Особенности финансовой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы в РФ.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть финансовую систему и характеристику ее звеньев;
Показать особенности развития финансовой системы в современной России;
Охарактеризовать перспективы развития финансовой системы в РФ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Финансовая система и характеристика ее звеньев………………………... 6
1.1. Финансовая система: определение и сущность………………………….. 6
1.2. Децентрализованные финансы………………………………………………... 7
1.3. Централизованная сфера………………………………………………………. 8
2. Особенности развития финансовой системы в
современной России………………………………………………………. 11
2.1. Типы финансовой системы……………………………………………………. 11
2.2. Современное состояние финансовой системы РФ………………………. 12
3. Перспективы развития финансовой системы в РФ………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………… 28

Файлы: 1 файл

Особенности фин системы РФ.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Все, что может  сделать бизнес для оживления  финансовой системы без участия государства, - это, во-первых, совершенствовать финансовую отчетность. Сегодня никто не может выполнить список требований по выходу на IPO - представить аудит, стратегию компании, опубликовать прибыль1.

Поле возможностей для государства в сфере укрепления банковского сектора гораздо обширнее. Одним из основных источников длинных денег и для банковского сектора, и для фондового рынка (а затем и для реального сектора экономики) являются сбережения населения.

Поэтому первая задача государства - увеличение доходов населения. В первую очередь за счет снижения налогового бремени на доходы россиян.

Именно снижения, а не перераспределения с физических лиц на компании реального сектора  экономики, как это у нас принято. Потому что при таком "традиционном" подходе смысл стимулирования развития экономики теряется. Если, разумеется, не считать конечной целью экономического развития увеличение профицита бюджета или наполнение стабилизационного фонда. Второе, что необходимо сделать, - повысить привлекательность для населения банковских вкладов за счет формирования эффективной системы их страхования. Для облегчения банкам зарубежных займов государство может способствовать капитализации в верхнем ряду банковского сектора посредством стимулирования его концентрации, упрощая процедуры слияния и поглощения банков. Однако более важным и перспективным направлением является стимулирование синдицированного кредитования, что позволяет банкам мобилизовать большие деньги. Можно было бы смягчить норматив риска на одного заемщика, если кредит синдицированный. А для того, чтобы снизились риски кредитования банками реального сектора, бизнес и государство должны поработать совместно. "Нужна система кредитных рейтингов - то есть способ регулирования дозирования доступа предприятия к кредитам, который увязывает его платежную дисциплину с возможностью доступа к кредитам.

3.1. Характеристика  кредитной системы в РФ

Что касается второго  важнейшего источника длинных денег  для реального сектора экономики - фондового рынка, то здесь роль усилий государства невозможно переоценить.

Во-первых, необходимо кардинальное сокращение числа ограничений  по выпуску ценных бумаг.

Во-вторых, очень  важным направлением было бы стимулирование развития сегмента инвестбанков. Государство могло бы помочь инвесткомпаниям в раскрутке несырьевых компаний участием в их инвестировании наряду с частными инвесторами: "Например, государство финансирует до тридцати процентов проекта совместно со стратегическим инвестором, не принимая участия в голосовании, поручая ему проследить за своими инвестициями и обязуя его выкупить эти инвестиции через определенный срок - например, через пять лет"1.

И наконец, необходимо кардинальное совершенствование нормативной базы.

Российская  финансовая система сегодня находится  в младенческой стадии и развивается  лишь благодаря увеличению денежной массы в стране. Младенчество российской финансовой системы парадоксально сочетается со старческой законодательной средой - чрезвычайно анахроничной и рудиментарной.

Без изменения  концепции защиты инвесторов, принятой на внутреннем рынке, без свода правил, объясняющих рынку, какими действиями обеспечиваются честные клиентские и торговые практики, без реальных случаев наказания за нарушения прав инвесторов вряд ли возникнет то доверие инвесторов к внутреннему фондовому рынку, которое необходимо для роста его объема, превращения в механизм привлечения инвестиций, для конкуренции с рынками других стран.

 

Заключение

 

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей  финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется прежде всего по субъектам.

Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы1.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений  осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей  определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое  и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено  финансовой системы в свою очередь  подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых  отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе  государственных финансов группировка  финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных  звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его  помощью правительство концентрирует  в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается.

Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты  служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные  фонды управляются непосредственно  центральными, а в отдельных случаях  местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

 

Список использованной литературы

  1. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  2. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие— Мн.: БГЭУ, 2005.
  3. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005.
  4. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2006.
  5. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.
  6. Финансы: Учеб. для вузов /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива; Юрайт, 2005.
  7. Финансы: Учебник/Под ред. В.В. Ковалева – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2005.
  8. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. –М.: ЮНИТИ, 2006.
  9. Шохина Е. Пока вхолостую//Эксперт.-2004.-№21.-С.15-19.
  10. Якунин С.В. Роль банков как финансовых посредников в современной экономике // Деньги и кредит. -2006. -№ 4. -C. 31-35.

1 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2006.-С.45.

1 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2006.-С.46.

2 Там же.-С.47.

1 Финансы: Учеб. для вузов /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива; Юрайт, 2005.-С.73.

1 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. –М.: ЮНИТИ, 2006.-С.112.

1 Финансы: Учебник/Под ред. В.В. Ковалева – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2005.-С.76.

1 Шохина Е. Пока вхолостую//Эксперт.-2004.-№21.-С.15.

1 Шохина Е. Пока вхолостую//Эксперт.-2004.-№21.-С.16.

1 Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005.-С.79.

1 Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2005.-С.112.

1 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-С.115.

1 Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие— Мн.: БГЭУ, 2005.-С.87.

1 Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы: Учеб. пособие— Мн.: БГЭУ, 2005.-С.88.

1 Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2006.-С.77.

1 Финансы: Учеб. для вузов /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива; Юрайт, 2005.-С.93.

1 Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006.-С.86.

1 Якунин С.В. Роль банков как финансовых посредников в современной экономике // Деньги и кредит. -2006. -№ 4. -C. 31.


Информация о работе Особенности финансовой системы РФ