Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:31, реферат
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было
образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в
глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда —
Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария
торжество Православной веры.
Венчание на царство
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было
образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в
глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда —
Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария
торжество Православной веры. Так сплелись интересы царской и духовных властей.
В начале XVI века все большее распространение получает признание и идея
божественного происхождения власти государя. Одним из первых об этом заговорил
Иосиф Волоцкий. В своих посланиях к Великому Князю Василию III он постоянно
именовал его «самодержцем», «царем» и «государем всея Рускыя земли». Больше
того, Иосиф Волоцкий уподоблял земную миссию русского государя Божиему Промыслу:
«Царь ведь естеством подобен вышнему Богу», ибо он «скипетр царствия принял от
Бога». Сигизмунд Герберштейн свидетельствует, что во времена Василия III самого
великого князя его подданные называли «ключником и постельничим Божиим» считали,
что «…воля государя есть воля Божия и, что бы ни сделал государь, он делает это
по воле Божией». В послании М. Г. Мисюрю-Мунехину старец Филофей образ Рима
озвучивает как «Ромейское царство» — центральный образ всей
религиозно-мистической концепции старца Филофея. Так как через образ «Ромейского
царства» старец Филофей объявляет Московскую Русь единственной истинной
хранительницей всемирного христианства, то возникает знаменитая формула: «Яко
вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего
Государя, по пророческим книгам то есть Ромейское царство. Два убо Рима падоша,
а третии стоит, а четвертому не быти».
Иное осмысление власти государя протопопом Сильвестром позднее привело к ссылке
последнего. Мысль о том, что Самодержец обязан во всем подчиняться Богу и его
установлениям, проходит через все «Послание царю». Догмат о низведении царя
перед Богом на уровень обычного смертного, как бы, сам собой переходит в
подобных рассуждениях церковных иерархов в догмат подчинения Самодержца
представителям Бога на земле — священнослужителям.
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной
самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля
состоялось торжественное венчание на царство великого князя Иоанна IV.
Митрополит Макарий возложил на него знаки царского достоинства: крест
Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, Иван Васильевич был помазан миром,
а затем митрополит благословил царя.
Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх сообщал Ивану Грозному, что
«царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена
прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где
только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство
от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо
и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал патриарх Иоаким Александрийский,
— в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника,
избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда
боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас
непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими
прежде Царями».
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических
сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или
даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом
«король», то есть на втором месте после императорского.
Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял
вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой
«священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь
Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул
«всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к
«цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея
Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе. Гораздо упорнее
оказался папский
престол, который отстаивал
предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не
допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции
папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего
значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил
папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством
королевского титула за Иваном IV приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель,
населённых родственными москвичам «рутенами», и привлечёт на его сторону
молдаван и валахов. Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение
признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в
течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников
Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I заявил притязание на титул «императора»,
но Сигизмунд III, посадивший его на московский престол, официально именовал его
просто князем, даже не «великим».
В результате коронации родня царя упрочила своё положение, добившись
значительных выгод, однако после Московского восстания 1547 года род Глинских
потерял всё своё влияние, а юный правитель убедился в разительном несоответствии
между его представлениями о власти и реальным положением дел.
Реформы Ивана IV
С 1549 года вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который подтвердил право свободного перехода крестьян. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор,принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.
Откупная грамота вводила выборные земские власти:
Излюбленные старосты
Излюбленные головы
Земские старосты
Выборные старосты
Излюбленные, выборные судьи
Наиболее удачно земская реформа прошла в северо-восточных русских землях, где
преобладало черносошное (государственное) крестьянство и было мало вотчинников,
хуже в южнорусских, где преобладали бояре-вотчинники.
Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право
самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком.
Поголовное вооружение
стрельцов огнестрельным
западных государств, где часть пехотинцев (пикинеры) имела только холодное
оружие. Следовательно, в образовании пехоты Московия, в лице царя Иоанна
Грозного, намного опередила Европу.
"Приговор
о местничестве" способствовал
значительному укреплению
войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и
улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое сопротивление
родовой знати.
При Иоанне Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов.
Когда же в 1550 польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был
дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: “в свои
государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха
никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди
мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам
не писал”, поскольку
они русских людей “от
зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали”.
В начале 1560-х годов Иоанн Васильевич произвел знаковую реформу государственной
сфрагистики. С этого момента появляется в России устойчивый тип государственной
печати. Но самое главное, впервые на груди древнего двуглавого орла появляется
всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с
лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла
помещалось на оборотной. «Того же году (1562) февраля в третий день Царь и
Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии
Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди
его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его
инърог». Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562
года.
Неудачи «Избранной Рады» во внешней и внутренней политике, превышение Адашевым
своих полномочий в сношениях с иностранными государствами и его открытое
неподчинение царской воле были важнейшими причинами падения временщиков.
Войны Ивана IV Иоанну Грозному, современнику Елизаветы Английской, Филиппа II Испанского и Вильгельма Оранского, приходится решать военные, административные и
международные задачи, похожие на цели создателей новых европейских держав, но в
гораздо более трудной обстановке. Талантами же дипломата и организатора он всех
их превосходит.
Артиллерия царя была разнообразна и многочисленна. «К бою у русских
артиллеристов всегда готовы не менее двух тысяч орудий…» — доносил императору
Максимилиану II его посол Иоанн Кобенцль. Более же всего впечатляла тяжелая
артиллерия. Московская летопись без преувеличения пишет: «…ядра у больших пушек
по двадцати пуд, а у иных пушек немного полегче». Самая крупная в Европе гаубица
— «Кашпирова пушка», весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов, — наводя ужас,
принимала участие в осаде Полоцка 1563 года. Также «следует отметить еще одну
особенность русской артиллерии 16 столетия, а именно — ее долговечность», —
пишет современный исследователь Алексей Лобин. «Пушки, отлитые по повелению
Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали