Особенности федеративного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:16, реферат

Краткое описание

Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации

необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного

устройства.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная

организация власти, определяющая правовое положение региональных частей

государства и их взаимоотношения с центральной властью.

Оглавление

1.Введение

1.1. Формы государственного устройства стр.3

1.2. Зарождение федеративного строя в России стр.5

2.Основная часть

2.1. Состав субъектов РФ стр.7

2.2. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами стр.11

2.3. Малочисленные народы Российской Федерации стр.18

Проблемы российского федерализма:

2.4. Проблемы, связанные с разграничением компетенций стр.19

2.5. Проблемы целостности Российской Федерации стр.27

3. Заключение

Файлы: 1 файл

федеративное устройство РФ 11.docx

— 496.52 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

(институт)

Xxxxx факультет 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине: «Правоведение»

Особенности федеративного устройства РФ 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  гр. МТ – 01

XXXX

Проверил: Преподаватель

      XXXXX 
 
 
 

Красноярск 2010

Содержание 

1.Введение

1.1. Формы государственного  устройства                                                                                          стр.3

1.2. Зарождение федеративного  строя в России                                                                              стр.5

2.Основная часть

2.1. Состав субъектов  РФ                                                                                                                         стр.7  

2.2. Разграничение  компетенций между Российской  Федерацией и ее субъектами            стр.11

2.3. Малочисленные народы Российской Федерации                                                                    стр.18

    Проблемы российского федерализма:

2.4. Проблемы, связанные  с разграничением компетенций                                                         стр.19

2.5. Проблемы целостности Российской Федерации                                                                       стр.27

3. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ» 
 

1. Введение 
 

1.1 Формы  государственного устройства 

Рассматривая  вопрос  о  федеративном  устройстве  Российской  Федерации

необходимо  для  начала  прояснить  суть  самого  понятия  государственного

устройства.

Под  государственным  устройством  понимается   политико-территориальная

организация власти, определяющая  правовое  положение  региональных  частей

государства и их взаимоотношения с центральной  властью.  Исходя  из  этого

положения можно говорить о том,  что  государственное  устройство  является

фактором,  определяющим  меру  централизации  и  децентрализации  власти  в

государстве. В территориально небольших государствах этот  вопрос  решается

сравнительно  легко, но в  крупных  государствах  он  становится  достаточно

серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Различают две основные формы государственного  устройства:  унитарную  и

федеративную.

Унитарным  государством  является  государство,  внутри   которого   нет

государственных образований, а административно-территориальные  единицы  не

обладают  политической самостоятельностью.  На  данном  этапе  исторического

развития  большинство  государств  мира   обладают   именно   этой   формой

государственного  устройства.

Унитарное государство является централизованным, в нем  законодательная,

исполнительная  и  судебная  власти  имеют  единые  высшие  органы,  функции

которых без всякого дробления распространяются  на  все части территории.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет  не  подлежит

разделу с  какими-либо частями этого государства,  не  возникает  вопроса  о

внутренних  границах и территориальной целостности.  Гражданство в таком

государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования

в административно-территориальных  единицах местного самоуправления, которое

в пределах своей компетенции действует  самостоятельно.

Федеративное  государство – это союз государственных  образований,  каждое

из  которых  обладает  определенной  самостоятельностью.  Субъекты   такого

союзного  государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация  в  основном  объединяет  субъектов  с   одинаковым   правовым

статусом. Но в определенных случаях  возможна  и  асимметричная  федерация,

когда приходится  считаться  с  объективной  реальностью.  Например,  когда

субъекты  федерации  имеют  принципиальные  различия  и  их  принудительное

уравнивание может привести к  обострению  конфликтов  и,  следовательно,  к

сепаратизму, развалу федерации. К асимметричным  федерациям западные  ученые

относят, например Бельгию,  Испанию  и,  конечно,  Россию.  Асимметричность

Российской  Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации,

но,  главным  образом,  в  договорах  между  Российской  Федерацией  и   ее

субъектами.

