Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:31, реферат
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было
образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в
глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда —
Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария
торжество Православной веры.
гвардия. Костомаров неопределенно говорит о каком-то войске и отдельно о
1500 стрельцах. А Валишевский пишет, что Иоанн прибыл вслед за передовым
отрядом всего с пятью сотнями людей. Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отрочь-Успенском монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять Царю. Исторические свидетельства по этому факту
отсутствуют, и основой версией об убийстве митрополита выступает его житие,
написанное в конце XVI века со слов державшего святителя в заключении
пристава Стефана Кобылина и нескольких уцелевших соловецких монахов из числа тех
девяти, что лжесвидетельствовали против святого Филиппа на соборе 1568 года.
Из 300 изменников, покушавшихся на жизнь царя и целостность Российской державы,
были помилованы и отпущены на свободу 184 человека — почти 2/3 приговоренных.
Остальные, в том числе казначей Фуников и печатник Висковатый, поддерживавшие
связь между заговорщиками и польским королем, Алексей и Фёдор Басмановы —
вдохновители свержения митрополита Филиппа, Вяземский, предупредивший
новгородских участников заговора о провале их планов, а так же привезенные из
Новгорода изменники, были казнены. Историк Р. Г. Скрынников, на основании
изученных документов и личных записей Царя, выводит общее число казнённых в 1505
человек. Примерно столько же, полторы тысячи имен насчитывает список,
посланный Иоанном для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский
монастырь.
В 1569—1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и
северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000
граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день —
столько же, сколько, якобы, ежедневно казнил в Новгороде Грозный. Жертвы
чумы и легли
в «скудельницу» у
подтверждается и тем, что погибших свозили в братскую могилу все лето, но
только в августе их отпели. Карамзин подтверждает: «Царь оставил город 12
февраля, а захороненные в этой могиле скончались весной и летом».
Положительного мнения об опричнине придерживается митрополит Иоанн Ладожский.
«Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572
годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и
Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское
государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и
обновленная Опричниной».
В 1572 году царь отменяет опричнину.
В результате крымско-татарского набега 1571 года, согласованного с польским
королём, были разорены южные русские земли, погибли десятки тысяч людей, более
150 тысяч русских
уведено в рабство; за
сожжена вся Москва. Летом следующего года нашествие повторилось; для
решительного разгрома и покорения русского государства двинулась 120-тысячная
крымскотатарская орда, поддержанная турецкой пехотой. Однако в многодневном
сражении при Молодях враг был разбит русскими воеводами М. Воротынским и Д.
Хворостининым (см. Русско-крымская война 1571—1572)
В 1575 году по желанию Иоанна Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон
Бекбулатович венчан был на царство, как Царь «великий князь всея Руси», а сам
Иоанн Грозный назвался Иваном Московским, уехал из Кремля и стал жить на
Петровке, но через 11 месяцев царь Симеон отправился в Тверь, а Иван Васильевич
снова стал именоваться Великим Князем Московским.
Венецианский посол Липпомано писал об Иоанне как о праведном судье в 1575 году,
то есть уже после всех якобы совершенных Грозным «зверств» . Другой венецианец,
Фоскарини, «говорит с похвалой о правосудии, совершаемым этим несравненным
Государем при помощи простых и мудрых законов, о его приветливости, гуманности,
разнообразности его познаний, о блеске двора, о могуществе армии и отводит ему
одно из первых мест среди властителей того времени» . Торговые люди из
германского города Любека, побывав в России, так же превозносили гуманность
Грозного.
По мнению православного историка Леонида Болотина, образ Опричнины, конечно,
связан не только и не столько с политическими моментами государственного
строительства, сколько с защитой Православной Церкви и русского народа от
рассадников ересей.
