Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:14, реферат
В связи с законодательным разделением понятия «туристская фирма» на «туроператоров» и «турагентов» возникают вопросы по возложению на них гражданско-правовой ответственности. В туристском законе определено, что туроператор обеспечивает формирование, продвижение и реализацию туристских услуг, а турагент – только продвижение и реализацию. Соответственно турагент не принимает участия в организации тура, в отличие от туроператора.
Ответственность туроператоров и турагентов |
В связи
с законодательным разделением
понятия «туристская фирма» на «туроператоров»
и «турагентов» возникают вопросы по
возложению на них гражданско-правовой
ответственности. В туристском законе
определено, что туроператор обеспечивает формирование,
продвижение и реализацию туристских
услуг, а турагент – только продвижение
и реализацию. Соответственно турагент
не принимает участия в организации тура,
в отличие от туроператора. Однако, выступая
посредником, между туристом и туроператором,
при реализации туристских услуг сформированных
последним, турагент при заключении туристского
договора с туристами может выступать
от своего имени и за свой счет (например,
при закреплении отношений между турагентом
и туроператором на основе договора комиссии).
В этом случае он предстает перед туристом
в качестве стороны сделки и несет бремя
обязательств и ответственности. Несмотря
на то, что непосредственная организация
тура (формирование услуг размещения,
питания и развлечения в единый тур) принадлежит
туроператору, вопросы к качеству и срокам
предоставления тура должны предъявляться
к турагенту, если он выступает стороной
туристского договора. Однако, если турагент
осуществляет только деятельность по
подысканию клиентов для туроператора,
без последующего оформления тура от своего
имени (например, при закреплении отношений
между турагентом и туроператором на основе
договора поручения), то претензии по договору
должны предъявляться к туроператору,
который выступает стороной туристского
договора.
Судебная практика подтверждает право туриста обращаться с претензиями и привлекать к гражданско-правовой ответственности турагента фактически не осуществляющего формирование и организацию тура, но выступающего в качестве стороны договора об оказании туристских услуг. Представляется, что подобное положение ограничивает права турагента и завышает уровень его гражданско-правовой ответственности перед туристом. Фактически, не принимая участие в формировании и организации туристского путешествия, не оказывая непосредственного влияния на качество туристских услуг и своевременность оказания, на турагента возлагается безвиновная ответственность. Для установления равенства сторон (туроператора и турагента) гражданско-правовых отношений турагенту предоставлено право регрессного требования к туроператору. Гражданскому праву и процессу известны регрессные требования. Так, если к покупателю предъявлен иск об изъятии вещи по основанию, возникшему до ее продажи, то он должен привлечь продавца к участию в деле в качестве третьего лица на своей стороне. Если решением суда проданная вещь будет изъята у покупателя, то продавец обязан возместить покупателю понесенные убытки (ст. 461, 462 ГК РФ), а при неисполнении этой обязанности покупатель вправе заявить регрессные требования к продавцу, т.е. требования о возмещении убытков, причиненных ему изъятием купленной вещи. Думается, что турагент, выступающий стороной туристского договора, но фактически не имеющий возможности повлиять на исполнение туристского договора, в случае предъявления к нему претензий и исковых требований со стороны туриста, должен привлечь к участию в деле туроператора и предъявить к нему регрессные требования. Не менее спорны
вопросы ответственности Согласно судебной практике шоп-туризм нельзя отнести к классическому виду туризма, и соответственно невозможно применять к данным отношениям договор об оказании туристских услуг. В соответствии
с действующим В п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» прямо указывается: потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителя, и иные группы потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины. А значит, турист может без ущерба для себя подать любое количество исков. И если суд установит, что предъявленные требования необоснованны, - потребитель - турист - ничем не рискует. Вторым положительным процессуальным моментом для туриста является закрепление в Законе «О защите прав потребителей» так называемой альтернативной подсудности (подсудности по выбору истца). Это значит, что иски к турфирмам предъявляются в суд по истца по месту жительства истца, или по местонахождению ответчика, или по месту причинения вреда. Менее значимым
для туриста, но неблагоприятным
моментом для турфирм является то,
что суд, удовлетворяя законные требования
истца, может взыскать с турфирмы
штраф в размере цены иска за несоблюдение
добровольного порядка Тем немее, в настоящее время появился механизм гражданско-правовой защиты туристских фирм - страхование гражданско-правовой ответственности. Страхование гражданско-правовой ответственности туроператоров/турагентов имеет целью защиту имущественных интересов туристических фирм от претензий со стороны туристов за некачественное предоставление туристических услуг. Объектом страхования является гражданско-правовая ответственность туристской фирмы по договору на оказание туристских услуг. В качестве страхового случая выступает факт возникновения у туристской фирмы обязанности возмещения ущерба, причиненного им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора на оказание туристских услуг. Несмотря на
то, что страхование гражданско- |
Туроператорская и турагентская деятельность
22.03.2011 16:13 0 Комментарии Туризм - Организац
Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а в свою очередь подготовкой и проведением экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями.
В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты.
Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в заданном порядке цены на туры по данным маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по собственным лицензиям.