Разделение  компетенций между федеральной  властью и субъектами  федерации

является  труднейшей проблемой федеративного  устройства. Субъекты  федерации

как правило обладают своей конституцией, органами  государственной власти,

гражданством. Федеральная власть совместно с  властями  субъектов  федерации

определяет  федеральную  компетенцию,  компетенцию  субъектов  федерации  и

совместную  компетенцию. Осуществление  последней  носит сложный характер,

нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Федеративные   государства    юридически    закрепляют    добровольность

объединения народов, но, как правило, не предусматривают  права выхода  того

или иного  субъекта федерации из союза.

Существует  еще одна форма государственного  устройства  –  конфедерация,

которая предполагает собой объединение нескольких  суверенных  государств.

Такая  форма  объединения   носит   уже   не   государственно-правовой,   а

международно-правовой  характер.  Конфедерацию  нельзя  назвать  устойчивой

формой государственного устройства, так как со временем она,  как  правило,

либо распадается  на ряд  суверенных  государств,  либо  трансформируется  в

федерацию, которая даже при  номинальном  сохранении  статуса  конфедерации

несет в  себе все основные федеративные свойства и признаки. Так , например,

Канада и  Швейцария по сути  давно превратившиеся  в федерации,  формально

сохраняют конфедеративное устройство. 
 

1.2 Зарождение  федеративного строя в России 

Первые идеи о федерации в России появились  еще в  XVII  в.  В  то  время

Россия существовала как единая и неделимая монархия.  Только  в  начале  XX

века с  проникновением идей социализма в Россию начался новый этап  движения

за федеративное устройство Российской Империи.  Однако  попытки  создать  и

развить национально-культурную  автономию  беспощадно  подавлялись  царским

правительством. Лишь после революции февраля 1917 года у народов Российской

Империи  появилась  возможность  самоопределения.  Еще  задолго  до  созыва

Учредительного  Собрания  на  Украине  была   созвана   Центральная   Рада,

провозгласившая автономию Украины в составе России.  На  других  окраинах

России  шла  интенсивная  работа  по  созданию  национальных  автономий.  В

середине 1917 г. в  Москве  состоялся  Первый  Всероссийский  мусульманский

съезд.  На  съезде  было  принято  решение,  что  единственной   отвечающей

интересам мусульманских народов России формой  государственного  устройства

является  демократическая республика  на  национально-федеративных  началах;

народы, не имеющие определенных территорий, должны пользоваться национально-

культурной  автономией.

После прихода  к власти большевиков  в  силу  провозглашенного  права  на

самоопределение   происходит   выделение   из   России   территорий   вновь

образовавшихся  независимых республик. В двух случаях  за  счет  этого  были

образованы  буржуазные государства –  Финляндия  и  Польша,  в  остальных  –

Украинская, Латвийская,  Азербайджанская  и  другие  советские  республики.

Большевики  придерживались  идеи  национально-  территориальной организации

государственного  строительства.  Лишь  в  незначительном   числе   случаев

выдвигалась идея культурно-национальной автономии.

В годы Гражданской  войны развернулось широкое строительство  автономий  в

составе РСФСР. Характерной чертой  данного этапа является  стремление  к

выделению национальных территорий. Почти все  вновь  создаваемые  автономии

приобрели национальные имена: Трудовая Коммуна  немцев Поволжья,  Карельская

Трудовая  Коммуна, Башкирская, Татарская, Киргизская автономные  республики;

Чувашская, Марийская, Калмыцкая автономные области  и т.д.

После победы большевиков в гражданской войне  автономии,  находящиеся  в

составе РСФСР были урезаны в правах. Вокруг независимых государств, которые

к тому времени  уже и так стали придатками России (кроме Польши и Финляндии)

развернулся спор — включать эти государства  в РСФСР  в  качестве  автономий

или образовать с  ними  федерацию.  В  итоге  победили  федералисты  и  был

образован Союз  Советских  Социалистических  Республик.  Однако,  вскоре  в

результате прихода к власти одного из виднейших деятелей-автономистов  И.В.

Сталина,  федерация  была  постепенно  подменена  автономией,  хотя  внешне

продолжала  оставаться федерацией 
 
 

2.Основная часть 

2.1. Состав субъектов Российской Федерации 

На сегодняшний  день  форма  государственного  устройства  России  и  ее

структура  определена  в  Конституции.  Часть  1  статьи   65   Конституции

Российской  федерации закрепляет конкретный  численный,  видовой и именной

Информация о работе Особенности федеративного устройства РФ