Особенности деятельности гостиничных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить особенности деятельности гостиничных предприятий в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику гостиничного комплекса;
2) рассмотреть классификации гостиниц по различным критериям;
3) выявить специфические особенности гостиничного сервиса;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Индустрия гостиничного дела:
структура и содержание……………………………….….5
1.1. Общая характеристика гостиничного комплекса…...5
1.2. Классификация гостиниц по различным критериям………………..……………....……………10
Глава 2. Экономическая база гостиничного производства……22
2.1. Специфика гостиничного сервиса…………………..22
2.2. Экономическая структура гостиницы………………33
2.3. Основные показатели гостиничного предприятия....37
Заключение…………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………..41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-2КУРСна сайт.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

 

2.2.      Экономическая структура гостиницы

Гостиница — это типичное предприятие, зависящее от со­отношений расходов и доходов. Экономическая структура со­временной гостиницы однозначно нацелена на их благополуч­ные показатели, гарантирующие стабильное получение при­были.

Доходы гостиницы складываются:

1.      От рационального использования номерного фонда. В це­лом в мире на их долю приходится чуть более половины доход­ной части (51,2%).

2.      Доходы от деятельности предприятий общественного пи­тания, функционирующих при гостинице, согласно среднему мировому показателю составляют 27,5%.

2. Продажа напитков и иных угощений посредством мини-баров составляет в доходах гостиниц 7-11%.

3. Дополнительные платные услуги (телефон, прачечная, прокат автомобилей, доставка в номер театральных и транспор­тных билетов и т. п.) составляют в доходах гостиниц 6%.

4. Доходы от сдачи в аренду помещений гостиницы другим организациям составляют 2-4%.

Структура издержек гостиницы по содержанию номерного фонда составляет:

1. Заработная плата и связанные с ней выплаты согласно среднему мировому показателю — 32,1%.

2. Эксплуатационные издержки по содержанию номерного фонда (закупка моющих материалов, порошков, паст, работы по дезинфекции и дератизации и т. п.) — в среднем 12-15%.

3. Административные расходы в осуществлении гостинич­ной деятельности 4—5%.

4. Затраты на энергоносители — 3-5%.

5. Амортизационные отчисления — 4-5%.

6. Ремонт оборудования — 5%.

7. Маркетинговые исследования — 2-3%.

8. Выплата процентов за кредит — 2-4%.

9. Страховые сборы — 1-2%.

10.   Оплата аренды — 2-3%.

    11.Закупка продуктов питания для мини-баров — 6-8%.

    12.              Закупка напитков для мини-баров — 2-3%.

    13.              Выплаты гонораров специалистам по управлению — 2%.
Таким образом, на образование доходов гостиничного пред-
приятия до выплаты налогов остается в среднем около 13%.

Подобная сложная дробная структура издержек определя­ется в значительной степени многоплановостью гостиничного хозяйства.

Однако каждый показатель ив части доходов, и в части издержек требует не только сравнительного анализа их доли в экономике предприятия, но и тщательного рассмотре­ния каждого отдельного показателя.

Так, в доходах от номерного фонда важны, прежде всего, показатели зарубежной клиентуры и отечественной.

При этом их (51% местных жителей и 49% иностранных по­сетителей) можно использовать с большой оговоркой, так как очень многое зависит не только от конкретной страны, но и от места расположения гостиницы. Статистика утверждает, что в столи­цах и крупных городах доля иностранных посетителей значительно выше, а по некоторым гостиницам превышает 90-95%.[18]

Не менее важен показатель структуры проживающих. При­нято делить сегменты рынка на деловых людей, государствен­ных служащих, туристов, участников конференций и совеща­ний и прочих. По этому показателю также очень большой раз­брос зависимости от места расположения гостиницы. По круп­ным городам можно отметить ведущее положение деловых и туристских поездок с очевидной тенденцией к увеличению доли туристских поездок, которая за последние 4 года возросла в жире с 26,4% до 35,8%. Стабилен рынок участников конфе­ренций и совещаний, ежегодно составляющих 10-13% всех проживающих в гостиницах.

Решающими при определении доходов гостиницы являют­ся показатели уровня загрузки и тарифной стоимости одного дня проживания. За последние годы уровень поднялся в сред­нем в мире до 67,2%

Усредненный показатель стоимости одного дня прожива­ния различен по странам, городам, отдельным гостиницам. Если в странах Латинской Америки средний гостиничный тариф за 1 сутки проживания — 44-47 долларов, в Северной Америке 60, в Азии — 67, то в Европе необходим анализ по каждой стране. Например, если в Португалии цена номера в среднем 6 долларов, то во Франции и ФРГ — 81, а в Швейца­рии— более 120.

В последние годы многие гостиницы мира, прежде всего в США, стали применять при анализе экономических результа­тов деятельности показатель «конечного выхода», который рас­считывается как соотношение проданных номеров к числу но­меров, готовых для продажи, и средних поступлений от продажи номеров к средним потенциальным поступлениям. В круп­ных городах этот показатель равен 43%, в курортных гостини­цах он ниже (32%), что связано, видимо, прежде всего, с ярко выраженной сезонностью.[19]

Если говорить об отдельных странах, то следует отметить очень высокий показатель «конечного выхода» в Швейцарии — 87%. В большинстве других стран этот показатель находится на уровне 40-50%.

В сводном виде основные показатели деятельности у сред­ней гостиницы (на один гостиничный номер) в странах кон­тинентальной Европы, мы можем увидеть в Приложении А.

Из приведенных данных можно легко определить как место каждой статьи доходов и издержек в общей экономической структуре гостиницы, так и рентабельность каждого цеха.

При этом, однако, было бы неправильно противопоставлять их, так как, исходя из специфики гостиничного хозяйства, все направления деятельности развиваются параллельно, до­полняя друг друга, а не вступая в противоречие.

Следует также отметить, что абсолютные показатели дохо­дов и издержек приведены только по странам Центральной и Южной Европы. Они могут значительно отличаться от абсо­лютных показателей по Скандинавским странам, не говоря о других регионах. В то же время они позволяют представить общую картину экономической структуры гостиничного хозяй­ства и даже, с определенной осторожностью, сравнить с анало­гичными показателями конкретной гостиницы.[20]

 

2.3.   Основные показатели гостиничных предприятий

Гостиница – это предприятие[21], созданное для предоставления широким слоям населения основных, дополнительных платных и бесплатных услуг в  соответствии с действующим законодательством. Таким образом, гостиничное предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, поставляющий свой продукт (услуги) рынку услуг на основе свободно складывающегося спроса на эти услуги со стороны их потребителей.

Основная услуга, или услуга размещения, рассматривается в качестве специфического гостиничного продукта, который покупается гостиничной клиентурой посредством обменных сделок, не подразумевающих владение, а только доступен к нему и его использование в определенное время и в определенном месте.

Каждая гостиница содержит комплекс, систему помещений и служб, которые обеспечивают прием и размещение клиентуры (а туристов особенно), их питание, а организацию досуга и бытовое  обслуживание. Поэтому, говоря о гостинице гостиничном хозяйстве, мы чаще всего имеем в виду, что речь идёт о гостиничном комплексе, в состав которого входят жилые и служебные помещения, системы инженерного обеспечения, а также территория,  прилегающая к гостиничным зданиям и сооружениям. Все строения гостиничного комплекса организуются таким образом, чтобы легче было обслуживать клиентуру (потребителей услуг), предоставлять им разнообразные услуги высокого качества. Достичь этого невозможно без обученного и всестороннего подготовленного обслуживающего персонала, подобранного согласно нормативам, разработанным гостиницами.

По итогам первого года третьего тысячелетия (2001г.) гостиничное хозяйство РФ имело коэффициент загрузки чуть более 40%, и лишь гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга были востребованы клиентурой гораздо больше. Коэффициент их загрузки приблизился уже к 70% общей емкости номерного фонда этих городов.

Коэффициент загрузки зарубежных гостиниц (по регионам гостиниц мира) в среднем составили:

Европа- 63%; Северная Америка- 67%; Азия и Австралия- 70%.

Особенностью гостиничных услуг являются:

- неравномерность спроса на гостиничный продукт со стороны клиентуры даже в течении суток, не говоря о времени года (сезонности);

- взаимозависимость цели путешествия (поездки) и выбора  гостиничных услуг конкретного предприятия этой отрасли;

- отсутствие временной синхронности в технологическом процессе гостиничных предприятий производства и потребления гостиничного продукта клиентурой;

- невозможность хранения (складирования) нереализованных гостиничных услуг;

- участие человеческого фактора в технологическом процессе создания гостиничного продукта, протекающего во времени;

- отсутствие эффективной методики определения полезности гостиничных услуг при обосновании величины фиксированных затрат на их производство;

- неосязаемость, невозможность описания или измерения, а также проверки качества.[22]

 

 

Заключение

С точки зрения организации и управления, гости­ничные комплексы представляют собой сложные системы, кото­рые состоят из различных взаимосвязанных служб. Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, рас­четов с ними, агентами, туроператорами является весьма акту­альным для российских гостиниц. К настоящему времени разработано достаточно много различных си­стем управления гостиничными комплексами как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подхо­дящую. Многие представленные на рынке программные продукты в области автоматизации гостиничного бизнеса хорошо зарекомен­довали себя на практике, постоянно совершенствуются и обнов­ляются фирмами-разработчиками в соответствии с потребностя­ми пользователей.

Для каждой страны характерна своя классификация предприятий гостиничной индустрии. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, могут иметь достаточно существенные различия.[23]При рассмотрении классификации гостиничных пред­приятий по уровню комфортности следует выделить сло­жившиеся в международной практике подходы в разра­ботке документов, непосредственно устанавливающих классификацию и порядок ее последующего проведения.

Основными показателями работы гостиниц являются еди­новременная их вместимость и количество. В Целом гостиничные предприятия с участием иностранно­го капитала имеют наиболее высокий уровень Доходности, так как наиболее комфортабельные гостиницы, имеющие высокий уровень обслуживании, предлагающие большой объем допол­нительных платных и прочих услуг, предназначены в основ­ном для размещения иностранных граждан. Оказывая своеобразные по своей специфике услуги, гости­ницы выполняют важные функции в сфере обслуживания на­селения нашей страны и иностранных граждан, обеспечивая их временным жильем и бытовым обслуживанием. Особенностью гостиничных услуг является и их быстро­та (скорость) предоставления. Специфика гостиничного сер­виса не терпит медлительности.

Особенности деятельности гостиничных предприя­тий учитываются при проектировании современных гостиниц и осуществлении реконструкции уже существующих. С уче­том непрерывного режима работы рассчитывают количество об­служивающего персонала, составляют графики ремонтов, осо­бенно капитальных, которые, как правило, должны выполнять­ся без прекращения работы гостиниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.                  Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент/Г.А.Аванесова.- М.: Аспект пресс,2004.- 318с.

2.            Браймер, Р. А Основы управления • индустрии гостеприимства /Пер. с англ. Е. Б. Цыганова. М.: Аспект-Пресс, 1996.- 47с.

3.            Волков, Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес/Ю.Ф. Волков.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 637с.

4.            Волков, Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие/ Ю.Ф.Волков.-изд.2е. – Ростов н/Д: Феникс,2005.- 380с.

5.            Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.2е издание, испр.-М: Издательский центр «Академия»; 2005.- 224с.

6.            Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений- М.: Издательский центр «Академия»,2003.- 224с.

7.                  Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика,2003.- 672с.

8.            Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: ЮНИТИ, 1996.- 92с.

9.            Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника/ М.А.Морозов, Н.С.Морозов -2е изд.– М.: Изд. центр «Академия»,2004.- 240с.

10.        Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме/ М.А.Морозов -3е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 288с.

11.        Свистунов С. Творческая смелость берет города//Турбизнес.-2009.-№1(февраль).-С.14

12.        Туризм и гостиничное хозяйство (учебник)/под.ред. Чудновского А.Д.-М.:Юркнига,2003.-448с.

13.        .Экономика и организация туризма. Международный туризм/   Е.Л.Драчева, Ю.В.Забаев, Д.К.Исмаев и др.; под.ред. И.А.Рябовой,Ю.В.Забаева,Е.Л.Драчевой.-М.:КНОРУС,2005.-576 с.

Информация о работе Особенности деятельности гостиничных предприятий