Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:32, лекция
В бюджетном кодексе РФ не дано определение бюджетного устройства. Это осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стране и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики. Бюджетное устройство- это основанное на правовых нормах организация системы взаимосвязей м/у звеньями бюджетной системы и м/у участниками бюджетного процесса. Каждое отдельно взятое государство имеет свое бюджетное устройство которое оприделяется формой государственного устройства страны.
1)Основы бюджетного устройства
2)Принципы построения бюджетной системы РФ
3)Бюджетная система РФ
Бюджетное устройство РФ
1)Основы бюджетного устройства
2)Принципы построения
3)Бюджетная система РФ
1
В бюджетном кодексе РФ не дано определение бюджетного устройства. Это осложняет теоретический анализ системы бюджетных отношений в стране и ограничивает практические возможности формирования взвешенной бюджетной политики.
Бюджетное устройство- это основанное на правовых нормах организация системы взаимосвязей м/у звеньями бюджетной системы и м/у участниками бюджетного процесса. Каждое отдельно взятое государство имеет свое бюджетное устройство которое оприделяется формой государственного устройства страны. По степени распределения власти м/у центром и административно- территориальными образованиями государство подразделяются на унитарные и федеративные.
Унитарные- это единые государства состоящие лишь из административно- территориальных единиц(область, провинция, губерния). В таком государстве административные образования не имеют собственной государственности, в нем действует единая конституция, единые органы власти, централизованное управление(Великобритания, Италия, Япония, Франция)
Бюджетная система в унитарном государстве включают 2 уровня: государственный(центральный) бюджет и многочисленные местные бюджеты
Федеративое государство более сложное, чем унитарное по тому, как составные части такого государства(т.е. субъекты федерации) обладают некой политической и экономической самостоятельностью. На территории отдельных субъектов действуют свои собственные конституции. На ряду с федеральной системой законодательной, исполнительной, судебной власти существуют аналогичные органы гос власти субъектов федерации.
Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном гос устройстве является разграничение предметов ведения и полномочий м/у федерацией и ее субъектами. Отсюда же возникает сложность во взаимоотношении федерации с субъектами. Федеративная форма гос устройства присуще таким странам, как Германия, США, Канада, Индия и др.
В федеративном государстве и бюджетная система более сложна и состоит из 3 уровней: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации(региональные) и местные бюджеты.
Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Основой бюджетного устройства в России является бюджетный федерализм.
Бюджетный федерализм- устройство бюджетной системы государства при котором каждый из уровней гос власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах, закрепленных за ним бюджетных полномочий. Термин бюджетный федерализм в мировой практике употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом, экономический аспект межбюджетных отношений. Основными принципами бюджетного федерализма являются:
1)равноправие всех субъектах федерации в их финансовых отношениях с центром
2)разграничение сфер
3) самостоятельность бюджетов
4)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.
5) обеспечение вертикального и
горизонтального выравнивания
6)наличие единых для каждого
звена бюджетной системы
Для РФ с ее огромной территорией, федеративным устройством государства, исторической и национальной спецификой отдельных регионов, исключительно важное значение имеет совершенствование модели бюджетного федерализма.
В последнее время в мире наметилась
тенденция смешение характеристик
различных государственных
2
Организацию бюджетной системы любого государства базируется на определенных принципах, которые зависят как от гос устройства, так и от конституционного разграничения полномочий м/у уровнями власти
Бюджетный кодекс РФ определяет 13 принципов бюджетной системы РФ.
Под принципом обычно понимаются положения,
правила, лежащие в основе каких-
либо истин. Применительно к бюджетной
системе любого государства принцип-
это особенность устройства бюджетной
системы государства
Принципы:
1)единство бюджетной системы- это действительно принцип, отражающий особенности нашей бюджетной системы. Не во всех федеративных странах он введен законодательством (например он не применяется в бюджетной системе США). В РФ этот принцип реализуется и означает единство бюджетного законодательства, единство принципов организации и функционирования, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, единство санкций за нарушение бюджетного законодательства.
2)разграничение доходов-
3)принцип самостоятельности
Во- первых ни субъекты, ни местные органы власти не имеют прав по установлению налогов или сборов. Право на установление налога, в соответствии с налоговым законом принадлежит федеральному законодательству. Налоговый кодекс дает закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. И субъекты, и муниципалитеты имеют права вводить на своих территориях только те налоги, которые даны в НК, но у них есть самостоятельность в части выбора ставки налога(но в пределах установленных кодексом), введение дополнительных льгот и установление сроков уплат.
4)принцип равенства бюджетных
прав субъектов РФ и
5)принцип полноты отражения
доходов, расходов и
6)принцип сбалансированности
Бюджетный кодекс трактует сбалансированность
иначе: как соответствие объема предусмотренным
бюджетом расходов суммарному объему
доходов бюджета и
7)результативность и
8)принцип общего(совокупного покрытия)расходов бюджета- так же обязательное требование которое обозначает,, что расходы бюджета не увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования бюджета
9)принцип прозрачности(
10)
11)
12)
13)принцип единства кассы
3
Бюджетная система РФ
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных ВБФ. Бюджетная система представляет собо3 уровня:
1)Федеральный бюджет и
2)Бюджеты субъектов и
3)Местные бюджеты, в т.ч.
Консолидированный бюджет РФ- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетов гос. ВБФ и без учета межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов
Бюджет субъекат Местные бюджеты
Консолид.бюджеты муниц.районов Бюджеты городских округов
Бюджеты муниципальных районов Свод бюджетных поселений
Бюджет городских поселений Бюджет сельских поселений
В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта включает региональный бюджет и бюджеты муниципальных образований
Консолидированные бюджеты РФ и
субъектов РФ не рассматриваются
и не рассматриваются
на 11месяцев 2012г, в млрд.руб.
Наименование показателя |
Консолидированный бюджет РТ |
в т.ч. бюджет РТ | ||
план |
исполнено |
план |
исполнено | |
Доходы, всего |
185,2 |
187,8 |
154 |
157,4 |
в т.ч. налоговые и не налог-ые |
143,8 |
178 |
111,5 |
116,4 |
Безвозмездные поступления |
41,4 |
39,7 |
42,5 |
40,9 |
Расходы |
218,9 |
179,7 |
181,9 |
155,9 |
Дефицит/профицит |
-30,4 |
+8,1 |
-26,5 |
+1,6 |
*в Татарстане 14 городов республиканского значения, 43 муниципальных района
Свод консолидированного бюджета РФ и бюджетов госВБФ называют бюджетом расширенного правительства
11 месяцев 2012г., в трлн.руб.
Бюджет расширенного правительства РФ
Показатели |
Доходы |
Расходы |
Дефицит(-) профицит(+) |
Конс бюджет РФ |
20574 |
18813 |
+1,735 |
в т.ч. Фед-ый бюджет |
11,405 |
10,611 |
+0,794 |
конс бюджеты субъектов |
7,151 |
6,914 |
+0,237 |
Гос ВБФ |
6,444 |
5,775 |
+0,669 |
террит-ые ВБФ |
0,925 |
0,889 |
0,036 |