Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:32, лекция

Краткое описание

В бюджетном кодексе РФ не дано определение бюджетного устройства. Это осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стране и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики. Бюджетное устройство- это основанное на правовых нормах организация системы взаимосвязей м/у звеньями бюджетной системы и м/у участниками бюджетного процесса. Каждое отдельно взятое государство имеет свое бюджетное устройство которое оприделяется формой государственного устройства страны.

Оглавление

1)Основы бюджетного устройства
2)Принципы построения бюджетной системы РФ
3)Бюджетная система РФ

Файлы: 1 файл

Lektsia_3.docx

— 20.88 Кб (Скачать)

Бюджетное устройство РФ

1)Основы бюджетного устройства

2)Принципы построения бюджетной  системы РФ

3)Бюджетная система РФ

1

В бюджетном кодексе РФ не дано определение бюджетного устройства. Это осложняет теоретический  анализ системы бюджетных отношений  в стране и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики.

Бюджетное устройство- это основанное на правовых нормах организация системы  взаимосвязей м/у звеньями бюджетной системы и м/у участниками бюджетного процесса. Каждое отдельно взятое государство имеет свое бюджетное устройство которое оприделяется формой государственного устройства страны. По степени распределения власти м/у центром и административно- территориальными образованиями государство подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарные- это единые государства состоящие лишь из административно- территориальных единиц(область, провинция, губерния). В таком государстве административные образования не имеют собственной государственности, в нем действует единая конституция, единые органы власти, централизованное управление(Великобритания, Италия, Япония, Франция)

Бюджетная система в унитарном  государстве включают 2 уровня: государственный(центральный) бюджет и многочисленные местные бюджеты

Федеративое государство более сложное, чем унитарное по тому, как составные части такого государства(т.е. субъекты федерации) обладают некой политической и экономической самостоятельностью. На территории отдельных субъектов действуют свои собственные конституции. На ряду с федеральной системой законодательной, исполнительной, судебной власти существуют аналогичные органы гос власти субъектов федерации.

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном гос устройстве является разграничение предметов  ведения и полномочий м/у федерацией и ее субъектами. Отсюда же возникает сложность во взаимоотношении федерации с субъектами. Федеративная форма гос устройства присуще таким странам, как Германия, США, Канада, Индия и др.

В федеративном государстве и бюджетная  система более сложна и состоит  из 3 уровней: федеральный бюджет, бюджеты  членов федерации(региональные) и местные бюджеты.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Основой бюджетного устройства в России является бюджетный  федерализм.

Бюджетный федерализм- устройство бюджетной  системы государства при котором каждый из уровней гос власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Термин бюджетный федерализм в мировой практике употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом, экономический аспект межбюджетных отношений. Основными принципами бюджетного федерализма являются:

1)равноправие всех субъектах  федерации в их финансовых  отношениях с центром

2)разграничение сфер финансовой  деятельности и ответственности  м/у центром и субъектами федерации

3) самостоятельность бюджетов различных  уровней

4)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.

5) обеспечение вертикального и  горизонтального выравнивания доходов  всех звеньев бюджетной системы.

6)наличие единых для каждого  звена бюджетной системы формализованных  прозрачно и понятных методов  регулирования бюджетов.

Для РФ с ее огромной территорией, федеративным устройством государства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов, исключительно  важное значение имеет совершенствование модели бюджетного федерализма.

В последнее время в мире наметилась тенденция смешение характеристик  различных государственных устройств  и, соответственно, бюджетных систем. Т.е. характеристики присущие, например, унитарным государствам можно наблюдать  в федеративном государстве и  наоборот

 

2

Организацию бюджетной системы  любого государства базируется на определенных принципах, которые зависят как  от гос устройства, так и от конституционного разграничения полномочий м/у уровнями власти

Бюджетный кодекс РФ определяет 13 принципов  бюджетной системы РФ.

Под принципом обычно понимаются положения, правила, лежащие в основе каких- либо истин. Применительно к бюджетной  системе любого государства принцип- это особенность устройства бюджетной  системы государства устанавливаемая законодательством. Исходя из этого, принципы, названные в кодексе, правильнее подразделить на принципы и требования которым должна отвечать бюджетная система. Следует исходить из того, что принципы проявляют особенности нашей бюджетной системы, а требования- это обязательные условия функционирования бюджетов различных государств.

Принципы:

1)единство бюджетной системы- это действительно принцип, отражающий особенности нашей бюджетной системы. Не во всех федеративных странах он введен законодательством (например он не применяется в бюджетной системе США). В РФ этот принцип реализуется и означает единство бюджетного законодательства, единство принципов организации и функционирования, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства.

2)разграничение доходов- расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов м/у бюджетами и бюджетной системой РФ- это не принцип, а требование к бюджетной системе, которое является следствием принципа единства. Если реализуется принцип единства, то неизбежно возникает необходимость разграничивать законодательно и доходы, и расходы, и источники финансирования бюджетного дефицита.

