Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансовой системы в РФ.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
Рассмотреть финансовую систему и характеристику ее звеньев;
Показать особенности развития финансовой системы в современной России;
Охарактеризовать перспективы развития финансовой системы в РФ.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Финансовая система и характеристика ее звеньев………………………... 6
1.1. Финансовая система: определение и сущность………………………….. 6
1.2. Децентрализованные финансы………………………………………………... 7
1.3. Централизованная сфера………………………………………………………. 8
2. Особенности развития финансовой системы в
современной России………………………………………………………. 11
2.1. Типы финансовой системы……………………………………………………. 11
2.2. Современное состояние финансовой системы РФ………………………. 12
3. Перспективы развития финансовой системы в РФ………………………. 22
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………… 28
В современной России изначально были созданы неплохие формальные предпосылки для формирования финансовой системы, базирующейся на фондовом рынке. После завершения массовой приватизации появилось около сорока миллионов акционеров - это больше, чем в Америке. Сейчас это количество сократилось; многие продали акции менеджменту, какие-то фонды разорились. Их осталось меньше, но не так мало - миллионов десять. Это люди, которые следят, как могут, за котировками своих ценных бумаг, требуют какие-то дивиденды, ходят на собрания акционеров1.
Однако, как показывает мировая практика, для стран, финансовая система которых базируется на фондовом рынке, характерны неконцентрированная структура собственности, весьма ограниченное государственное вмешательство в экономику, надежное обеспечение защиты прав миноритарных акционеров, значительная готовность к принятию на себя рисков со стороны частных инвесторов и высокий уровень развития инвестиционных институтов. Вряд ли стоит специально доказывать, что сегодняшняя Россия этим условиям не соответствует. Структура собственности в России чрезвычайно концентрирована, подавляющее большинство компаний имеет контролирующих акционеров. Это, в свою очередь, предопределяет отсутствие интереса собственников к разводнению капиталов и выходу на массовый рынок акций. Что касается степени вмешательства государства в экономику, уровня корпоративной культуры, защиты прав акционеров, то здесь ситуация еще печальнее, ярчайшим свидетельством чего является пресловутое "дело ЮКОСа".1 Развиваться фондовому рынку в России в большой степени мешает ужасное акционерное законодательство, которое не дает возможности использовать те механизмы, которые есть на фондовом рынке для увеличения капитала компаний. В отличие, например, от США, где четко структурированы взаимоотношения между менеджментом и акционерами. И там люди не боятся покупать даже один процент компании, поскольку понимают, что их права будут защищены законом. То же самое относится и к продаже акций, максимально возможная продажа на сегодня - это двадцать пять процентов акций. Если продашь больше, то можешь лишиться контроля за своей компанией. Отсутствие надежной законодательной защиты вложений в ценные бумаги приводит к тому, что, согласно социологическим опросам, только 0,3% российского населения готово вкладывать свои деньги в акции.
Рис. 2.1. Характеристика веса банковской системы в российской экономике
Институциональные инвесторы - страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, которые во всех странах, где финансовая система ориентируется на фондовый рынок, являются главными игроками на рынках ценных бумаг, - в России пока находятся в зачаточном состоянии.
