Особенности бюджетного устройства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения бюджетных правоотношений на современном этапе развития России, решением вопроса централизации и децентрализации финансовых ресурсов, а также спецификой социально – экономического развития, ибо пробелы регулирования порождают проблемы в текущем федеральном законодательстве, а вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА В РФ…………………………10
1.1. Понятие и принципы бюджетного устройства и системы РФ………...10
1.2. Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней………18

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ БЮДЖЕТНОЙ СИТЕМЫ РФ…………………………………………………………………….21
2.1. Характеристика федерального бюджета РФ……………………………21
2.2. Характеристика бюджетов субъектов РФ (на примере РБ)……………25
2.3. Характеристика местных бюджетов РФ (на примере Улан-Удэ)……..29

ГЛАВА 3.БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ…………………………………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..350

Файлы: 1 файл

ВОТ ЭТА КУРСОВАЯ.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

-прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

-стабилизацию кредитно-денежной системы и курса рубля;

-снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышение уровня собираемости налогов;

-осуществление реструктуризации государственного долга РФ с учетом достигнутых договоренностей с кредиторами;

-минимизацию государственных заимствований РФ на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;

-снижение неплатежей, сокращение не денежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;

-полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-полное исполнение государством своих обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом;

-обеспечение превышения доходов федерального бюджета над его расходами.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета. Рассмотрим федеральные налоги. Федеральные налоги вводятся и устанавливаются федеральными законодательными органами власти (Государственной Думой и Советом Федерации) и взимаются на всей территории страны.

К федеральным налогам относятся:

-налог на добавленную стоимость;

-акцизы;

-налог на доходы физических лиц;

-единый социальный налог;

-налог на прибыль с организаций;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-водный налог;

-сборы за использование объектами животного мира и за использование объектами водных биологических ресурсов;

-государственная пошлина.

Ставки федеральных налогов и пропорции зачисления собираемых средств в бюджеты разных уровней устанавливаются законодательными актами и Указами Президента. В условиях трансформирования экономических отношений в России изменения и уточнения  в механизме налогообложения происходят ежегодно и даже чаще. Данные свидетельствуют, что объем доходов федерального бюджета составил 6 713 821 033,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 2 057 169 684,0 тыс. рублей; общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 692 219 365,6 тыс. рублей; объем нефтегазового трансферта в сумме 2 531 125 000,0 тыс. рублей; нормативную величину Резервного фонда в сумме 5 147 500 000,0 тыс. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 2 338 302 332,1 тыс. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 41,4 млрд. долларов США, или 29,8 млрд. евро;  дефицит федерального бюджета в сумме 2 978 398 332,6 тыс. рублей.

        Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Полностью же в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, акцизов на нефть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика бюджетов субъектов РФ (на примере РБ)

 

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.[15] Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов Российской Федерации. Например, ст. 20 Федерального закона «О федеральном бюджете» установлено, что в бюджеты субъектов  РФ зачисляются  поступления  от  следующих  федеральных  налогов:

-налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-подоходного налога с физических лиц - по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-налога на игорный бизнес - в размерах сверх минимальных ставок, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

-налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

-акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50%доходов;

-акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов на нефть (включая стабилизированный газовый конденсат), природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого), - в размере 100% доходов;

-лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40% доходов;

-единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;

-платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;

-платежей за пользование лесным фондом - в размере 60% доходов;

-платы за пользование водными объектами - в размере  60% доходов;

-прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

              Территориальные (субъектов Федерации) бюджеты имеют собственные, закрепленные за ними налоги:

-           налог на имущество предприятий;

-           лесной доход;

-           плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

-           сбор на нужды образовательных учреждений;

-           сбор за регистрацию предприятий.

       В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 03.07.2007 г. № 2359-III «О бюджетном процессе в Республике Бурятия», в целях определения задач и целей бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия в среднесрочной перспективе:

 

1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2009-2011 годы.

          2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться положениями указанных Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия при формировании и организации исполнения республиканского бюджета на 2009-2011 годы.

