Особенности деятельности гостиничных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - выявить особенности деятельности гостиничных предприятий в России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать общую характеристику гостиничного комплекса;
2) рассмотреть классификации гостиниц по различным критериям;
3) выявить специфические особенности гостиничного сервиса;

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Индустрия гостиничного дела:
структура и содержание……………………………….….5
1.1. Общая характеристика гостиничного комплекса…...5
1.2. Классификация гостиниц по различным критериям………………..……………....……………10
Глава 2. Экономическая база гостиничного производства……22
2.1. Специфика гостиничного сервиса…………………..22
2.2. Экономическая структура гостиницы………………33
2.3. Основные показатели гостиничного предприятия....37
Заключение…………………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………..41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-2КУРСна сайт.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Заметную роль в сокращении спроса на российские гости­ницы играет постоянно возрастающая стоимость услуг (про­живание, питание), а также удорожание транспортных услуг, в результате чего резко сократился поток туристов и экскур­сантов. Одним из условий подъема гостиничного хозяйства может стать восстановление и стабилизация внутреннего ту­ризма.

Оказывая своеобразные по своей специфике услуги, гости­ницы выполняют важные функции в сфере обслуживания на­селения нашей страны и иностранных граждан, обеспечивая их временным жильем и бытовым обслуживанием. В этих це­лях осуществляется эксплуатация материально-технических средств — зданий, оборудования, инвентаря. При этом оба про­цесса (производство и реализация) сливаются, то есть обслу­живание осуществляется в момент производства услуг. Ука­занная особенность обусловливает своеобразный ритм работы гостиниц.

Особенности гостиничной деятельности отмечены и огово­рены в законодательстве РФ. Так, Гражданский Кодекс РФ раскрывает содержание договора найма жилого помещения, многократно касается вопросов организации сферы услуг.

В апреле 1997 были введены новые Правила предоставления гостиничных услуг. В частности, в них услуги были подразде­лены на основные и дополнительные. Разработаны они в соот­ветствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регу­лируют отношения между потребителями и гостиницами-ис­полнителями в области предоставления гостиничных услуг.

В этих Правилах значительно расширены потребительские права гостиничной клиентуры: исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в го­стиницу или убывающих из нее; исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату, то есть «навязывать» дополнительные платные услуги, и также запрещается обусловливать выполне­ние одних услуг обязательным оказанием других услуг; ис­полнитель обязан предоставить потребителю без дополнитель­ной оплаты следующие виды услуг: вызов скорой помощи; пользование медицинской аптечкой; доставку в номер коррес­понденции по ее получении; побудку к определенному време­ни; предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов и так далее.

Раздел IV Правил полностью посвящен вопросу ответственности, как исполнителя, так и потребителя за предоставление услуг. Правила предоставления гостиничных услуг обязательно должны быть вывешены в доступном месте. Если клиент счи­тает, что гостиница ущемляет его права, он может обратиться в городские или районные органы по защите прав потребите­лей, так как согласно п. 27 указанных Правил, контроль за их соблюдением, осуществляется Государственным антимонополь­ным комитетом РФ и его территориальными органами.

Гостиничный рынок обладает своими особенностями, гос­тиничная услуга — товар неординарный. Приходится иметь дело фактически с недвижимостью. Гостиничный номер нельзя перемещать с места на место во время продажи. Фактически продается не сам номер, а право занять его на определенное время. В большинстве ситуаций, типичных для индустрии гостеприимства, предложение услуги требует присутствия и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается.[14]

Другой аспект гостиничной деятельности в том, что не толь­ко служащие, но и клиенты должны знать обязательные усло­вия, при которых услуга может быть оказана. На этой почве часто возникают недоразумения с гостями, не знающими, за какие услуги они должны заранее заплатить, а за какие сра­зу же по окончании оказания услуги. Менеджеры, организу­ющие гостиничные услуги, должны управлять не только сво­ими служащими, но и клиентами, эта специфика услуг ин­дустрии гостеприимства выражается в неотделимости от ис­точника и объекта услуги.

Услуги сферы гостеприимства отличаются изменчивостью. Их содержание зависит от того, кто их оказывает и при ка­ких условиях. Специфической чертой гостиничных услуг яв­ляется их непостоянство.

Есть несколько причин этой изменчивости. Во-первых, ус­луги такого рода оказываются и принимаются одновременно, что ограничивает Возможности контролировать их качество. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным со­хранение качества обслуживания в периоды, когда спрос ста­новится повышенным. Многое зависит от состояния оказыва­ющего услугу в момент ее оказания. Один и тот же человек может прекрасно обслуживать вас сегодня и скверно — завт­ра. Причины этого скверного обслуживания могут быть са­мые разные: плохое настроение, болезнь, семейные пробле­мы.

Изменчивость и колебания в качестве услуги — главная причина недовольства, высказываемого клиентами в адрес ин­дустрии гостеприимства.