Туроператоры
выполняют ведущую роль в туризме,
а именно как как раз они
пакетируют всякого рода услуги (транспорт,
размещение, питание, трансфер, развлечения
и т. п.) в единый туристский продукт,
который и реализуют
За рубежом как правило выделяют четыре типа туроператоров:
- массового рынка;
- специального сегмента рынка;
- внутреннего рынка;
- внешнего рынка.
Туроператоры массового рынка - самый распространенный тип. Они продают пакеты на известные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными либо регулярными перевозками.
Туроператоры специального сегмента рынка специализируются на предоставлении установленного направления.
Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают тур-пакеты внутри государства проживания, т. е. организуют туры по собственной государстве.
Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают турпакеты в всевозможные государства. Они организуют всяческие услуги для зарубежных туроператоров.
Туроператор - самый индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным количеством и широкой специализацией.
На практике
по региональному направлению
Инициативные
туроператоры - это операторы, отправляющие
туристов за рубеж либо в новые
регионы по договоренности с принимающими
(рецептивными) операторами либо напрямую
с поставщиками услуг. Отличие их
от туристских агентств, занимающихся
лишь продажей чужих туров, в том,
что они занимаются комплектацией
туристского продукта, состоящего (по
нормам ВТО) из не меньше чем трех услуг:
размещение, транспортировка туристов
и каждая новая услуга, не связанная
с первыми двумя. Классический инициативный
туроператор формирует трудные
маршрутные туры, комплектуя их из услуг
местных туроператоров в
Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в звании приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за собственную деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.
Турагенты действуют, как правило, на заданном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.
В реальном туристском предпринимательстве самый нередко встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Одна и та же туристская фирма может выступать по отношению к одним собственным продуктам как рецептивный туроператор, а к свежим - как инициативный, а в определенных случаях и как турагент по продаже готовых туров, сформированных сторонним туроператором.
В частности, так например, ОАО «ЦСТЭ-Интур - Центральный рекомендация по туризму» вместе выступает и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России, заключает свои отделы продаж (агентства), совмещая определенные функции. А определенные новые компании, а именно «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами, выполняют чисто инициативные функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в всевозможные государства мира по договорам с принимающими туроператорами по приему, добавляя к данному ряд свежих услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров «отдых/путешествие» и т. д.).
В последнее
десятилетие гораздо
Войдя
в международный рынок на общих
началах, российские туристские организации
включились в а именно называемую
межрегиональную конкуренцию, т. е.
конкуренцию с новыми гостеприимно
принимающими государствами и городами,
курортами. Данную конкуренцию, состоящую
не всего только из ресурсной и
материальной частей, правда и из разного
числа дополнительных услуг, грамотного
и квалифицированного их пакетирования,
оригинальности и психологической
разработки под потребителя, из возможностей
уникальных развлечений и
Наши граждане, выбирая, где им провести отпуск, вмещают сейчас те же возможности, что и граждане новых государств. И многие из них выбирают чаще в итоге вместо Сочи Хургаду, вместо средней полосы России - поездку к Санта Клаусу в Финляндию и т. д. Конкуренция за наших потребителей складывается еще не в пользу внутреннего российского туризма. Но исследования показывают, что у наших туристов имеется довольно огромная увлечение к отдыху в северной полосе России. Правда, попробовав высококлассного и квалифицированного организованного обслуживания в свежих государствах, они считают, что отдых на турбазах Валдая без дополнительных услуг, специальной программы обслуживания и туроперейтинга на ныне не может отвечать их требованиям.
В связи с данным главная доля туроператоров в России работает с преимущественной ориентацией на выезд. Это объясняется все еще и тем, что их деятельность строится на употреблении наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.
Наблюдения
последнего времени показывают, что
кое-кто туристские фирмы России
начали постепенно проявлять интерес
к внутреннему и въездному
туризму. Это связано с тем, что
во большинства государствах уже
давно поняли надобность продвижения
программ обслуживания внутреннего
туризма. В рамках отдельной государства
внутренний туризм способствует устойчивому
положению национальной экономики
по причине перераспределению
Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного всевозможными главными и дополнительными услугами, является самой важной функцией продвижения российского туристского рынка.
Туроперейтинг на приеме не заключает в России столь активных форм продвижения. Но исторически он развит довольно широко, однако по существу вакантное место российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким слишком серьезным параметрам.
Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое разнообразие предложения по всяческим уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а к тому же отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Помимо того, не до конца временно осознаны отечественными туристскими служащими гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее продвижение в современной России как раз инициативного туроперейтинга, являются: приход в постперестроечный период большого спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; определенное снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а в свою очередь отсутствие серьезной материальной поддержки развития России на международном туристском рынке со стороны страны и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого развития.
Разбирая
причины неуспеха российского внутреннего
туризма, запрещено не признать, что
тут играет собственную роль и
отсутствие нужной финансовой поддержки
со стороны как федеральных, а
именно и местных властей. Более
того, национальные туристские фирмы
функционируют в довольно тяжелой
обстановке из-за непомерных налогов,
стабильного роста стоимости
коммунальных услуг и т. д.; нет
и государственной поддержки
в области продвижения
Информация о работе Ответственность туроператоров и турагентов