Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.
Структура работы включает три главы, заключение и список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1
1.1 РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма 6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма 16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 23
2.1 Европейские направления выездного международного туризма в РФ 25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3
3.1 ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО
ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ
Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации 53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Представления
об экономическом эффекте
Прежде всего, наличие в донорском регионе инфраструктуры выездного туризма, сам по себе факт положительный. Гораздо выгоднее (и для местного населения, и для бюджетов донорского региона) развивать выездной туризм, нежели лишиться всяческой туристической активности. Выезжающие граждане обеспечивают работу объектов туристической индустрии (в число которых, прежде всего, входят туроператоры, турагенты, перевозчики, страховые и финансовые компании), увеличивая занятость и бюджетную самодостаточность донорского туристического региона.
Выездной туризм является косвенным фактором улучшения качества трудовых ресурсов в регионе, поскольку посредством зарубежных поездок рабочие – жители донорского региона, улучшают свое эмоциональное самочувствие, получают заряд положительных эмоций, наконец, поправляют здоровье (например, в случае организации санаторно-курортного лечения за рубежом). Очевидно, что поправившие свое физическое и эмоциональное здоровье в результате заграничных поездок жители, станут более полезными для своего работодателя, более производительными, что нельзя не отнести к еще одному экономическому эффекту выездного туризма.
Более того, грамотное государственное регулирование выездных туристических потоков способно превратить выездной туризм в мощный инструмент стимулирования производства товаров и услуг в отправляющем регионе. Для достижения этого, макроэкономического эффекта необходимо проведение органами государства мероприятий, направленных на ориентирование выездных туристических потоков на страны, являющиеся торговыми партнерами донорского региона. Таким образом, предполагается, что вырученные за счет прибытий иностранных туристов средства, иностранное государство-реципиент способно потратить на приобретение товаров и услуг, производимых в стране-доноре.
В приведенной идеальной модели организации выездного туризма, средства, потраченные выезжающими туристами, возвращаются в экономическую систему донорского региона посредством сопровождающих развитие выездного туризма традиционных международных торговых операций, тем самым повышая спрос на товары местного производства и стимулируя развитие местной промышленности и сферы услуг.
Стоит отметить, что появление описанной идеальной модели выездного туризма возможно только в случаях когда:
Примером построения выше описанной идеальной модели выездного туризма может служить опыт индустриально развитых стран, население которых более всего склонно к совершению зарубежных путешествий. Например, правительство Японии (успехи которой на поприще развития въездного туризма в силу его дороговизны и традиционности, мягко говоря, невелики) на протяжении более 15 лет проводит корректировку выездных турпотоков в направлении стран, представляющих повышенный интерес для японского импорта (Китай, страны Юго-Восточной Азии, Дальний Восток России).
Идеальная модель развития выездного туризма по своей сути является современным выражением классических теорий мировой торговли, в котором в качестве одного из товаров межгосударственного обмена выступает туристический продукт.
Современный
этап развития мировой экономики, характеризующийся
процессом ее глобализации позволяет
оценивать перспективность
Смысл эгоистической модели выездного туризма сводится к росту участия страны – донора в функционировании зарубежной туристической индустрии посредством осуществления капиталовложений в нее. В современных условиях инвестиции в зарубежную промышленность или сферу услуг не являются чем-то запредельно сложным, превратившись в довольно простой технически и распространенный вид коммерческой деятельности. Инвесторы из страны – донора, оценив перспективность иностранного туристического центра (зачастую через растущую его популярность среди своих сограждан), легко смогут наращивать степень своего участия в деятельности и управлении его туристической индустрией, увеличивая объемы и диверсифицируя (например, сначала приобретая гостиничный, а потом и ресторанный, транспортный, экскурсионный бизнес за рубежом) свои капиталовложения.
Глобальный характер
Результатом
функционирования эгоистической модели
выездного туризма, очевидно, станет
создание в стране – реципиенте
туристической индустрии с
Еще более доходным выездной туризм для страны- донора может стать при отсутствия в стране-реципиенте преимуществ в производстве товаров туристского потребления (продовольствия, напитков, фототоваров, туристского снаряжения, сувениров и т.д.) и наличии таковых в стране-доноре. В этом случае, даже расходы туристов во время отдыха (например, в магазинах или рынках зарубежного курорта) способны приносить прибыль экспортирующей и товары туристского потребления стране-донору.
Рис.1
– Эгоистическая модель выездного
международного туризма
Становление эгоистической модели выездного туризма представляется возможным только в случаях, когда:
Несмотря
на очевидную выгодность эгоистической
модели выездного туризма для
страны-донора, нельзя не согласиться
с тем, что она не отвечает национальным
интересам населения
Обе приведенные модели доказывают тот факт, что выездной туризм может стать весьма прибыльным и стимулирующим развитие местной промышленности и сферы услуг видом деятельности только при условии грамотной и планомерной политики власти отправляющего региона, направленной во-первых, на корректировку выездных туристических потоков в направлении стран- наиболее активных торговых партнеров; во-вторых, на развитие инвестиций в туристическую индустрию рецептивных стран и регионов; и в третьих, на предотвращение проникновения представителей туристического бизнеса рецептивных регионов в национальную туристическую индустрию (например, в сферу авиаперевозок или туроперейтинг).
Следовательно,
любые виды международного туризма
(как выездной, так и въездной),
являясь сложными социально-экономическими
явлениями, способны оказывать на экономическую
систему региона как
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
РЫНКА
ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
В первом полугодии 2009 года россияне оставили за границей 5,6 млрд. долларов. Львиная доля трат пришлась на личные поездки граждан - 4,4 млрд. долларов. При этом путешественников, выбирающих дальние страны, больше не стало. Наши сограждане теперь предпочитают все более качественный и комфортабельный отдых. Специалисты утверждают, что такая тенденция сохранится, и в следующем году заграничные траты могут вырасти еще примерно на 10%7.
По данным исследований компании "БДО Юникон", 85% общих трат пришлось на страны дальнего зарубежья, в которых за январь-июнь побывало около 5 млн. россиян. Личный вклад в увеличение зарубежных трат сейчас вносят в основном граждане, выбирающие дорогостоящий качественный отдых. Таких сейчас становится все больше. "Два года назад наибольшая часть спроса - около 40% - приходилась на двух-трехзвездные отели. Сейчас количество таких заявок снижается. Большинство клиентов предпочитают четыре звезды, быстро растет интерес к апартаментам класса "люкс". Естественно, состоятельные туристы тратятся и на другие услуги - комфортабельный перелет, дорогие рестораны и магазины", - поясняют в турагентствах.
По
мнению экспертов Российского союза
туриндустрии (РСТ), интерес к качественным
и дорогим личным поездкам будет
расти еще несколько лет. Это
компенсирует отсутствие увеличения численности
выездного потока и сможет еще
больше повысить уровень зарубежных трат,
считают "Известия".
Таблица - 1.Статистическии данные о состоянии выездного туризма
в России за 2008 год8.
|