Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.
Структура работы включает три главы, заключение и список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1
1.1 РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма 6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма 16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 23
2.1 Европейские направления выездного международного туризма в РФ 25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3
3.1 ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации 53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
За последние три года Хорватия стала чрезвычайно популярной России, благодаря ряду конкурентных преимуществ страны как экскурсионного и пляжного направлений. Среди них можно выделить практическое отсутствие визовых формальностей, отсутствие языкового барьера (большинство местного населения понимают и говорят по-русски), программа «открытого неба» для российских чартеров (практически все крупные курортные центры принимают отечественные самолеты), безопасная криминальная обстановка, географическая близость (3-4 часа лета), сравнительно дешевое обслуживание, оптимальные для россиян климатические условия, не требующие длительной адаптации, и, конечно, живописные ландшафты и одни из самых чистых в Европе пляжи.
Основные
недостатки Хорватии объясняются молодостью
туристической индустрии и
Однако, даже не смотря на особенности гостиничной базы, Хорватия – одно из лидирующих направлений российского выездного туризма по количеству повторных посещений.
Среди
особенностей туроерейтинга в нааправлении
Хорватии можно выделить ярко выраженную
сезонность деятельности (страна позиционируется
как пляжное направление), активную
чартерную политику столичных (интенсивность
полетов ежедневная, что позволяет организовывать
туры любой длительности) и региональных
(периодичность полетов – 7, 1- дней) туроператоров.
По причине дефицита номеров (особенно
в июле и августе), туроператоры вынуждены
вступать в рисковые формы взаимоотношений
с хотельерами, а рост спроса (опережающий
порой возможности и емкость наземного
обслуживания) на направление обеспечивает
стабильность рынка, не допускает демпинга
(что выгодно отличает Хорватию от имеющих
более емкую гостиничную базу Турции или
Египта). Основной клиент, выбирающий Хорватию,
люди со средним доходом, молодежь и семейные
пары, готовые заменить роскошь азиатских
отелей на чувство престижности отдыха
на европейских курортах. Как такового
позиционирования хорватских курортов
в сознании российского потребителя пока
нет. Просто считается, что отдых в Южной
Далмации самый престижный и дорогой в
Хорватии (программы в Дубровник пока
только из Москвы и Петербурга), Средняя
Далмация – дешевый и спокойный отдых
с детьми, а Истрия – более молодежный
и познавательный туризм. Стоит также
отметить активные и плодотворные действия
хорватского туристического представительства
в России, заинтересованного в развитии
туристических взаимосвязей между нашими
странами
2.3.
Азиатские направления
российского выездного
туризма
Основной целью посещения Азии туристами из других районов мира является отдых, знакомство с культурой, историческими и природными достопримечательностями. Деловые поездки и конгрессный туризм характерны более всего для Японии, Южной Кореи, Сингапура, Китая. С целью лечения и поклонения религиозным ценностям посещается Израиль.
Внешние туристские связи Азии осуществляются главным образом авиацией. Большинство рейсов выполняется самолётами международных авиакомпаний, меньшая часть – компаниями, принадлежащими странам Азии.
Самыми
популярными и массовыми
Египет – одно из самых популярных направлений выездного туризма в России, практически единственное доступное круглогодичное направление пляжного туризма, дающее прекрасные возможности семейного, молодежного, спортивного и познавательного туризма. К достоинствам Египта как туристической дестинации также можно отнести:
Среди явных недостатков Египта как туристической дестинации можно выделить низкий уровень жизни местного населения (отсюда и такие неприятные для прибывающих последствия как попрошайничество, постоянное требование бакшиша, случаи воровства в отелях), довольно сильное влияние мусульманской религии (туристам не рекомендуют употреблять спиртное вне территории отеля, женщинам – появляться в населенных пунктах с голыми плечами или в мини-юбках), низкое качество социальной инфраструктуры (плохая медицина, непригодная для питья водопроводная вода), нестабильная политическая ситуация (до сих пор все экскурсии проводятся с вооруженной охраной, что может травмировать особо чувствительных туристов), наконец, особенности арабского сервиса (медлительность, обязательные чаевые, внимание к женщинам).
В стране есть отели всех мировых цепочек, однако, отели категории 2-3* (особенно в Хургаде) мало приятны для проживания, поэтому все российские туроператоры (во избежание проблем с туристами) обычно сотрудничают с гостиницами категории люкс. Много гостиниц старой постройки, а динамично развивающиеся районы курортов (где в основном и находятся современные гостиничные комплексы) могут напоминать строительную площадку с соответствующим видом из окна и шумовым сопровождением. Территории отелей меньше чем у турецких, менее зеленые (все-таки Сахара недалеко), в отелях практически нет анимации, лишь единицы из них работают по системе «все включено».
