Особенности деятельности гостиничных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить особенности деятельности гостиничных предприятий в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику гостиничного комплекса;
2) рассмотреть классификации гостиниц по различным критериям;
3) выявить специфические особенности гостиничного сервиса;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Индустрия гостиничного дела:
структура и содержание……………………………….….5
1.1. Общая характеристика гостиничного комплекса…...5
1.2. Классификация гостиниц по различным критериям………………..……………....……………10
Глава 2. Экономическая база гостиничного производства……22
2.1. Специфика гостиничного сервиса…………………..22
2.2. Экономическая структура гостиницы………………33
2.3. Основные показатели гостиничного предприятия....37
Заключение…………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………..41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-2КУРСна сайт.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Рассмотренная выше классификация гостиниц, предло­женная Ассоциацией британских агентств, которая счи­тается в Великобритании наиболее распространенной, также предусматривает подобное соответствие:

—  бюджетные гостиницы — «1 звезда»;

—  гостиницы туристского класса — «2 звезды»;

—  гостиницы среднего класса — «3 звезды»; .

—  гостиницы первого класса — «4 звезды»;

—  гостиницы высшей категории — «5 звезд».

              Немецкая классификация устанавливает требования по 22 обязательным и не зависимым от класса предприятий критериям:

—  работа службы приема;

—  сервис завтраков;

—  сервис напитков;

—  сервис питания;

—    наличие телефона в номере;

—     минимальная площадь для 75% номеров, включая площадь санузла;

—    санитарный комфорт (в процентах к общему осна­щению санузлов);

—     оснащение санузлов;

—  наличие suite-номеров (номеров-апартаментов);

—  меблировка и оснащение номеров;

—  наличие радио- и ТВ-приемников в номере;

—  наличие подарков для гостей;

—  услуги стирки и глаженья;

—  наличие сейфов;

—  количество и состояние холлов;

—  возможность безналичного расчета;

—  наличие телефакса;

—  количество и режим работы гостиничных баров;

—  количество и режим работы ресторанов;

—  возможность проведения конференций и банкетов;

—              число дополнительных (факультативных) услуг.

По последнему требованию установлено следующее чис­ло дополнительных услуг:

•       для гостиниц класса «люкс» — 270;

•       первого класса — 120;

•       комфортного — 70;

•       стандартного — 25;

•       туристского — 0.

Особенностью немецкой классификации является то, что в ней предусмотрены категории и для таких типов гостиничных предприятий, как пансионы, гостиные дво­ры, отели-гарни. При установлении соответствующих тре­бований. Для этих типов отсутствуют такие обязательные категории, как «Ресторан», «Сервис питания», а требуе­мое число факультативных критериев намного меньше:

—  для первого класса — 90;

—  комфортного — 50;

—  стандартного — 15.

Кроме того, указанным типам предприятий максималь­но может быть присвоен первый класс («4 звезды»).

В США нет официально утвержденной правительством классификации гостиниц. По уровню комфортности они обычно делятся на 5 категорий. Высшая категория («5 звезд») присуждается двумя учреждениями: American Automobile Assosiation (AAA) и Mobile Travel Guide.

Собственный подход к классификации гостиниц имеют гостиничные цепи. Обычно в них выделяются не катего­рии, а марки, распространяющиеся на все гостиницы кон­кретной цепи. В каждой марке может учитываться не только уровень комфортности, но и назначение, место­расположение и некоторые другие критерии.

С учетом конъюнктуры рынка гостиничная цепь Ассог (Франция) объединяет ряд гостиничных предприятий, независимо от их марки, с целью обслуживания определенных сегмен­тов туристского рынка. Например, некоторые гостиницы марки Novotel и Mercury входят в группу Atria, которая специализируется на приеме и обслуживании конгрессме­нов, выставок и других профессиональных встреч и ме­роприятий. Другая группа гостиниц имеет в своем назва­нии знак Goralia, что означает «курортная гостиница».