Рис. 2.2. Структура совокупного портфеля акций
В частности, пенсионная реформа началась только два года назад, и 98% всех пенсионных накоплений граждан в результате стал управлять Внешэкономбанк, который инвестирует деньги в государственные ценные бумаги. Так что большинство пенсионных денег в реальный сектор экономики пока не поступает. Страховые компании в России не располагают достаточными средствами для более или менее масштабного инвестирования в реальный сектор. "Ресурсная база страховых компаний и пенсионных фондов должна увеличиваться за счет роста активов реального сектора и благосостояния населения, а это процесс небыстрый. Итак, возникает заколдованный круг: для развития реального сектора необходимы длинные деньги, источником которых должны служить пенсионные фонды и страховые компании, но главным условием развития этих институтов является рост реального сектора и доходов населения. Правда, в последние два года наметился рост паевых инвестиционных фондов, но сегодня в них собрано всего лишь около 80 млрд рублей - сумма незначительная в масштабах отечественной экономики1. В Америке, например, существуют инвестиционные фонды разного типа, по-разному построенные, имеющие разные стратегии инвестирования. Их много. Одни вкладывают деньги институциональных, коллективных и частных инвесторов в новые отрасли (венчурные фонды), другие - в стабильные и так далее. Таким образом, риски диверсифицируются. У нас такую схему построить пока невозможно: не существует массы посредников, которая могла бы обеспечить надежную схему инвестирования пенсионных денег. Масса американских посредников обеспечивается огромной массой мировой экономики, в которую они вкладывают деньги, - получается, что и поток денег огромный, и потребность экономики велика, поэтому можно создавать мощную систему посредников. А у нас несколько инвестиционных компаний получают копейки из Пенсионного фонда и ПИФов, которые они в основном вкладывают в "голубые фишки". "Инвестиционные компании и банки, которые имеются в России, пока больше занимаются иностранными заказами по инвестированию в российских сырьевиков и государственные ценные бумаги. Они не затрачивают свои силы на обслуживание небольших компаний - не ищут им инвесторов, не помогают таким компаниям в выводе их акций на рынок или организации облигационных займов. В итоге российский фондовый рынок может служить источником длинных денег только для очень ограниченного числа компаний. Фондовый рынок может быть интересен в настоящих условиях лишь для «голубых фишек», у которых прозрачная финансовая отчетность и нормальная структуризация. Менее крупные несырьевые компании, которые должны диверсифицировать экономику страны, еще не могут удовлетворять условиям IPO по финансовой прозрачности, структуре и развитию. Участники этой части экономики пока еще не в состоянии апеллировать к широкому кругу непрофессиональных инвесторов. Из вышесказанного становится понятно, что сегодня российская финансовая система должна развиваться с преимущественной опорой на банковскую систему.
2.3. Современное состояние финансовой системы в России
Однако привлекать банковское финансирование реальному сектору сегодня не намного проще, чем занимать средства на фондовом рынке, хотя общая ситуация выглядит вполне оптимистично: благоприятная экономическая конъюнктура последних лет сделала свое дело, и за последнее пятилетие объем банковских депозитов россиян вырос почти в восемь раз и достиг 1,6 трлн. рублей, то есть около 50 млрд. долларов.1
Однако средние сроки депозитов составляют лишь год-полтора, в то время как реальному сектору требуются кредиты на срок как минимум три-пять лет.
Пути увеличения длины банковских пассивов известны: это, во-первых, повышение доходов населения и укрепление уверенности людей в завтрашнем дне. Во-вторых, повышение доверия к банковской системе и национальной экономике в целом. И по первому, и по второму пункту сегодня существуют значительные проблемы; как результат - лишь около 10 млн. россиян примерно из 100 млн. человек экономически активного населения являются клиентами банков.
Еще одна возможность увеличения капитализации банков и срочности предоставляемых ими экономике денег - рефинансирование банковской системы. Когда говорят об источниках рефинансирования банковской системы, в первую очередь имеют в виду Центральный банк. Общая стоимость золотовалютных резервов Банка России сегодня приближается к 80 млрд. долларов, и у многих аналитиков возникает вопрос, нельзя ли эти деньги направить на укрепление банковской системы. В мире существует крайне мало примеров долгосрочного рефинансирования банков со стороны ЦБ. Наиболее ярким примером может служить послевоенная Япония. В 1947 году японское правительство разработало рекомендации, или ориентиры, для кредитных институтов. Все отрасли были расставлены по степени важности в специальной таблице приоритетов кредитования. Банк Японии взял на себя роль организатора кредитов, предоставляемых им совместно с целыми группами банков. Это позволило: во-первых, разделить и, следовательно, ослабить кредитные риски; во-вторых, заблокировать политическое вмешательство в процесс кредитования; в-третьих, грамотно разделить между банками - участниками таких кредитных схем функции контроля (мониторинга) фирм-получателей. Банк Японии начал эту работу с февраля 1947 года, создав специальный комитет по содействию кредитованию и сектор содействия кредитованию в рамках отдела коммерческих операций. Фактически все крупные фирмы Японии стали получателями такого рода совместных кредитов. Собственно, и по сей день Банк Японии кредитует коммерческие банки на сумму примерно 300 млрд. долларов.
Однако в Японии рефинансирование банковской системы со стороны центробанка опиралось на весьма жесткую систему контроля за рисками заемщиков. "Банк, который имел доступ к кредитам Банка Японии, очень тщательно контролировал риски своих заемщиков1.
Что же касается сегодняшней России, то здесь механизмов контроля за рисками заемщиков вообще не существует.