3)принцип самостоятельности бюджета.  Он озаначает, что каждый орган власти обязан и вправе самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования средств бюджета. Это принцип, поскольку он характеризует особенность бюджетной системы РФ. Вопрос в том, кто обладает этой самостоятельностью, сколько этой самостоятельностью и в чем она проявляется. Сами бюджеты не могут быть ни самостоятельными, ни не самостоятельными. Самостоятельностью обладает органы власти различных уровней в вопросах реализации и бюджетных полномочий. Бюджетный кодекс определяет самостоятельность бюджетов ч/з правило и обязанность органов гос власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать самостоятельность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств. Субъекты РФ и местная власть не имеют полной самостоятельности, например эти органы власти не могут принять свои бюджеты пока не будет информации в федеральных органов о суммах межбюджетных трансфертов выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ. Так же есть определенное ограничение самостоятельности органов субъектов и муниципалитетов в налоговых вопросах.

Во- первых ни субъекты, ни местные органы власти не имеют прав по установлению налогов или сборов. Право на установление налога, в соответствии с налоговым законом принадлежит федеральному законодательству. Налоговый кодекс дает закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. И субъекты, и муниципалитеты имеют права вводить на своих территориях только те налоги, которые даны в НК, но у них есть самостоятельность в части выбора ставки налога(но в пределах установленных кодексом), введение дополнительных льгот и установление сроков уплат.

4)принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ и муниципальных  образований. Это касается, прежде  всего, формирования их доходов,  в т.ч. и за счет межбюджетных  трансфертов-это принцип

5)принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников  финансирования дефицитов бюджета.  Но это не принцип, а обязательное  требование ко всем бюджетам.

6)принцип сбалансированности бюджета.  Это принцип, поскольку бюджеты  в отдельных государствах могут  быть и не сбалансированы. Но вопрос в том, что считать сбалансированностью. С точки зрения теории вопроса может быть 3 состоянии бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Бюджет сбалансирован если расходы равны доходам. Если бюджет дефицитный, предусматриваются источники финансирования бюджета.

Бюджетный кодекс трактует сбалансированность иначе: как соответствие объема предусмотренным  бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и финансирования дефицита бюджета. Но в БК РФ не учитываются  возможности профицита бюджета.

7)результативность и эффективность  использования бюджетных средств- это является обязательным требованием или условием нормального функционирования бюджетной системы любого государства

8)принцип общего(совокупного покрытия)расходов бюджета- так же обязательное требование которое обозначает,, что расходы бюджета не увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования бюджета

9)принцип прозрачности(открытости)- принцип. Его долгое время не вводили в бюджетное законодательство РФ. Он означает обязательное опубликование в СМИ утвержденного бюджета и отчетов об их исполнении, полноту отражения информации о ходе исполнения бюджетов. Обязательное открытое обсуждение бюджета.  Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

10)

11)

12)

13)принцип единства кассы

 

 

3

Бюджетная система РФ

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему  РФ как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных ВБФ. Бюджетная система представляет собо3 уровня:

1)Федеральный бюджет и бюджеты  государственных ВБФ(ФОМС, ПФ, ФСС).

2)Бюджеты субъектов  и бюджеты  территориальных государственных  ВБФ(ФОМС)- 46 областных бюджетов, 21 республиканский бюджет, 9 краевых бюджетов, 2 бюджета городов Мск и СПб, 4 бюджета АО, 1 бюджет автономной области.

3)Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  Мск и СПб и бюджеты городских  и сельских поселений.

Консолидированный бюджет РФ- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетов гос. ВБФ и без учета межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

 

Консолидированный бюджет


Федеральный бюджет               Консолидированный бюджет субъектов


Бюджет субъекат               Местные бюджеты


Консолид.бюджеты муниц.районов     Бюджеты городских округов


Бюджеты муниципальных районов   Свод бюджетных поселений


Бюджет городских поселений   Бюджет сельских поселений

 

В свою очередь, консолидированный  бюджет субъекта включает региональный бюджет и бюджеты муниципальных  образований

Консолидированные бюджеты РФ и  субъектов РФ не рассматриваются  и не рассматриваются законодательно. Эти бюджеты являются, в первую очередь, статистическим сводом бюджетных  показателей, которые используются в бюджетном планировании при  анализе формирования и использования  всех финансовых ресурсов, поступающих  в бюджетную систему. Кроме того, показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах характеризующих  различные виды обеспеченности жителей  страны и отдельных территорий.

на 11месяцев 2012г, в млрд.руб.

Наименование показателя

Консолидированный бюджет РТ

в т.ч. бюджет РТ

план

исполнено

план

исполнено

Доходы, всего

185,2

187,8

154

157,4

в т.ч. налоговые и не налог-ые

143,8

178

111,5

116,4

Безвозмездные поступления

41,4

39,7

42,5

40,9

Расходы

218,9

179,7

181,9

155,9

Дефицит/профицит

-30,4

+8,1

-26,5

+1,6


*в Татарстане 14 городов республиканского  значения, 43 муниципальных района

Свод консолидированного бюджета  РФ и бюджетов госВБФ называют бюджетом расширенного правительства

 

11 месяцев 2012г., в трлн.руб.

Бюджет расширенного правительства  РФ

Показатели

Доходы

Расходы

Дефицит(-) профицит(+)

Конс бюджет РФ

20574

18813

+1,735

в т.ч. Фед-ый бюджет

11,405

10,611

+0,794

конс бюджеты субъектов

7,151

6,914

+0,237

Гос ВБФ

6,444

5,775

+0,669

террит-ые ВБФ

0,925

0,889

0,036


 

 


Информация о работе Бюджетное устройство РФ