Крупнейшая американская гостиничная цепь Holiday Inn при выделении марок учитывает месторасположение, длительность пребывания клиентов и некоторые другие критерии и предполагает следующие марки:

—  Garden Cort — гостиницы экономического класса;

—  Holiday Inn express — гостиницы квартирного типа, аппарат-отели;

—  Holiday Inn sun sprii resorts — курортные гостини­цы для лиц с высокими доходами;

—  Holiday Inn select — гостиницы для деловых людей;

—  Holiday Inn hotels end — гостиницы, 10% номер­ного фонда которых представляют апартаменты для де­ловых людей, но с длительным пребыванием.

В ряде случаев названия марок гостиниц не дают потребителю соответствующей информации, вследствие чего туроператоры стали проводить условное соотноше­ние каждой марки определенному количеству «звезд» по европейской системе. В случае с гостиничной цепью Ассог. Sofitel — 5 «звезд», Novotel — 4, Mercury — 3, Ibis — 2, Etap — 1, Formule 1 — без «звезды».

В России до 1994г. классификация гостиниц осуществ­лялась в соответствии с «Положением об отнесении гос­тиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категори­ям», утвержденным Постановлением Госкомцен СССР № 154 от 02.03.1979 г. Данное Положение распростра­нялось на все гостиницы и мотели независимо от, их ве­домственной подчиненности и предполагало подразделе­ние гостиниц на 7 разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей — на 5 разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, тре­тий. Для номеров предусматривалось 5 категорий: выс­шая, первая, вторая, третья, четвертая.

Обязательным условием присвоения разрядов являлось соблюдение предусмотренных Положением минимальных требований, объединенных в следующие группы:

•       общие требования;

•       коммунальное оборудование;

•       лифт;

•       информационные услуги;

•       общественное питание;

•       характеристика номерного фонда;

•       торговое и бытовое обслуживание;

•       банковские услуги, сберкасса и пункт обмена валюты;

•              медицинский пункт с круглосуточным дежурством медицинского персонала, аптечный киоск;

•              культурно-спортивное обслуживание.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая база гостиничного производства

 

2.1.      Специфика гостиничного сервиса

        Крупной отраслью услуг является гостиничное хозяйство.
Его анализ позволяет установить те перемены, которые со-
вершаются в сфере услуг. К гостиничному хозяйству обыч-
но относят гостиницы, общежития для приезжих, мотели,
кемпинги.             

Основными показателями работы гостиниц являются еди­новременная их вместимость и количество койко-суток, исполь­зованных за год. Единовременная вместимость определяется по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах и в общих комнатах, число календарных койко-суток исчис­ляется умножением числа коек в гостинице на число дней дан­ного периода.

Коэффициент использования гостиниц устанавливается на основе фактически предоставленных койко-суток. При опреде­лении коэффициента загрузки гостиниц за определенный пе­риод времени учитываются факторы, влияющие на измене­ние загрузки.

Сегодня ни одна гостиница не может рассчитывать на уни­версальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность рывка гостиничных услуг требует ориентации на один или не­сколько целевых сегментов. Наблюдается большая специализа­ция гостиничных предприятий, среди которых наиболее часто встречаются следующие.

Туристическая гостиница. Задачей такой гостиницы явля­ется производство услуг, в которых нуждаются туристы, со­здание в них условий отдыха и развлечений.

Гостиница для деловых людей. Задача этих гостиниц со­стоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия для работы и отдыха бизнесменов.

Конгрессная гостиница. Она входит в состав конгресс-цент­ра или же сама располагает возможностями для проведения различных конгрессных мероприятий.

Курортная гостиница. Она представляет своим клиентам возможность пользоваться лечебно-оздоровительными услуга­ми в бальнеологических или климатологических центрах.

Спортивная гостиница. Их ярким примером могут быть гостиницы в горнолыжных центрах, а также при крупных спортивных объектах.

Клубные гостиницы. Это небольшие гостиницы, принадле­жащие различным клубам или обществам. 

Транзитная гостиница. Располагают они минимумом удобств и очень ограниченным набором услуг. В основном это питание и ночлег.

Каждая гостиница для того, чтобы привлечь и сохранить своих клиентов, обязана гарантировать определенные стандар­ты и условия обслуживания, которые бы изначально были для них понятны и привлекательны. Стандарты эти закрепляются классификационными системами, которые разрабатываются со­ответствующими государственными органами или предприни­мательскими ассоциациями.