Кроме того, саму
идею построения в России системы
активного долгосрочного
У нас денежное предложение осуществляется за счет роста внешних активов - золотовалютных резервов. Золотовалютные резервы растут настолько быстро, печатается настолько много рублей, что на межбанке процентная ставка гораздо ниже, чем ставка рефинансирования. И потребности в рефинансировании, особенно долгосрочном, у рынка нет.
Опасность состоит в том, что эмиссия, которая будет возникать при рефинансировании со стороны ЦБ, приведет только к разгону инфляции.
В результате рефинансовая "поддержка" экономики со стороны Центробанка будет способствовать лишь усилению кредитных рисков. "Инфляция начнет «путать карты» производственным предприятиям, у которых и без того все карты путаные, то есть кредитные риски во много раз возрастут1.
Альтернативной возможностью рефинансирования банковского сектора могла бы стать секьюритизация, то есть перевод в ликвидную ценнобумажную форму "длинных" материальных активов, прежде всего недвижимости и земли. Процедуру секьюритизации можно пояснить на следующем примере. Банк за счет собственных пассивов выдает, например, ипотечные кредиты физическим лицам. Затем собирает пул из нескольких кредитов и выпускает собственные ценные бумаги, обеспечением которых являются права требования по ипотечным кредитам, то есть права на обеспечение по этим ипотечным договорам в виде недвижимости. "Таким образом, инвестор, приобретая эти ценные бумаги, не должен нести полный кредитный риск банка, данный риск покрывается ипотекой.
Секьюритизация решает одну из самых насущных банковских проблем - несоответствие срочности пассивов и активов. В той же ипотеке, например, кредиты выдаются в среднем на десять и более лет.
Секьюритизация - это один из очень эффективных способов увеличения продолжительности жизни кредитов и предоставления кредитов на долговременной основе.
Банки получают возможность более оперативно работать с активами. От продажи ценных бумаг банк получает длинные деньги, которые может пускать на дальнейшее кредитование.
Правда, в России секьюритизация активов упирается в целый ряд проблем.
Во-первых, это общая недоразвитость фондового рынка, все еще связанная с недостаточностью присутствия на рынке полноценных институциональных инвесторов, о чем мы уже упоминали. Если же говорить собственно о секьюритизации ипотечных кредитов, то этого рынка еще практически нет.
Объем выданных ипотечных кредитов в Российской Федерации ничтожно мал. Весь рынок оценивается максимум в пятьсот миллионов долларов. Только когда объем рынка превысит миллиард долларов, можно будет говорить о возможности создания рынка секьюритизированных ипотечных кредитов, потому что банку не имеет смысла заниматься секьюритизацией, если общий объем выданных им кредитов меньше тридцати миллионов долларов. Транзакционные издержки будут слишком велики, и круг инвесторов будет серьезно ограничен ввиду малоликвидности этих ценных бумаг. И здесь получается еще один заколдованный круг, ведь одной из главных причин отсутствия массовой ипотеки в стране кроме явных недостатков ипотечного законодательства, связанных с выселением собственников жилья, являются высокие процентные ставки, а причина высоких процентных ставок в том, что банки не могут рефинансировать свои долгосрочные ипотечные активы.1
В итоге получается, что наиболее доступным источником длинных денег для российских банков оказываются международные финансовые рынки. Однако это удовольствие доступно только крупным банкам, и, чтобы в полной мере использовать потенциал международных рынков, отечественным банкам придется укрупняться. С точки зрения концентрации банков важно, чтобы была достаточная концентрация в верхнем этаже банковской системы, на которую приходится восемьдесят процентов всех кредитов.
Эти банки нужны, чтобы работать с крупным бизнесом и предлагать стандартизованные продукты. Их должно быть немного, тогда эти банки смогут перешагнуть через два барьера: во-первых, они будут способны кредитовать крупнейшие российские компании, которые сегодня привлекают крупные деньги на Западе, а во-вторых, они смогут повысить свою капитализацию.
3. Перспективы развития финансовой системы в РФ
Как лечить российскую финансовую систему? Инициативой с обеих сторон - как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Главная сложность проблемы развития финансовой системы заключается в том, что поодиночке ни государство, ни предпринимательское сообщество ее решить не могут. Власти могут принять сколько угодно постановлений, указов и законов о развитии финансовой системы, но, если они окажутся лишь пожарными расшивками отдельных узких мест и не будут достаточно системными и соответствующими интересам предпринимателей, толку не будет. Точно так же бизнес без поддержки государства не может развивать финансовую систему страны. Просто потому, что слишком многое здесь завязано на проблемы регулирования.