Особенности выездного туризма в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является обоснование экономической эффективности рынка российского выездного туризма, а также анализ его современного состояния, основных проблем и перспективы развития..

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить особенности функционирования рынка международного выездного туризма;
определить влияние выездного туризма на экономическую систему России;
обосновать перспективные направления развития выездного туризма для России, обеспечивающие следованию национальным интересам и стратегическим целям российского общества;
проанализировать основные европейские и азиатские направления российского выездного туризма, рассмотреть принципы формирования выездных туров на примере наиболее популярных среди отечественных туристов государств (Финляндия, Италия, Франция, Египет и Турция);
охарактеризовать состояние рынка выездного туризма в Ростовской области, выделить основные проблемы и перспективы его развития.

Структура работы включает три главы, заключение и список использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1


1.1 РЫНОК ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Смысл и содержание рыночных отношений в сфере международного туризма 6
1.2 Спрос на рынке выездного международного туризма 7
1.3 Предложение на туристическом рынке 13
1.4 Модели эффективного взаимодействия на рынке выездного международного туризма 16
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

РЫНКА ВЫЕЗДНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 23
2.1 Европейские направления выездного международного туризма в РФ 25
2.2 Азиатские направления российского выездного туризма 43
ГЛАВА 3


3.1 ПРОБЛЕМЫ ОТЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ВЫЕЗДНОГО

ТУРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Анализ основных проблем современного рынка выездного туризма в Российской Федерации 53
3.2 Возможные перспективы развития национального выездного туризма 62
3.3 Состояние рынка выездного туризма в Ростовской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Файлы: 1 файл

Дипломвыездной.doc

— 389.00 Кб (Скачать)
 

     Из  таблицы можно сделать вывод  об основных тенденция развития российского  выездного туризма: рост азиатских  направлений, наиболее динамичными  направлениями является Турция, Египет, Таиланд, Китай, … в ущерб Европейским направлениям, это связана с рядом причин: ужесточение визового режима, рост курса евро (особенно сильно сократился рынок Германии, Франции, Великобритании).

    2.1 Европейские направления выездного международного туризма в РФ

 

     Европейский регион играет важную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции.

     Сегодня Европа превратилась фактически в одно государство — Европейский союз (на его долю приходится 97% всего населения и хозяйства региона). По классификации ООН, Европа состоит из 4 субрегионов, включающих в себя различные страны Западной, Восточной Европы и бывшего СССР. 

     Северная  Европа — Великобритания, Ирландия, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и страны Прибалтики;

     Западная  Европа — Германия, Франция, страны Бенилюкса, Австрия и Швейцария;

     Восточная Европа — Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния и Болгария;

     Южная Европа — Италия, Испания, Португалия, Греция, страны бывшей СФРЮ и Албания.

     Характерно, что Западная Европа в этой классификации  выступает не как единый регион, а как трехкомпонентная структура — Западная, Северная и Южная Европа.

     Ряд важных географических, экономических, политических и культурных предпосылок  способствует тому, что Европа была и остаётся наиболее развитым в плане  международного туризма регионом. Здесь можно выделить следующие факторы:

  • большая изрезанность береговой линии и наличие бухт, заливов и внутренних морей;
  • мягкий климат, обеспечивающий более чем семи месячный купальный сезон на всем побережье;
  • расположенные высочайшей горной системы Европы – Альп и сами Апеннины делают  и направлением горнолыжного туризма;
  • географическая близость европейских стран друг с другим;
  • большое сосредоточение исторических, культурных и природных памятников на сравнительно небольшой территории. Богатейшая, трех тысячелетняя  история региона сделала Западную Европу настоящей сокровищницей бесценных памятников и шедевров (более 70% всех мировых исторических памятников сосредоточены на ее территории),  образы знаменитых европейцев прошлого и современности  также являются неотъемлемой частью колоссальных туристических ресурсов страны;
  • развитая туристическая и  транспортная инфраструктура региона, а также богатейший опыт Европы в приеме иностранных туристов позволяют организацию всех видов  туров любой сложности и продолжительности;
  • высокий уровень жизни европейцев способствует созданию  благоприятного для туризма имиджа страны, обеспечивая безопасность и максимально приятные впечатления приезжающих туристов;
  • В Западную Европу входят страны Шенгенского союза, однако получение шенгенской визы довольно длительная и малоприятная процедура. Визовый режим региона отличается все повышающейся жесткостью (к примеру, введение ограничений количества единовременно подаваемых пакетов документов для аккредитованных турфирм, регулярный пересмотр списка аккредитованных турфирм и порядка проведения самой процедуры аккредитации, увеличение пакета необходимых для получения туристической визы документов, почти 100 %-ная вероятность звонка работника консульской службы на место работы аппликанта и т.д.), что вызвано как общим ужесточением миграционного законодательства и визовых формальностей страны, так и попыткой оградить  от растущего потока нелегальных мигрантов (особенно из России, Украины и Молдавии);
  • дороговизна Западной Европы как направления выездного туризма, что определяется, прежде всего, растущим курсом евро по отношению к доллару и рублю, а также высоким уровнем жизни местного населения страны.