Услуги нельзя складировать. Не имея возможности хранить и накапливать результаты эксплуатационной деятельности, гостиницы в своей работе зависят от текущего спроса, что и обусловливает постоянную работу (готовность) к оказанию ус­луг независимо от времени, то есть они должны работать не­прерывно.

Стокомнатный отель, в котором сегодня заполнено только 60 комнат, не может сдать завтра 140 комнат. Потери от несданных 40 комнат — это невосполнимые потери.

Из-за того, что отели торгуют таким «скоропортящимся» продуктом, они вынуждены брать с гостей плату за бронирова­ние номеров и за простой номера даже в тех случаях, когда кли­ентам не пришлось этим воспользоваться. Таким образом, дру­гая специфическая черта гостиничных услуг — их несохраняе­мость. Услуги не могут сохраняться. Бели оказывающие услу­ги хотят максимизировать прибыль, они должны лавировать между своими возможностями и текущим спросом, поскольку потери из-за невостребованности компенсировать невозможно.

Взаимосвязь гостиничных услуг и цели поездки (путеше­ствия) в определенную местность также характеризуют осо­бенность гостиничных услуг в иных отраслях. Как правило, поездка в определенную местность не увязана с посещением определённой гостиницы, а совершается совсем по иным моти­вам: развлечься, отдохнуть, посетить врачей и т. д. Однако та­кая последовательность легко опровергается, когда потенциаль­ный клиент уже знаком с торговой маркой гостиницы (гости­ничной цепью), предоставляющей безукоризненные гостинич­ные услуги.

Особенностью гостиничных услуг является и их быстро­та (скорость) предоставления. Специфика гостиничного сер­виса не терпит медлительности. Ни одна технологическая операция в гостинице не должна быть утомительной и зани­мающей у клиентов много времени. Многие специалисты по организации гостиничного дела рекомендуют внедрять пе­редовые технологии обслуживания, а в качестве примера приводят опыт работы одной из гостиниц в Токио, в которой максимальное время, необходимое на оформление при заез­де гостя, предварительную оплату, получение ключей и про­чее не превышает 45 секунд. Во многих гостиницах эта проце­дура занимает 10—15 минут.

Спрос на гостиничные услуги имеет неравномерный сезон­ный характер, поэтому гостиницы должны располагать доста­точным резервом основных фондов, рассчитанным на период наибольших заездов. Основная часть коммунальных предприя­тий оказывает услуги населению, проживающему в пределах их местонахождения, при этом гостиницы обслуживают по­требителя, временно пребывающего в местах их расположения. В связи с этим при обслуживании иногородних граждан и ино­странных гостей гостиницы должны предоставить не только 'жилье, но и обеспечить комплекс дополнительных услуг быто­вого назначения, то есть сервис, уровень которого является важ­ным критерием оценки качества работы гостиниц.

Своеобразие работы отрасли отражается на организации эксплуатации гостиниц и экономике гостиничного хозяйства, поскольку режим работы, нормативы обслуживания и класси­фикация гостиниц обусловлены спецификой обслуживания. Указанные особенности деятельности гостиничных предприя­тий учитываются при проектировании современных гостиниц и осуществлении реконструкции уже существующих. С уче­том непрерывного режима работы рассчитывают количество об­служивающего персонала, составляют графики ремонтов, осо­бенно капитальных, которые, как правило, должны выполнять­ся без прекращения работы гостиниц.

Одним из условий. предоставления гостиничных услуг яв­ляется их безопасность. Предоставляемые услуги должны со­ответствовать требованиям поддержания здоровья людей, со­хранности имущества граждан, способствовать охране окружа­ющей среды. Законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации туристских услуг, услуг гостиниц и обществен­ного питания » предусмотрено, что деятельность гостиниц осу­ществляется на основании сертификата соответствия на безо­пасность оказываемых услуг. Данные требования предусмат­ривают осуществление необходимых мер совместно со специ­альными организациями и обучение персонала действиям в экстренных ситуациях. Необходимость проведения работ по сер­тификации связана с переходом нашей страны к рыночной эко­номике, в условиях действия которой качество услуги, как и любого другого товара, является вектором ее конкурентоспо­собности.

Обслуживающий персонал, занятый в сфере гостинично-ресторанного сервиса, играет первостепенную роль. От того, как им решаются проблемы обслуживания, будет зависеть, будет ли клиент удовлетворен предложенными услугами. Успешное ведение гостинично-ресторанного обслуживания заставляет каждого служащего предприятия думать о клиенте и делать все для того, чтобы создавать и поддерживать представление о клиенте как о высшей ценности, которую необходимо удовлет­ворить. Известные в мире специалисты по маркетингу в гос­тиничном бизнесе считают, что «уровень сервиса падает, ког­да служащие думают только о том, чтобы угодить своему не­посредственному начальнику, а не гостю. Это обычно кончает­ся тем, что вы все больше и больше отгораживаетесь от клиен­та».[15] В наши дни клиент — хозяин положения. Удовлетворе­ние его нужд — первоочередная цель всякого бизнеса.

