Особенности финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы в РФ.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть финансовую систему и характеристику ее звеньев;
Показать особенности развития финансовой системы в современной России;
Охарактеризовать перспективы развития финансовой системы в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Финансовая система и характеристика ее звеньев………………………... 6
1.1. Финансовая система: определение и сущность………………………….. 6
1.2. Децентрализованные финансы………………………………………………... 7
1.3. Централизованная сфера………………………………………………………. 8
2. Особенности развития финансовой системы в
современной России………………………………………………………. 11
2.1. Типы финансовой системы……………………………………………………. 11
2.2. Современное состояние финансовой системы РФ………………………. 12
3. Перспективы развития финансовой системы в РФ………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Особенности фин системы РФ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Основной темой для  науки о финансах служит определенная система экономических взаимоотношений, соединенных с развитием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих единиц) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - это неразделимая звено денежных взаимоотношений, но не любые денежные взаимоотношения  можно относить к финансовым1.

Финансы отличаются от денег, как по своему содержанию, так и  по функциям, которые они должны выполнять. Деньги - это всеохватывающая  равносильная единица, с помощью  которого прежде всего измеряются затраты  труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент планирования и распределения - перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. На нынешнем экономическом развитии финансы являются одним из основных инструментов воздействия на систему рыночных преобразований в стране, а так же в разрешении кризисных ситуаций в общественном развитии. Это осуществляется немаловажным расширением и разнообразием финансовых взаимоотношений экономических субъектов, многозвенностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, высокой степенью их воздействия на воспроизводственные процессы. В связи с этим выявление содержательности финансов, их экономической роли в условиях перехода от плановой к рыночным отношениям уделяется все большее и большее внимание.

Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории  финансов позволяет следующим образом  сформулировать ее содержание: "Финансы  представляют собой объективную  экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в процессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспечения условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства"1.

Суть финансов проявляется в функциях которые  они выполняют, а под функциями  понимается та "работа", которую  выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный, некоторые отечественные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль отечественной валюты и распределительную функцию. А. М. Александров и Э. Л. Вознесенский утверждают, что финансы выражаются в формировании денежных средств, использовании денежных средств и в контроле, отрицая распределительную функцию только на том основании, что функция должна быть специфичной, свойственной только данной категории и никакой другой, а распределительные отношения в обществе обслуживают различные экономические категории. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свою распределительную функцию2.

Но никто  из авторов не отрицает два следующих  положения:

  • Функция экономической категории это форма проявления ее общественного назначения.
  • Специфическое общественное назначение финансов формирование и использование денежных фондов посредством особых форм движения стоимости. А эти особые формы не что иное, как отношения распределения. Чтобы сформировать многочисленные централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, т.е. создать для каждого субъекта воспроизводства возможность влиять на данный процесс, необходимо привести в движение стоимость, а это могут выполнить только финансы.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы в РФ.

Достижению  этой цели подчинены следующие задачи:

  1. Рассмотреть финансовую систему и характеристику ее звеньев;
  2. Показать особенности развития финансовой системы в

современной России;

  1. Охарактеризовать перспективы развития финансовой системы в РФ.

 

 

1.  Финансовая  система и характеристика ее  звеньев

 

1.1. Финансовая  система: определение и сущность

 

Финансы, как отмечалось ранее, выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка. Однако это разнообразие не исключает наличие между ними общих черт, а именно1:

1)  все финансовые отношения  осуществляют распределение ВВП и НД;

2)  все финансовые отношения  участвуют в формировании фондов  и денежных средств, в использовании  их;

3)  все финансовые отношения  контролируют и регулируют распределительный  процесс.

Эти общие черты создают  единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов. Например, налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но в то же время имеют свои особенности, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений.

Именно эти специфические  признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждая из которых отличается особыми формами формирования и использования, и следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.

Итак, финансовая система (рис. 1.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

Рис.1.1. Финансовая система

Нефинансовая  система включает две сферы финансовых отношений: 1) децентрализованную и 2) централизованную сферы.

В свою очередь каждая сфера  объединяет несколько звеньев.

 

1.2. Децентрализованные финансы

 

Децентрализованные  финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в  сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.

Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны — научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства1.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали  обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Предприятия стали  свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.

Финансы домашнего  хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного  бюджета и  его  использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны.  Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

 

1.3. Централизованная сфера

 

Централизованная  сфера — вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

В 1991 г. бюджетная  система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг. концентрировались 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48—50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.

Действующая бюджетная  система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет (1), региональные бюджеты (но Конституции 89, в том числе республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и (Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).1

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов. Для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.

В начале 90-х  годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожный, НИОКР и др.) и социальные. Но из-за слабого контроля за их использованием начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами) и в настоящее время сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Важнейший среди  социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

К социальным фондам относятся также Фонд социального  страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

2. Особенности  развития финансовой системы  в современной России

 

2.1. Типы  финансовой системы

 

И фондовое, и  банковское крыло формирующейся  в России финансовой системы пока не в состоянии удовлетворить потребность реального сектора во внешнем финансировании. Львиную долю работы по созданию полнокровной финансовой системы должно проделать государство

Исторически принято  разделять страны по типу финансовой системы - основанной на банках (традиционно к этому типу относятся финансовые системы стран континентальной Европы и Японии) или на фондовом рынке (классические представители - США, Великобритания, Канада, Австралия, Гонконг и Сингапур)1. Правда, подобное разделение в значительной мере условно, поскольку в последние десятилетия эти две системы корпоративного финансирования и контроля все больше сближаются. Но тем не менее оно достаточно удобно для анализа того, за счет каких источников может осуществляться финансирование реального сектора экономики - преимущественно за счет банковских кредитов либо за счет размещения ценных бумаг на фондовом рынке.

Считается, что  тип финансовой системы в той  или иной стране определяется четырьмя основными факторами:

  • структурой собственности,
  • качеством обеспечения защиты прав акционеров,
  • готовностью населения данной страны к риску
  • и - последнее по порядку, но не по значению - степенью вмешательства государства в экономическую жизнь.

Чем меньше это  вмешательство (как, например, в США  и Великобритании), тем больше объем фондового рынка и насыщенность ценными бумагами хозяйственного оборота.

И наоборот, чем  больше участие государства в  перераспределении денежных ресурсов, как во Франции и в Германии, тем более ограничен фондовый рынок. Для стран, финансовая система которых базируется на фондовом рынке, характерны неконцентрированная структура собственности, весьма ограниченное государственное вмешательство в экономику, надежное обеспечение защиты прав миноритарных акционеров, готовность к принятию на себя рисков со стороны частных инвесторов и высокий уровень развития инвестиционных институтов. Сегодняшняя Россия этим условиям не соответствует.

 

2.2. Современное состояние финансовой системы РФ

Информация о работе Особенности финансовой системы РФ