Все туры в страну основываются на чартерных авиаперевозках в аэропорты Хургады, Шарм-эль-Шейха (в последнее время появились программы на Табу и Марса – Алем). Доля регулярных авиаперевозок (на Каир или Александрию) весьма мала, они используются лишь для организации дорогих индивидуальных познавательных поездок в страну. Чартерные программы круглый год организуют только московские туроператоры, причем количество чартеров заметно возрастает с октября по апрель (когда в Египте спадает летний зной). Региональные туроператоры организуют свои перелеты только в сезон (то есть, зимой), так как у россиян уже сложилось отношение к Египту – как к зимнему направлению. В связи с тем, что зима в России – не время отпусков, поэтому и объемы продаж значительно меньше, чем в аналогичных летних направлениях (например, Турция), и многие региональные чартеры – разовые, с простоем.
Распространены презентативные схемы, туроператоры выкупают блоки мест в египетских отелях, формируя ассортимент базовых средств размещения (чаще всего, это отели категории 4-5*). Местные meet-компании также присутствуют на российском туристическом рынке, хотя их присутствие слабее, чем у турецких. Поскольку арабские и мусульманские особенности работы не всегда приемлемы для отечественных туроператоров, большинство из них предпочитают выкупать «комнаты» у отечественных блочников под собственные места на чартерах (это особенно распространено среди региональных турфирм, поднимающих разовые чартеры в Египет), чем последние и пользуются, с каждым годом увеличивая размеры блоков в египетских средствах размещения.
Турция – не только одна из самых посещаемых россиянами стран (более 1 млн прибытий за летний сезон - 2005), но и одна из самых динамичных туристических экономик на планете, принимающая в год более 25 миллионов туристов в основном из европейских стран (россияне по количеству прибытий на третьем месте). Среди явных конкурентных преимуществ Турции как направления российского выездного туризма можно выделить:
Одним из главных достоинств туристической Турции (кроме, конечно, туристических ресурсов) является ее гостиничная база. Нигде в мире нет таких отелей и такого сервиса, как на турецких курортах. Это одна из самых бурно развивающихся гостиничных индустрий на планете, практически каждую неделю где-то в Турции открывается новый отель, а технологии обслуживания гостей удивляют даже видавших многое путешественников и туроператоров.
Все отели страны придерживаются европейской, звездной классификации. Хотя строгих стандартов и процедуры получения звезд в стране пока не существует, зачастую количество звезд у названия отеля больше зависит от степени родства или личных связей хотельера с чиновниками, чем от реального уровня качества гостиничного продукта. Например, отель 3* может располагаться на первой линии пляжа, по соседству с известным пятизвездником, тогда как четырехзвездник может находиться на удалении от кромки моря и на 400 метров. А отели внутри одной категории могут также сильно отличаться друг от друга, как и гостиничные предприятия, обладающие различным количеством звезд на фасаде. Поэтому, многие отечественные (да и турецкие) туроператоры вводят собственные системы классификации турецких средств размещения, и один и тот же отель может иметь пять звезд в одном каталоге и четыре – в другом.
Невысокий уровень цен на размещение в Турции, а также растущий спрос на турецкий тур-продукт со стороны состоятельных (в сравнении с самими турками или азиатами) европейцев и россиян, привели к тому, что в структуре гостиниц более 75% - отели категории «люкс» (имеющие 4* и 5*). Удаленность гостиниц от курортных городков (в большинстве случаев) и жесткая конкуренция между хотельерами привели к тому, что у каждого приличного отеля огромная прилегающая территория и высоко развитая инфраструктура отдыха, досуга и развлечений.
Турецкие гостиницы предлагают большой ассортимент вариантов расселения, как в стандартных номерах (от одноместных до многокомнатных апартаментов и так называемых family- rooms с детскими комнатами и гостиными), так и в отдельно стоящих коттеджах, виллах, бунгало, двухуровневых номерах в корпусе (причем интересен тот факт, что проживание в коттеджах стоит дешевле, чем номер в корпусе того же отеля). Номера в турецких гостиницах могут категорироваться в зависимости от вида из окна (одни из самых дешевых – номера с видом на населенные пункты, а тем более на мечети, поскольку оглушительные крики муэдзинов в пять утра мало кому понравятся из не-мусульманских постояльцев). Большое распространение на приморских курортах получили, так называемые, hotel-villages – курортные городки на территории в несколько гектар с уединенно стоящими среди буйной растительности коттеджами и снующими по территории паровозиками. Популярны в Турции и местные гостиничные цепочки, отличающиеся едиными стандартами сервиса или уникальными конкурентными преимуществами (например, «Robinson», «Natureland», «Dedeman», «Magic Life»).