Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы в РФ.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть финансовую систему и характеристику ее звеньев;
Показать особенности развития финансовой системы в современной России;
Охарактеризовать перспективы развития финансовой системы в РФ.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Финансовая система и характеристика ее звеньев………………………... 6
1.1. Финансовая система: определение и сущность………………………….. 6
1.2. Децентрализованные финансы………………………………………………... 7
1.3. Централизованная сфера………………………………………………………. 8
2. Особенности развития финансовой системы в
современной России………………………………………………………. 11
2.1. Типы финансовой системы……………………………………………………. 11
2.2. Современное состояние финансовой системы РФ………………………. 12
3. Перспективы развития финансовой системы в РФ………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………… 28
Введение
Основной темой для
науки о финансах служит определенная
система экономических
Финансы - это неразделимая звено денежных взаимоотношений, но не любые денежные взаимоотношения можно относить к финансовым1.
Финансы отличаются от денег,
как по своему содержанию, так и
по функциям, которые они должны
выполнять. Деньги - это всеохватывающая
равносильная единица, с помощью
которого прежде всего измеряются затраты
труда ассоциированных
Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства"1.
Суть финансов проявляется в функциях которые они выполняют, а под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный, некоторые отечественные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль отечественной валюты и распределительную функцию. А. М. Александров и Э. Л. Вознесенский утверждают, что финансы выражаются в формировании денежных средств, использовании денежных средств и в контроле, отрицая распределительную функцию только на том основании, что функция должна быть специфичной, свойственной только данной категории и никакой другой, а распределительные отношения в обществе обслуживают различные экономические категории. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свою распределительную функцию2.
Но никто из авторов не отрицает два следующих положения:
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы в РФ.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
современной России;
1. Финансовая система и характеристика ее звеньев
1.1. Финансовая
система: определение и
Финансы, как отмечалось ранее, выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка. Однако это разнообразие не исключает наличие между ними общих черт, а именно1:
1) все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;
2) все финансовые отношения
участвуют в формировании
3) все финансовые отношения
контролируют и регулируют
Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов. Например, налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но в то же время имеют свои особенности, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений.
Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждая из которых отличается особыми формами формирования и использования, и следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.
Итак, финансовая система (рис. 1.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
Рис.1.1. Финансовая система
Нефинансовая система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную и 2) централизованную сферы.
В свою очередь каждая сфера объединяет несколько звеньев.
1.2. Децентрализованные финансы
Децентрализованные
финансы являются основой финансовой
системы, поскольку именно здесь, в
сфере материального
Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны — научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства1.
В условиях рыночных
отношений предприятия
Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.
Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.
1.3. Централизованная сфера
Централизованная сфера — вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.
В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг. концентрировались 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48—50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.
Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет (1), региональные бюджеты (но Конституции 89, в том числе республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и (Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).1
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.
Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов. Для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.
В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожный, НИОКР и др.) и социальные. Но из-за слабого контроля за их использованием начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами) и в настоящее время сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.
Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
2. Особенности развития финансовой системы в современной России
2.1. Типы финансовой системы
И фондовое, и банковское крыло формирующейся в России финансовой системы пока не в состоянии удовлетворить потребность реального сектора во внешнем финансировании. Львиную долю работы по созданию полнокровной финансовой системы должно проделать государство
Исторически принято разделять страны по типу финансовой системы - основанной на банках (традиционно к этому типу относятся финансовые системы стран континентальной Европы и Японии) или на фондовом рынке (классические представители - США, Великобритания, Канада, Австралия, Гонконг и Сингапур)1. Правда, подобное разделение в значительной мере условно, поскольку в последние десятилетия эти две системы корпоративного финансирования и контроля все больше сближаются. Но тем не менее оно достаточно удобно для анализа того, за счет каких источников может осуществляться финансирование реального сектора экономики - преимущественно за счет банковских кредитов либо за счет размещения ценных бумаг на фондовом рынке.
Считается, что тип финансовой системы в той или иной стране определяется четырьмя основными факторами:
Чем меньше это вмешательство (как, например, в США и Великобритании), тем больше объем фондового рынка и насыщенность ценными бумагами хозяйственного оборота.
И наоборот, чем больше участие государства в перераспределении денежных ресурсов, как во Франции и в Германии, тем более ограничен фондовый рынок. Для стран, финансовая система которых базируется на фондовом рынке, характерны неконцентрированная структура собственности, весьма ограниченное государственное вмешательство в экономику, надежное обеспечение защиты прав миноритарных акционеров, готовность к принятию на себя рисков со стороны частных инвесторов и высокий уровень развития инвестиционных институтов. Сегодняшняя Россия этим условиям не соответствует.
2.2. Современное состояние финансовой системы РФ