         3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2009-2011 годы разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Республики Бурятия на 2009-2011 годы, Посланием Президента Республики Бурятия депутатам Народного Хурала Республики Бурятия «О социально-экономическом развитии Республики Бурятия до 2011 года».

Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2009-2011 годы определены исходя из стратегических целей социально-экономического развития Республики Бурятия, основной из которых является вывод республики к 2017 году на бездотационный уровень развития.

В период 2009-2011 гг. будут созданы условия для снижения дотационности бюджета Республики Бурятия.

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2009-2011 годы являются:

- укрепление доходной базы бюджетов республики;

- обеспечение устойчивого экономического роста Республики Бурятия;

- повышение доступности и качества государственных и муниципальных  услуг;

- развитие инфраструктуры;

- повышение эффективности бюджетных расходов;

- совершенствование межбюджетных отношений.

       В бюджетах территорий главными выступают расходы на социальные цели. На народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 60% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение – около 55%, на социальное обеспечение – более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 90%.[16]

Расходы областного бюджета подразделяются на:

1.        Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

2.        Расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Характеристика местных бюджетов (на примере Улан-Удэ)

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.[17]

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена.

              Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

              Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако, по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:

-         сборы за право торговли;

-         сборы на содержание милиции и благоустройство;

-         налог на рекламу;

-         сбор за выдачу ордера на квартиру;

-         сбор за право использования местной символики;

-         сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

              С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль. Федеральным законом  №131-ФЗ от 6 октября  2003 года (далее федеральный закон)  определено  понятие  местного самоуправления как формы  осуществления  народом своей  власти  самостоятельно  и под свою ответственность  решение  населением  непосредственно и (или)  через органы  местного  самоуправления   вопросов  местного  значения.

В  соответствии  с данным федеральным законом  к компетенции

органов местного  самоуправления  относится  решение  вопросов: здравоохранения,  образования, социальной  защиты  населения,  транспорта, коммунального  хозяйства, экологии и другое.

     Решение вопросов  местного  значения подразумевает  определенные

расходы и для этого необходимо  иметь  достаточное  финансирование, т.е.  источники дохода.

Доходы  местного  бюджета  подразделяются  на следующие  группы:

-налоговые доходы;

-неналоговые доходы;

-безвозмездные перечисления;

-доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

За период 2003-2006 г.г   собственные  доходы бюджета города Улан-Удэ  выросли с 1341,9 млн.рублей  в 2003 году до   2331,7  млн.рублей в 2006 году.  Наблюдается устойчивая динамика   снижения межбюджетных  трансфертов  (в виде дотаций, субвенций,   субсидий и др.)  с 2004,8 млн.рублей  до 864,2 млн.рублей

В объеме собственных доходов бюджета города,  значительную часть составляют поступления  налогов и  сборов. Поступления налоговых платежей в бюджет города составили в 2003 году составили 1093,146 млн.рублей – в 2006 году 1631,550 млн.рублей.

               За анализируемый период  прослеживается  тенденция к увеличению налоговых  доходов за исключением  2005 года когда произошло снижение, связанное с изменением в налоговом законодательстве (на 20% уменьшен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, единый налог, взимаемый при применении  упрощенной системы  налогообложения, акцизы на алкогольную продукцию, налог на прибыль перераспределены в вышестоящие бюджеты).  В  структуре  налоговых доходов  бюджета  наибольший удельный вес  занимает налог  на доходы  физических  лиц, доля  которого  за 2006 год  составляла 66.  Рост обусловлен увеличением фонда оплаты труда заработной платы работникам бюджетной сферы на 10%, кроме того,  возросла среднемесячная зарплата по крупным и средним предприятиям.  по сравнению с предыдущим годом увеличились на 120 232,2 тыс.руб. В местный бюджет  мобилизовано единого налога на вмененный доход  в 5 раз больше по сравнению с 2003 годом.  Рост  обусловлен увеличением базовой доходности в 1,5 раза, изменением норматива отчислений в местный бюджет с 45% до 90%. Земельного налога поступило 122027,7 тыс.руб. Рост связан с увеличением норматива отчислений с 50% в 2004 г. до 100% в 2005г.

Информация о работе Особенности бюджетного устройства РФ