Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:31, реферат
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было
образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в
глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда —
Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария
торжество Православной веры.
своих, имеет ли начало в природе его, или в низости (malitia) подданных, я не
могу сказать. <...> Когда он за столом, то по его правую руку садится старший
сын. Сам он грубых нравов; ибо он опирается локтями на стол, и так как не
употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв ее руками, а иногда недоеденное
кладет опять назад в чашку (in patinam). Прежде чем пить или есть что-нибудь из
предложенного, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на
повешенные образа Девы Mapии и Святого Николая.»
Внешность
Свидетельства
современников о внешности
весьма скудны. Все имеющиеся его портреты, по мнению К. Валишевского, имеют
сомнительную подлинность. По отзывам современников, он был сухощав, имел высокий
рост и хорошее телосложение. Глаза Ивана были голубые с проницательным взглядом,
хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо, но
при этом он часто разражался громким хохотом. Царь брил голову, носил большие
усы и густую рыжеватую бороду, которая сильно поседела к концу его
царствования.
Венецианский посол Марко Фоскарино пишет о внешности 27-летнего Ивана
Васильевича: «красив собою, очень умен и великодушен».
Германский посол Даниил Принц, дважды бывавший в Москве у Ивана Грозного,
описывал внешность 46-летнего царя: «Он очень высокого роста. Тело имеет полное
силы и довольно толстое, большие глаза, которые у него постоянно бегают и все
наблюдают самым тщательным образом. Борода у него рыжая (rufa), с небольшим
оттенком черноты, довольно длинная и густая, но волосы на голове, как большая
часть Русских, бреет бритвой.»
В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыта гробница
Ивана Грозного. Царь был похоронен в облачении схимника. По останкам
установлено, что рост Ивана Грозного был около 179—180 сантиметров. В последние
годы жизни его вес составлял 85—90 кг. Советский ученый М. М. Герасимов
использовал разработанную им методику для восстановления внешности Ивана
Грозного по сохранившемуся черепу и скелету. По результатам исследования можно
сказать, что «к 54 годам царь был уже стариком, лицо его было покрыто глубокими
морщинами, под глазами — огромные мешки. Ясно выраженная асимметрия (левый глаз,
ключица и лопатка были значительно больше правых), тяжелый нос потомка
Палеологов, брезгливо-чувственный
рот придавали ему
вид.»
Семья
Смерть Анастасии, первой жены Ивана Грозного (Г. Седов, 1875 г.)
Василиса Мелентьева
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (И.Репин, 1885 г.)13 декабря
1546 года 16-летний
Иван посоветовался с
жениться. Сразу после состоявшегося в январе венчания на царство знатные
сановники, окольничие и дьяки начали объезжать страну, подыскивая царю невесту.
Выбор царя пал на Анастасию, дочь вдовы Захарьиной. При этом Карамзин говорит,
что царь руководствовался не знатностью рода, а личными достоинствами Анастасии.
Обряд венчания состоялся 13 февраля 1547 года в храме Богоматери.
Брак царя длился 13 лет, вплоть до внезапной смерти Анастасии летом 1560 года.
Смерть жены сильно повлияла на 30-летнего царя, после этого события историки
отмечают перелом в характере его правления.
Через год после смерти жены царь вступил во второй брак, сочетавшись с Марией,
происходившей из рода кабардинских князей.
Количество жен Ивана Грозного точно не установлено, у историков упоминаются
имена семи женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые четыре
являтся «венчанными» то есть законными с точки зрения церковного права (для
четвёртого брака, запрещаемого канонами, Иваном было получено соборное решение о
его допустимости). При этом согласно 50-го правила Василия Великого даже третий
брак является уже нарушением канонов: «на троебрачие нет закона; посему третий
брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в
Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели
распутное любодеяние». Обоснованием необходимости четвёртого брака явилась
скоропостижная смерть третьей супруги царя. Иван IV клялся духовенству, что она
не успела стать ему женой.
Возможным объяснением многочисленности браков, не свойственной для того времени,
является предположение К. Валишевского, что Иоанн был большим любителем женщин,
но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и
стремился обладать женщиной только как законный муж. Кроме того, страна
нуждалась в адекватном наследнике. Несмотря на это, достаточно распространенным
был слух о гомосексуальной связи царя с молодым красавцем опричником Фёдором.
Дети
Сыновья:
Дмитрий Иванович (1552—1553), наследник отца во время смертельной болезни в
1553; в том же году младенеца случайно выронила кормилица во время погрузки на
корабль, он упал в реку и утонул.
Иван Иванович (1554—1581), по одной из версий, погибший во время ссоры с
отцом, по другой версии, умер в результате болезни. Женат трижды,
потомства не оставил
Фёдор I Иоаннович, потомства мужского пола нет
царевич Дмитрий, погиб в детстве
Смерть
В августе 1582 года А. Поссевин в отчете Венецианской Синьории заявил, что
«московскому государю жить не долго». Такое утверждение тем более странно,
что, по словам Карамзина, до зимы 1584 года, то есть еще полтора года после
«пророчества» Поссевина у царя не было заметно ухудшение здоровья. Хронология
его болезни такова: весь февраль и начало марта он еще занимается
государственными делами. Первое упоминание о «болезни» относится к 10 марта 1584
года, когда был остановлен на пути к Москве литовский посол «в связи с
государевым недугом». 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство,
однако, 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня
18 марта наступила неожиданная развязка — царь умер. Тело государя распухло
и дурно пахло «из-за разложения крови»
О насильственной смерти Грозного сохранилось немало известий. Летописец XVII
века сообщал, что «царю дали отраву ближние люди». Дьяк Иван Тимофеев рассказал,
что Борис Годунов и Богдан Бельский «преждевременно прекратили жизнь царя».
Голландец Исаак Масса писал, что Бельский положил яд в царское лекарство.
Горсей так же писал о тайных замыслах Годуновых против царя. Версии об
отравлении Грозном проверялись при вскрытии царских гробниц в 1963 году.
Итоги царствования
Спор о результатах правления царя Ивана Васильевича идёт уже пять веков. Начался
он еще при жизни Грозного.
Иван Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею Иоанн управлял
государством с 1538 г. по 1584 г., почти 46 лет. За это время было казнено 3-4
тысячи человек, то есть меньше 100 человек в год, включая уголовных
преступников.
При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его
правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км —
чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50
% и составило 10-12 млн человек .
Не взирая на
очевидное военное
Москвы уступок собственно русских территорий и был вынужден пойти на ничейный
результат. Ценой колоссального напряжения, но все-таки созданное Грозным в
великих муках и испытаниях Российское Царство устояло; ему необходима была лишь
передышка, чтобы продолжить свою исполинскую борьбу.
Оценивая итоги деятельности царя по созданию русской артиллерии, Дж. Флетчер в
1588 году писал: "Полагаю, что ни один из христианских государей не имеет такой
хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как Русский Царь, чему отчасти
может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном
количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые".
Император Пётр Великий, глубоко уважавший Иоанна Грозного, называл его своим
образцом и ставил выше себя. Доказательством этому служит его речь,
произнесённая во время торжеств по случаю заключения мира со Швецией (1721г.)
касательно построения герцогом Голштинским триумфальных ворот с изображением его
и царя Иоанна: «Эта выдумка и это изображение самые лучшие изо всех иллюминаций,
какие только я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные
мои мысли. Этот Государь (указал на Царя Иоанна Васильевича) — мой
предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец в благоразумии и в
храбрости, но не мог еще с ним сравняться. Только глупцы, которые не знают
обстоятельств его времени, свойства его народа и великих его заслуг, называют
его тираном».