Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально – экономического развития, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РФ…………………………10
1.1. Понятие и принципы бюджетного устройства и системы РФ………...10
1.2. Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней………18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИТЕМЫ РФ…………………………………………………………………….21
2.1. Характеристика федерального бюджета РФ……………………………21
2.2. Характеристика бюджетов субъектов РФ (на примере РБ)……………25
2.3. Характеристика местных бюджетов РФ (на примере Улан-Удэ)……..29
ГЛАВА 3.БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..350
36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
«Саратовская Государственная Юридическая Академия»
ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1
Учебная дисциплина: Финансовое право
Курсовая работа за 2011-2012 год
Тема: ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратов 2011г.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РФ…………………………10
1.1. Понятие и принципы бюджетного устройства и системы РФ………...10
1.2. Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней………18
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИТЕМЫ РФ…………………………………………………………………….
2.1. Характеристика федерального бюджета РФ……………………………21
2.2. Характеристика бюджетов субъектов РФ (на примере РБ)……………25
2.3. Характеристика местных бюджетов РФ (на примере Улан-Удэ)……..29
ГЛАВА 3.БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..350
ВВЕДЕНИЕ
Единственным способом превратить Россию в подлинную федерацию является конституционное урегулирование отношений между центром и регионами. Прежде всего, это должно касаться бюджетных полномочий, через объем которых и определяется подлинная самостоятельность и субъектов федерации, и местного самоуправления.
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально – экономического развития, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.
Цель работы состоит в выявлении и решении проблем реализации бюджетного федерализма в РФ, а также рассмотрении и нахождении путей решения региональных проблем бюджетной системы РФ.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
1) Исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий
2) Дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание.
3) Рассмотреть недостатки и преимущества межбюджетного выравнивания
4) Выявить региональные проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.
Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы функционирования и правового обеспечения системы бюджетного федерализма, а предметом – бюджетный федерализм и региональные проблемы бюджетной системы РФ.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РФ
1.1 . Понятие и принципы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ.
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью:
- государственная целостность, единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;
- равноправия и самоопределения народов РФ.
Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и её субъектов, и являются базовыми для федеративного и бюджетного устройства государства.
Бюджетное устройство РФ основывается на принципе федерализма и содержит следующие признаки:
- включает в себя совокупность всех существующих в государстве уровней бюджета (т.е. бюджетную систему) с нормативным закреплением принципов построения;
- отражает внутреннюю организацию и взаимодействие всех элементов бюджетной системы.
Федеративное устройство РФ предполагает сосуществование трех уровней власти и, как следствие этого, создание трех обособленных финансовых фондов – бюджетов, для обеспечения их деятельности. Любой бюджет является финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
Бюджетный кодекс РФ[1] определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет РФ.
Совокупность бюджетов образует бюджетную систему государства. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Структура бюджетной системы РФ состоит из следующих уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных преобразований городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП[2], через него мобилизуются[3] финансовые ресурсы необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и необходимость осуществления избранной экономической политики
Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.
В Российской Федерации, как и в большинстве других стран, бюджет составляется на финансовый год, который начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. Особое место в условиях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит государственным внебюджетным фондам РФ как специфической экономической форме образования и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды находятся в федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.
Доходы указанных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ (единого социального налога); добровольных взносов юридических и физических лиц, а также других доходов, утвержденных законодательством. Расходование денежных средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, на основании бюджетов соответствующих фондов, утверждаемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов этих фондов возложено на органы федерального казначейства.
Важное место в федеральной бюджетной системе занимают целевые бюджетные фонды, представляющие собой фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета, за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов, используемых по отдельной смете. Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фондов.
Бюджетным Кодексом РФ[4] законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны. В их число входят:
-принцип единства бюджетной системы;
-принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
-принцип самостоятельности бюджетов;
-принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете;
-принцип сбалансированности бюджета;
-принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-принцип общего покрытия расходов бюджетов;
-принцип гласности;
-принцип достоверности бюджета;
-принцип адресности и целевого характера бюджетных средств по отдельным видам расходов.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, единство денежной системы страны, где имеется одно платежное средство – рубль, единство форм бюджетных документов, единство форм бюджетного процесса, единство ответственности и санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единообразный порядок бухгалтерского учета бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.
Принцип разделения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий на осуществление соответствующих видов расходов за органами власти Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных или представительских органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы осуществлять бюджетный процесс. Он также означает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом[5] определять направления расходов средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицита бюджета.
Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения бюджета в соответствии с принципом самостоятельности, не компенсируются за счет бюджетов других уровней, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отображения доходов и расходов в бюджете означает, что все доходы и расходы бюджета и другие обязательные поступления, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджете или бюджете государственного внебюджетного фонда в обязательном порядке и полном объеме. Это означает, что при вступлении Бюджетного Кодекса в действие многие внебюджетные фонды ликвидировались.
Сбалансированность бюджета проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников покрытия его дефицита[6]. Причем при составлении бюджета необходимо исходить из минимизации его расходов.