При правильной организации индустрия гостеприимства имеет клиентуру двух типов: те, кто им платит (клиенты), и те, кому они платят (служащие). Человеческий фактор в гос­тиничном предприятии незаменим. Правильному профессио­нальному подбору и расстановке кадров должно уделяться боль-шое внимание. Взаимоотношения между работником и потре­бителем во время обслуживания являются определяющими. Профессор Ренахан, известный организатор индустрии гос­теприимства США, очень верно подметил, что уровень взаимо­отношений между потребителем и служащим и их характер в своей совокупности составляют, наряду с другими элемента­ми этих отношений, сущность того феномена, который и назы­вается «обслуживанием».

Важной причиной для повышенного внимания к человечес­кому фактору выступает низкий уровень механизации и авто­матизации гостиничных технологических процессов. Невоз­можность устранения человека из системы обслуживания и осо­бенности спроса на услуги являются теми факторами, которые приводят к росту стоимости труда в этой области. Игнорирова­ние этих доводов и непрофессиональный подход к комплектации штатов гостиниц давал много поводов для критики и высмеи­вания советского гостиничного сервиса. Теоретик гостинично­го бизнеса США Элсворт Статлер поучал: «Принимайте на ра­боту только добропорядочных людей, чистосердечных и обхо­дительных, которые часто и охотно улыбаются».[16]

Для гостиничного и ресторанного бизнеса (а также для ту­ризма в целом) можно выделить серию общих характеристик, касающихся занятости. Они таковы:

1.              Высокий процент работников, занятых неполный рабочий
день.

2.              Высокий процент временных работников.

3. Значительное количество женского персонала с занятос­тью «неполный рабочий день».             

4. Небольшое количество женщин на ответственных долж­ностях.

     5.Большое число низкоквалифицированных специалистов.

6. Низкая заработная плата.

Изложенные характеристики показывают нестабильность в вопросе занятости и большие сложности в контролировании ус­ловий труда. Регулирование контрактации и условий работы осо­бо осложняются из-за ее сезонности (а это ощущает буквально любое предприятие сферы услуг) и значительного периодичес­кого снижения и подъема активности всей индустрии гостеп­риимства. Именно это ослабляет престиж этого важного секто­ра сферы услуг при поиске стабильной, а не случайной работы.

Существуют также другие отличия гостиничного сервиса. Они касаются оплаты сверхурочных работ, надбавок к заработ­ной плате, премий, выходных дней и т. д. До сих пор распрост­ранена идея о том, что работа, заключающаяся только в присут­ствии, однако необходимая в ресторанном и гостиничном деле, должна компенсироваться большим количеством рабочих часов.

Условия труда, характеризующиеся неустойчивостью ра­бочих мест, периодическим введением сверхурочных часов, отменой выходных дней (в сезон или особо интенсивные дни загрузки гостиниц и ресторанов) негативно отражаются на де­ловой активности. Этим отчасти объясняется высокий уровень текучести кадров в гостиничном и ресторанном секторах сфе­ры услуг.

Улучшение оплаты и условий труда позитивно влияет на состояние обслуживающего персонала и, соответственно, на результативность работы. В гостиничном бизнесе выделяют три основные системы оплаты труда.

1. Оплата, основанная на чаевых и добровольных вознаграж­дениях со стороны клиентов.             

2. Оплата труда, основанная на долевом участии в реализа­ции услуг.

3. Оплата труда, основанная на фиксированной заработной плате независимо от прибыли организации.

В большинстве стран наиболее распространены две после­дние системы. Самая широко применяемая система заключа­ется в установлении минимальной заработной платы, помимо которой выплачивается процент от прибыли организации, за­висящий от доли участия, но в некоторых случаях с гаранти­рованным минимумом.

Традиционная практика не учитывает затраты, вызываемые потерей одного потребителя и направленные на поиск новых клиентов. Сущность аргументов, дополняющих этот довод, зак­лючается в том, что обслуживание высокого качества увели­чивает денежные поступления и снижает себестоимость услуг.

Постоянство — ключевой фактор успеха в сфере обслужи­вания. Оно означает, что клиенты получают тот или иной вид сервиса в нужное время и нужном ассортименте. Казалось бы, гарантия постоянства качества обслуживания — простое дело, но это не так, потому что против постоянства работает множе­ство факторов. Это и качество поставляемых продуктов, и не вовремя поданный транспорт, отсутствие грузчика или носиль­щика в нужный момент и др. Результаты работы обслуживаю­щего персонала зависят от множества переменных факторов.[17]

Информация о работе Особенности деятельности гостиничных предприятий