менее двух тысяч  орудий…» — доносил императору

Максимилиану II его посол Иоанн Кобенцль.  Более же всего впечатляла тяжелая

артиллерия. Московская летопись без преувеличения пишет: «…ядра у больших пушек 

по двадцати пуд, а у иных пушек немного  полегче». Самая крупная в Европе гаубица 

— «Кашпирова пушка», весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов, — наводя ужас,

принимала участие  в осаде Полоцка 1563 года. Также  «следует отметить еще одну

особенность русской  артиллерии 16 столетия, а именно —  ее долговечность», — 

пишет современный  исследователь Алексей Лобин. «Пушки, отлитые по повелению

Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку  десятилетий и участвовали 

Информация о работе Иван Грозный