В целом по России 66% гостиниц находится в городской местности и 34% —в сельской. По форме собственности 60% гостиниц, расположенных в городской местности, — это пред­приятия, принадлежащие местным органам власти, и гос­тиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сель­ской местности 51% гостиниц находится в руках частных владельцев.

Гостиничные предприятия, расположенные в городах и по­селках городского типа, существенно отличаются по основным параметрам (размер номерного фонда, результаты хозяйствен­ной деятельности) от сельских. Например, гостиницы в горо­дах имеют в среднем 55 номеров на 102 места против 10 номе­ров на 28 мест— в сельской местности.

Наиболее крупные гостиницы по размерам номерного фон­да располагаются в крупных городах. Так, в Москве гостини­цы насчитывают в среднем по 203 номера на 359 мест, в Санкт-Петербурге — 203 номера на 375 мест каждая. По форме соб­ственности наибольший номерной фонд имеют гостиницы, находящиеся в российской собственности с иностранным участи­ем (в среднем 143 номера на 239 мест каждая).

Муниципальные и частные предприятия по размерам но­мерного фонда в основном имеют небольшие гостиницы, му­ниципальные в среднем 66 номеров на 66 мест каждая и част­ные— 24 номера на 53 места.

Доходность гостиниц в немалой степени зависит от их мес­торасположения. Гостиничные предприятия, расположенные в крупных городах, традиционно прибыльны, доходы превыша­ют расходы по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки.

В городах находится 3351 гостиница. Это 66% от общего
числа. На их долю приходится 68% гостиничных мест, 92%
номерного фонда, 95% предоставленных ночевок, 99% доходов
от эксплуатации гостиниц/Коэффициент загрузки гостинич-
ного фонда составляет 0,34.             

В сельской местности имеется 1692 гостиницы (34% от об­щего числа), на долю которых приходится 12% гостиничных мест, 8% номерного фонда, 5% предоставленных ночевок, ме­нее 1% доходов от эксплуатации гостиниц и общего дохода. Коэффициент загрузки составляет 0,12.

Наибольшее число гостиниц в РФ принадлежит муници­пальным властям (31%) и частным лицам (28%); 69% муни­ципальных гостиниц расположено в городской местности и 31% в сельской.

На муниципальные гостиницы приходилось 26% гостинич­ных мест, 28% номерного фонда, 22% предоставленных койко-мест, 21% общего дохода и 25% расходов по эксплуатации гостиниц от общероссийского уровня.,

Частные же гостиницы — 61% — расположены в сельской местности и 39% — в городской. На их долю приходилось 19% гостиничных мест, 17% гостиничных номеров, 16% предос­тавленных койко-суток, 10% общего дохода и 10% расходов по эксплуатации гостиниц.

Наибольшее количество ночевок (27%) было предоставлено гостиницами, находящимися в смешанной собственности (без иностранного участия). На этих же предприятиях было занято наибольшее число работников основной сферы деятельности — 27% от общероссийского уровня.  

Гостиницы, находящиеся в российской собственности е ино­странным участием, резко выделяются по размерам доходной и расходной части. В процентном отношении к общероссийс­кому уровню это составляет, соответственно, 29 и 24%, при­чем доходность этих предприятий отличается в зависимости от их места расположения. На 20 гостиничных предприятий, расположенных в Москве, приходилось 80% общих расходов и 73% расходов по эксплуатации гостиниц от всех доходов и расходов предприятий, находящихся в Данной форме собствен­ности. На 7 предприятий Санкт-Петербурга приходилось но 10% общих доходов и 14% расходов по эксплуатации гости­ниц. Аналогичная ситуаций характерна и для гостиниц дру­гих форм собственности.

В Целом гостиничные предприятия с участием иностранно­го капитала имеют наиболее высокий уровень Доходности, так как наиболее комфортабельные гостиницы, имеющие высокий уровень обслуживании, предлагающие большой объем допол­нительных платных и прочих услуг, предназначены в основ­ном для размещения иностранных граждан. Гостиницами та­кой формы собственности было обслужено 27% иностранных граждан от общероссийского уровня, из них 22% приходится на гостиницы в г. Москве.

Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказа­лись на современном состоянии и будущем гостиничного хо­зяйства России.

Информация о работе Особенности деятельности гостиничных предприятий