     Учитывая  вышеприведенные особенности этого  направления выездного туризма, можно перечислить наиболее популярные среди россиян типы туров  в Европу:

  • туры на отдых, организуемые во время летнего сезона;
  • горнолыжные туры, доля которых в общей структуре выездного потока пока незначительна, но отличается стремительным ростом;
  • познавательные туры

       Среди лидирующих направлений российского  выездного туризма в Западной Европе, требующих отдельного рассмотрения, можно выделить Финляндию (более 1 млн  выездов россиян в год), Францию (400 тыс выездов) и Италию (250 тыс. выездов).

        Страны Скандинавии  – северные соседи России, Финляндия  является единственной страной Европейского Союза, с которой РФ имеет сухопутную границу. Кроме того,  существует еще ряд факторов, способствовавших тому, что Финляндия и Скандинавия в настоящее время по количеству отправлений россиян   в год бесспорно лидируют среди всех европейских направлений выездного российского туризма:

  • наличие восьми автомобильных и железнодорожных переходов между нашими странами (из них обладающие максимальной пропускной способностью – Светогорск, Торфяновка и Брусничное расположены на территории Ленинградской области);
  • возможность доставки туристов в Финляндию всеми видами транспорта. Автомобильным – по федеральной трассе Е-95 Москва- Санкт – Петербург – Выборг – Хельсинки, по автомагистралям из Мурманской области и Карелии в города Северной и Восточной Финляндии; железнодорожным – переход Выборг – Куовола позволяет регулярное железнодорожное сообщение между Москвой, Санкт - Петербургом и Хельсинки (фирменные поезда «Илья Репин», «Лев Толстой», «Ян Сибелиус»); авиа – на территории Финляндии и Скандинавии  более 20 современных аэропортов, в некоторые из них (Вантаа, Рованиеми, Тампере, Каяни, Йоэнсуу организуются чартерные программы из регионов России); и, наконец, водным – наличие сообщения по Финскому заливу между Санкт – Петербургом и столицей Финляндии;
  • географическая близость финляндских и скандинавских городов и курортов к крупнейшему региональному туристическому рынку России – Санкт – Петербургу (емкость которого высока не только по причине высокой численности потребителей, но и довольно высоким доходам горожан в сравнении с остальными регионами РФ). Так дорога в столицу Финляндии из Петербурга (450 км) отнимет не более 8 часов, в Тампере – 10 часов, в Турку – 11 часов;
  • льготный, один из самых несложных среди шенгенских стран визовый режим по отношению к российским гражданам, наличие консульства Финляндии в Санкт – Петербурге. Для получения финляндской туристической визы требуется стандартный пакет документов – действующий заграничный паспорт, копии российского паспорта, факс туристического приглашения, фотографии и  оплата невысокого консульского сбора, срок оформления визы 2-5 рабочих дней,  реальны групповые визы, личного присутствия и тем более собеседования аппликанта с работниками посольства не требуется;
  • грамотная политика скандинавских  властей (на территории России уже почти десятилетие функционирует отделение департамента по въездному туризму Финляндии –МЕК, активно занимающееся продвижением национальных туров, участвующее практически во всех центральных и региональных туристических выставках и work-shops), поставщиков туристических услуг (к примеру, программы туристических тарифов национального авиаперевозчика Суоми – «FinnAir», паромной круизной компании «SeljaLine», практически всех отелей) и принимающих финляндских туроператоров в отрасли стимулирования въездного туризма из России;
  • наличие в Финляндии и Скандинавии довольно многочисленных туристических брэндов, начиная от издавна известных (Санта-Клаус, Мумий – Тролли, Калевала, Карлсон…), и заканчивая не менее популярными, но «раскрученными» сравнительно недавно аквапарками, парками развлечений, круизами на паромах и т.д. 

