Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:16, реферат
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации
необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного
устройства.
Под государственным устройством понимается политико-территориальная
организация власти, определяющая правовое положение региональных частей
государства и их взаимоотношения с центральной властью.
1.Введение
1.1. Формы государственного устройства стр.3
1.2. Зарождение федеративного строя в России стр.5
2.Основная часть
2.1. Состав субъектов РФ стр.7
2.2. Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами стр.11
2.3. Малочисленные народы Российской Федерации стр.18
Проблемы российского федерализма:
2.4. Проблемы, связанные с разграничением компетенций стр.19
2.5. Проблемы целостности Российской Федерации стр.27
3. Заключение
Государственной Думы, до сих пор на территории Чечни ведутся боевые
действия, хотя и официально объявлено об окончании войскового этапа
операции, и продолжают гибнуть люди – теперь уже военнослужащие милицейских
подразделений, выполняющие несвойственные для себя функции, и продолжают
страдать мирные жители, уставшие от войны и террора самопровозглашенной
бандитской власти.
Приведенный пример свидетельствует о том, что в отдельных случаях
появление в основных законах республик норм, противоречащих Конституции при
претворении их в жизнь не только способствует разрушению государственного
единства России, но и влечет за собой трагические последствия. Мало того,
не только Чечня нарушает Федеральную Конституцию в этом вопросе.
Международные нормы не предоставляют право субъектам федеративного
государства
выступать в международном
республик Российской Федерации этот вопрос решается иначе: в Конституциях
Тывы, Дагестана, Башкортостана содержатся положения о том, что названные
республики самостоятельно осуществляют и проводят внешнюю политику. Это
противоречит Федеральной природе России, поскольку возможность независимо
осуществлять деятельность в сфере внешних отношений - это прерогатива
суверенного государства, а республики в составе России не являются
таковыми. Также в Конституциях Тывы, Чечни президенту предоставлено
отдавать распоряжения о начале военных действий с последующим одобрением
Парламентом, что является превышением прав субъектов Российской Федерации,
и противоречит Конституции, в частности ст.71 п. «к».
Естественно, правовое регулирование республик по предметам
исключительного ведения Российской Федерации незаконно, и поэтому законы
республик в составе Федерации, противоречащие федеральным, изданные по
вопросам исключительного ведения Российской Федерации , ничтожны и,
следовательно, не может быть и речи о их применении. Необходимо стремиться
к тому, чтобы рассмотренные Конституции республик в составе Российской
Федерации принципиально соответствовали Конституции Российской Федерации, а
имеющиеся противоречия устранялись. В настоящее время мало кто сомневается
в том, что федеральное устройство России нуждается в радикальной реформе,
ведь для того, чтобы прекратить конфликты и коллизии, а также отвести
потенциальную угрозу распада Российской Федерации, необходимо решить многие
весьма важные проблемы, прежде всего - проблему суверенитета и проблему
выхода субъектов из Федерации, а также справедливого разграничения
предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами,
основанного
на Конституции, Федеративном договоре
и доброй воле сторон.
Заключение
Таким образом,
в России произошло приспособление
федералистской идеи к потребностям
полудемократического и полурыночного
общества. Бесспорно, данная модель заслуживает
всесторонней и настойчивой критики.
Но не вызывает сомнений и другое: ее
недостатки не могут и не должны использоваться
для доказательства того, будто Россия
"не созрела" для настоящего федерализма,
а опыт федеративной государственности
ей "принципиально чужд". Лучше иметь
несовершенный федерализм, чем не иметь
никакого. Главное для России - удержать
доступный для нашего общества минимум
согласия, чтобы не пришлось все здание
возводить заново.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для
юридических вузов и факультетов. Изд.2. – М.: Издательская группа НОРМА
– ИНФРА. М, 1999.
2. Беляк Е. Р. «Проблемы Российского федерализма» - Российская газета ,
1998. 11 декабря.
3. Варламова Н.В. «Конституционная модель российского федерализма» -
М.:С.-П.:, МОНФ - Паритет, 1998 .
4. Декларация
о государственном
система «Гарант».
5. Договор
Российской Федерации и
предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти Республики Татарстан» - Справочно-правовая система «Гарант».
6. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 1997.
7. Федеративный договор – Справочно-правовая система «Гарант».
8. Чистяков
О.И. «О национально –
становления Российской Федерации» - Советское государство и право,
1991, №11.
-----------------------
[2] ч. 2 ст. 1 Конституции РФ
[3] ч. 1 ст. 5 Конституции РФ
[4] ч. 4 ст. 5 Конституции РФ
[5] ст. 69 Конституции Российской Федерации
[6] часть 2 статьи 5, части 1, 2 статьи 66 Конституции РФ
[7] часть 2 статьи 68 Конституции РФ
[8] статья 72 Конституции РФ
[9] статья 73
Конституции РФ
Рис.1-Территориальный состав РФ