В 1576 году Штаден предлагал императору Рудольфу: "Ваше римско-кесарское
величество должны назначить одного из братьев Вашего величества в качестве
государя, который взял бы эту страну и управлял бы ею… Монастыри и церкви должны
быть закрыты, города и деревни должны стать добычей воинских людей"
В 1578 году, потеряв при осаде Вендена пушки, царь тотчас приказал вылить
другие, с теми же названиями и знаками еще в большем против прежнего
количестве.
В 1580 г. царь провел полицейскую операцию, положившую конец благополучию
немецкой слободы. Француз Жак Маржерет, много лет проживший в России, пишет:
«Ливонцы, которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие
лютеранскую веру, получив два храма внутри города Москвы, отправляли там
публично службу; но в конце-концов, из-за их гордости и тщеславия сказанные
храмы… были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были
изгнаны нагими, и чем мать родила, они не могли винить в этом никого кроме себя,
ибо… они вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а их одежды
— столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс… Основной
барыш им давало право продавать водку, мёд и иные напитки, на чем они наживают
не 10 %, а сотню, что покажется невероятным, однако же это правда»
В 1581г. иезуит А. Поссевин пытался подчинить Русскую Церковь папскому престолу.
М. В.Толстой пишет в "Истории Русской Церкви": "Но надежды папы и старания
Поссевина не увенчались успехом. Иоанн оказал всю природную гибкость ума своего,
ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость,
отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил
споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не
увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской,
утраченной греками будто бы за отступление от Рима".
Грозный намерен
был заключить мир с Польшей
исключительно с целью
силы и сосредоточить их на борьбе со Швецией, поэтому 15 января 1582 г.
между Россией и Польско-Литовским государством был подписан Ям-Запольский мир.
Россия, в условиях крайне неблагополучной обстановки, проявив высочайшее
мужество русских войск и лучшие качества русской дипломатии, вынудила Речь
Посполитую отказаться от широких планов агрессии и от своих претензий на Псков,
Новгород и Смоленск.
Еще до завершения переговоров в Яме-Запольском, русское правительство развернуло
подготовку к военному походу против шведов. Сбор войск продолжался на протяжении
всей второй половины декабря и на рубеже 1581-82 годов, когда уже были
урегулированы основные спорные вопросы между Россией и Речью Посполитой, и
принято окончательное решение об организации похода "на свейские немцы".
Наступление началось 7 февраля 1582 г. под командованием воеводы М.П.
Катырева-Ростовского, и после победы около деревни Лялицы ситуация в Прибалтике
стала заметно изменяться в пользу России. Подписывая перемирие на столь краткий,
двухлетний срок, русские политики рассчитывали, что с началом Польско-шведской
войны им удастся вернуть захваченные шведами новгородские пригороды и не хотели
связывать себе руки.
Характер
Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между
собой боярских родов Шуйских и Бельских. Поэтому сложилось мнение, что убийства,
интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём
подозрительности, мстительности и жестокости. С. Соловьёв анализируя влияние
нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных,
духовных средств для установления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши,
забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам,
кострам и плахам».
Однако характеристика, данная 30-летнему Грозному одним из его современников,
приписывает ему иные качества. «Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред
Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у
него одно чувство: „Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным
Помазанникам!“ Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость
порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума
его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме
удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских…
Ласковый к вельможам и народу — любя, награждая всех по достоинству — щедростию
искореняя бедность, а зло — примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в
день Страшного суда услышать глас милости: „Ты еси Царь правды!“»
Другая характеристика подчёркивает мудрость Грозного: «Мудрость на престоле есть
дар Небес для подданных безценный: она, изумляя великими событиями, и малыя
озаряет будущим Светом. К вящей же славе и чести Его Царского Величества, должны
мы, отдав достойную память его природным дарованиям, видеть в нем и благочестие,
и ревность по Отечественной Вере, на чем основывается благосостояние Богом
хранимой Православной Христианской Державы».
«Он так склонен к гневу, что находясь в нем, испускает пену, словно конь, и
приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. —
Пишет посол Даниил Принц из Бухова. — Жестокость, которую он часто совершает на