     По  этим причинам можно выделить основные характеристики туров в Финляндию  и Скандинавию:

  • осуществляются на всех распространенных транспортных средствах (автобусы, автомобили, поезда, самолеты, паромы или теплоходы);
  • по длительности бывают от одного до двадцати дней (что возможно благодаря географической близости стран);
  • слабо зависят от фактора сезонности. Хотя направленность туров изменяется в зависимости от времени года (поездки на горнолыжные курорты или в Лапландию зимой, экскурсионные или шоп-туры в межсезонье, отдых на озерах , рыболовецкие туры летом), их общая интенсивность мало изменяется;
  • одни из самых дешевых среди предложений российских туроператоров (к примеру, стоимость самого дешевого тура в столицу Финляндии – 45 – 50 евро + виза и страховка);
  • ориентированы практически на любой сегмент потребителей, предлагая широкие возможности для отдыха как детей, молодежи, так и людей более зрелого возраста, как для любителей активной ночной жизни и развлечений, так и желающим уединения и спокойствия, как для предпочитающих VIP – отдых, так и экономичных туристов;
  • наконец, туры в Скандинавские страны направлены на удовлетворение практически всех известных целей путешествий – от отдыха, лечения, экскурсий до развлечений и шоп-туров.

    Благодаря развитости въездного туризма в  Суоми отечественные туроператоры довольно часто при организации  выездных туров прибегают к сотрудничеству с финскими meet-компаниями, внутренними перевозчиками и даже к услугам профессиональных экскурсионных бюро. Крупнейшие туроператоры (в основном базирующиеся в Санкт-Петербурге) уже более 15 лет самостоятельно организуют практически все виды туров в Финляндию, напрямую сотрудничая с финляндскими отелями, паромами, аквапарками и другими поставщиками туристических услуг, обладая аккредитацией в консульских службах страны. В наиболее популярных отелях (центры городов,  коттеджи) и на паромах крупные туроператоры выкупают блоки мест на условиях элотмента, а в пиковые даты (например, новогодние праздники, католическое рождество, студенческие каникулы и т.д.) – на комитмент – условиях.

    Большая часть выездных туров в Финляндию  осуществляется автотранспортом из Санкт-Петербурга, Выборга, Петрозаводска (что легко объяснить дешевизной аренды даже современных автобусов – около 800 – 1000 евро), хотя в пиковые даты осуществляются чартерные программы в аэропорты центральной (Каяни, Тампере) и северной (Рованиеми, Оулу) Финляндии. Также весьма популярны среди россиян железнодорожные туры в Суоми (как на регулярных поездах из Москвы и Санкт-Петербурга, так и на туристических поездах из других крупных городов европейской части России).

         Италия – одна из самых старых, а следовательно, известных и обладающих колоссальным опытом в приеме иностранных туристов, стран мира. Сегодня по объемам въездного туризма (около 45 млн прибытий в год) Италия прочно входит в первую пятерку стран и предлагает возможности для практически всех типов поездок круглый год.

         Можно выделить ряд  особенностей Италии как направления  выездного туризма:

  • протяженная приморская линия (побережье Италии омывается водами Лигурийского, Тирренского, Ионического, Средиземного и Адриатического морей)  как Апенинского полуострова так и крупнейших в Средиземном море островов Сардинии и Сицилии, вдоль которой, сменяя один другой, расположены одни из лучших в мире пляжи;
  • мягкий средиземноморский климат, обеспечивающий более чем семи месячный купальный сезон на всем итальянском побережье;
  • расположенные на севере Италии южные отроги высочайшей горной системы Европы – Альп и сами Апеннины делают Италию и направлением горнолыжного туризма;
  • богатейшая, трех тысячелетняя  история страны сделала Италию настоящей сокровищницей бесценных памятников и шедевров (более 40% всех мировых исторических памятников сосредоточены на ее территории),  образы знаменитых итальянцев прошлого и современности  также являются неотъемлемой частью колоссальных туристических ресурсов страны;
  • расположенный внутри столицы Италии город-государство Ватикан– центр христианства, место пребывания главы Римской католической церкви давно стал величайшим магнитом для миллионов паломников;
  • развитая туристическая и  транспортная инфраструктура страны, а также богатейший опыт Италии в приеме иностранных туристов позволяют организацию всех видов  туров любой сложности и продолжительности;
  • высокий уровень жизни итальянцев способствует созданию среди иностранцев благоприятного для туризма имиджа страны, обеспечивая безопасность и максимально приятные впечатления приезжающих туристов;
  • Италия – крупнейшая и мощнейшая экономика Европы и мира, входит в семерку самых индустриально развитых государств и давно является направлением, максимально привлекательным для деловых людей со всего мира, местом проведения международных форумов, саммитов, конгрессов;
  • Италия – одна из стран Шенгенского союза, однако получение итальянской визы довольно длительная и малоприятная процедура. Визовый режим страны отличается все повышающейся жесткостью (к примеру, введение ограничений количества единовременно подаваемых пакетов документов для аккредитованных в итальянском посольстве турфирм, регулярный пересмотр списка аккредитованных турфирм и порядка проведения самой процедуры аккредитации, увеличение пакета необходимых для получения туристической визы документов, почти 100 %-ная вероятность звонка работника консульской службы на место работы аппликанта и т.д.), что вызвано как общим ужесточением миграционного законодательства и визовых формальностей страны, так и попыткой оградить Италию от растущего потока нелегальных мигрантов (особенно из России, Украины и Молдавии). Еще одним отличием итальянского визового режима от визовых формальностей других стран Шенгенского союза является необходимость наличия туристической визы для круизеров9;
  • наличие  в стране так называемых прогрессивных зон, местные власти которых максимально заинтересованы в росте туристического потока из России и оказывают поддержку (в том числе и материальную - в виде компенсации части стоимости чартерных программ или кредитования при приобретении блоков мест в отелях) сотрудничающим с данным курортом российским туроператорам. К таким прогрессивным зонам относятся, естественно, менее известные и пока еще непопулярные курорты и крупные города страны – например, ряд областей Калабрии, Сицилии, побережья Адриатического моря (район Бари,  Анконы, Римини…);
  • дороговизна Италии как направления выездного туризма, что определяется, прежде всего, растущим курсом евро по отношению к доллару и рублю, а также высоким уровнем жизни местного населения страны.

      Учитывая  вышеприведенные особенности этого  направления выездного туризма, можно перечислить наиболее популярные среди россиян типы туров  в  Италию:

  • познавательные туры (что выделяет Италию от типично пляжных направлений – Испании, Греции, Хорватии…);
  • туры на отдых, организуемые во время летнего сезона;
  • шоп-туры;
  • горнолыжные туры, доля которых в общей структуре выездного потока пока незначительна, но отличается стремительным ростом.

     Особенности туроперейтинга в направлении Италии:

  • преобладание в структуре выездного туризма туров, основным перевозчиком в котором выступает самолет. При этом, туроператоры  организуют и чартерные рейсы (в основном в центры прогрессивных зон или зон горнолыжного катания – Римини, Бари, Форли, Неаполь, Геную – летом, Бергамо, Турин, Верону – зимой), и активно пользуются услугами регулярных перевозок как российских, так и национальной итальянской (Al Italia) авиакомпаний, приобретая  блок мест на рейсах;
  • туроператорская активность имеет традиционный сезонный характер (объемы продаж летом существенно возрастают за счет пляжных курортов). Летние чартерные программы стартуют в мае и продолжаются до октября, зимние – с декабря по апрель. Круглогодично организовываются чартеры под шоп-туры (Римини, Форли, Анкона, Бари), которые успешно комбинируются с экскурсионными автобусными турами по стране (многие автотуры стартуют и финишируют в тех же городах - центрах торговли);
  • чартерные цепочки выстраиваются как из Москвы, так и из регионов России (например, из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ростова, Новосибирска…);
  • наземное обслуживание в большинстве своем основано на сотрудничестве с принимающими meet-компаниями (хотя и на основе блоков мест или квот), что объясняется, прежде всего,  дороговизной направления, хотя на пиковые даты или в летнем сезоне уже приобретаются и блоки мест непосредственно в итальянских отелях;
  • работа с итальянским направлением требует наличия аккредитации в итальянском посольстве, известном своими жесткими требованиями  к туроператорам и полном ограничений регламентом работы с аккредитованными фирмами (например, ограничение количества единовременно подаваемых пакетов документов на получение визы);
  • основная категория клиентов, выбирающих Италию, - люди с доходом чуть выше среднего, способные потратить во время отдыха суммы, значительно превышающие стоимость самих путевок, среднего возраста, много семейных пар, отдыхающих с детьми. Многие бизнесмены едут на выставки, VIP – клиент выбирает  острова, отдых на которых существенно дороже чем на материковой части страны.

Информация о работе Особенности выездного туризма в РФ