Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 16:31, реферат
Древнее византийское царство с его боговенчанными императорами всегда было
образом для православных стран, однако оно пало под ударами неверных. Москва в
глазах русских православных людей должна была стать наследницей Царьграда —
Константинополя. Торжество самодержавия олицетворяло и для митрополита Макария
торжество Православной веры.
Выродкова на Ивангород, а велел на Нарове ниже Иванягорода на устье на морском
город поставить для корабленного пристанища…». Однако, Ганзейский союз и
Ливония не пропускают европейских купцов в новый русский порт, и те продолжают
ходить, как и прежде, в Ревель, Нарву и Ригу.
Согласованная позиция Ганзы и Ливонии по недопущению Москвы к самостоятельной
морской торговле, приводит царя Ивана к решению начать борьбу за широкий выход к
Балтике.
Отдельные публицисты придерживаются мнения, что главной причиной Ливонской войны
было не столько желание царя Ивана IV завладеть побережьем Балтийского моря,
сколько противоборство с влиянием Ватикана в соседних с Московским государством
землях.
Положение на территории Ливонского ордена в 1548—51 гг. описывал литовский
публицист Михалон Литвин:
Имеется
уже великое множество
среди нас, <...> они тайно передают своим наши планы <...> у ливонцев же таких
убивают, хотя москвитяне не занимали никаких их земель, но всегда связаны с
ними вечным миром и договором о [добро] соседстве. Более того, убивший
получает
кроме имущества убитого
— Михалон Литвин.
О нравах татар, литовцев и москвитян.
Рост русского государства при Иване IV
В январе 1558 года Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. Несмотря на набег на южнорусские земли стотысячной крымской орды зимой 1558, русская армия вела активные наступательные действия в Прибалтике, взяла Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, разбило орденские войска у Тирзена под Ригой; к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден фактически перестал существовать. Московское государство приняло предложение о перемирии, исходящее от Дании, которое длилось с марта по ноябрь 1559. В это время земли Ордена переходят под покровительство Польши, Литвы, Швеции и Дании.
О реакции европейских
стран профессор Санкт-
Платонов С. Ф. пишет:
Выступление
Грозного в борьбе за
В Германии
«московиты» представлялись
расписывалась
не только в официальных
летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не
допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с
центрами европейской культуры, воспрепятствовать ее политическому усилению. В
этой агитации
против Москвы и Грозного
московских
нравах и деспотизме Грозного…
Аналогичной позиции придерживается военный историк, полковник А.И. Коротков:
Искажению
роли Иоанна Грозного в
"сочинения"
иностранцев - современников… Им
была ненавистна
внешняя
политика укрепившегося
Неслучайно, например, "Записки" Штадена были актуальнейшей книгой в фашистской
Германии, а его "План обращения Московии в имперскую провинцию" - историческим
"обоснованием" войны против нашей Родины. Также и англичанин Флетчер,
прибывший в Москву через пять лет после смерти Грозного, изобразил Московское
государство варварским, а правителей Московии - жестокими. Цель этой клеветы
раскрывается в его же заявлениях, что варварство делает русских презренными в
глазах всех их соседей, оправдывая, таким образом, грабительские войны против
России…
Культурная деятельность
Иван IV вошел в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых
образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью,
богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к
Курбскому), стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, канона
Архангелу Михаилу (под псевдонимом Парфений Уродивый).
Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма
Василия Блаженного на Красной площади. По свидетельству современников Иван IV бы
«муж чюдного разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив
зело». Он любил ездить по монастырям , интересовался описанием жизни
великих царей прошлого. Иван Грозный был обладателем крупнейшей в Европе
библиотеки. В её состав входили византийские, античные и др. сочинения. Иван IV
был хорошим оратором.
Опричнина. Конец царствования
Новые недовольства князей вызвал царский указ от 15 января 1562 года об
ограничении их вотчинных прав, еще больше чем прежде уравнивавший их с поместным
дворянством. Измена разрасталась, но царь по-прежнему проявлял милосердие каждый
раз, когда это было возможно. Дважды пытался бежать за рубеж и дважды был прощен
И. Д. Бельский, были пойманы при попытке к бегству и прощены князь В. М.
Глинский и князь И. В. Шереметев. Изменили и перебежали к врагу во время
боевых действий зимой 1563 года боярин Колычев, Т. Пухов-Тетерин, М. Сарохозин.
Вступил в сговор с поляками, но был помилован наместник г. Стародуба князь В.
Фуников.
В конечном
счёте, измена Курбского,
Началом образования опричного войска можно считать 1565 год, когда был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. В Опричное Войско включались также и
отряды стрельцов с опричных территорий. С этого времени служилые люди стали
делиться на две категории: дети боярские, из земщины, и дети боярские, «дворовые
и городовые», то есть получавшие государево жалование непосредственно с
«царского двора». Следовательно, Опричным Войском надо считать не только
Государев полк, но и служилых людей, набранных с опричных территорий и служивших
под начальством опричных («дворовых») воевод и голов.
Шлихтинг, Таубе и Крузе упоминают 500 — 800 человек "особой опричнины". Эти люди
в случае необходимости служили в роли доверенных царских порученцев,
осуществлявшие, охранные, разведывательные, следственные и карательные функции.
Остальные 1200 опричников разделены на четыре приказа, а именно: Постельный,
ведающий обслуживанием помещений дворца и предметами обихода царской семьи;
Бронный, то есть оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное
конское хозяйство дворца и царской гвардии, и Сытный — продовольственный.
Прогрессивное значение Опричного Войска состояло в том, что образование его было
необходимым этапом в борьбе за укрепление централизованного государства.
Опричнина должна была вырвать с корнем все пережитки удельной раздробленности,
сделать невозможным даже частичный возврат к ней - и тем самым обеспечить
военную оборону страны. Также есть мнение о религиозном мотиве
опричинины.
Будучи опричным игуменом, царь исполнял все монашеские обязанности. В полночь
все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене, в восемь начиналась
обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на
клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное
Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день.
При этом есть мнение, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви.
Историк Г. П. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя
не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с
церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».
С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности,
Иоанн IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их
дворянам-опричникам.
В ответ возникали новые
пойманные отступники и враги Православной Церкви.
По данным польских летописцев, в 1568 приближенные к Ивану Грозному
изменники-бояре устроили заговор и задумали связать царя и передать его
польскому королю. Изменники были казнены.
В 1570 царь посетил игумена Корнилия в Псково-Печерском монастыре. В «Повести о
начале и основании Печерского монастыря» (конец XVI века) о смерти преподобного
сказано: «От тленного сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в
вечное жилище». И хотя версия о смерти преподобного от руки царя является
общепризнанной, есть мнение, что в этом письменном свидетельстве нет намёка
на убийство.
Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом
к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить
на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому
королю. Что имело под собой основания. Есть мнение, что в заговоре
участвовали архиепископ Пимен, епископы Пафнутий Суздальский и Филофей
Рязанский, заключившие
с высокопоставленными
против Филиппа из личных целей, через царского духовника клевеща на
него царю.
2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили
город заставами, опечатали казну в монастырях. Иоанн лично руководил походом.
Зимин пишет о «15 тысячах опричного войска», но из документов той эпохи
известно, что число опричников никогда не превышало 5-6 тысяч, из которых 1200
человек были придворные и обслуживающий персонал и около полутысячи — царская