Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:06, курсовая работа
Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия.
1.Крузный туризм 2
1.1. Морские круизы 3
1.2. Речные круизы 6
2. Внутренние водные пути Украины 7
3. Морской туризм Украины 12
4.Тенденции развития водного туризма Украины 14
4.1 Речные путешествия 14
4.2. Яхтенный туризм 15
4.3. Возрождение морского круизного туризма 16
5. Организация и обслуживание туристов на водном круизе 17
6.Теплоходная документация теплоходного круиза 20
7. Компьютерные системы на круизных судах 21
8. Организация водного круиза 22
9. Заключение 24
10. Литература 26
3. Морской туризм Украины.
Индустрия морского туризма - динамично и стабильно развивающаяся отрасль мировой экономики, которая недооценивалась советским судоходством и судостроением.
В 1988 году отмечено начало бума в круизном судостроении, который, как полагают, будет продолжаться и далее. Этот процесс активно поддерживается банковскими кредитами, поскольку морской круиз - наиболее прибыльное дело в судоходстве. Он представляет собой самостоятельный сектор морского судоходства, который слабо подвержен рыночным колебаниям и гарантирует достаточно уверенно прогнозируемый доход.
На протяжении 80-х годов спрос на морские круизы возрос на 12-14%. По данным Международной ассоциации круизных компаний, круизный бизнес имел тогда годовой оборот 4-5 млрд. долларов с потенциалом, превышающим эту сумму в 10 раз. Отмечались расширение географии круизов, увеличение числа тематических круизов и специальных. Продолжительность современных морских круизов в большинстве случаев составляет 7-14 дней.
Морские круизы относятся к дорогим: минимальная суточная стоимость - до 125 долл., средняя - 125-200, высокая - 200-300 долл., люкс стоит более 300 долл. в сутки. Это было 15 лет тому.
Самым престижным и дорогим морским круизом является парусный: минимальная суточная стоимость на парусном винджаммере (при участии пассажиров в работах на судне и при минимуме комфорта - 135 долл., на многомачтовом современном паруснике-люкс "Си Годнес" - 600 долл. Рекорд стоимости принадлежит австралийскому парусному катамарану "Южный дух" - двухнедельный круиз к Большому барьерному рифу стоит 1000 долл. в сутки.
Наибольшее распространение получил
классический туризм с заходом в порты и с экскурсиями. Предлагаются тематические круизы и круизы по интересам (музыкальные, археологические, научные), а также экзотические - в тропики, к южным островам.
Имеется много любителей морских путешествий, которые готовы платить большие деньги за неординарность рейсов, за нежелание раствориться среди 1500-2000 пассажиров большого лайнера, за возможность окунуться в романтику парусного флота, за посещение отдаленных экзотических мест. Им предлагается туризм под парусами: это или парусники на 100-250 пассажиров, или парусные яхты на 7-12 туристов. Путешествие на этих судах расценивается как один из элементов, характеризующих социальное положение пассажира ("престижный туризм"). Девиз работы таких парусных судов: "Наше судно пойдет туда, куда никакое другое пойти не сможет".Наибольшим спросом пользуются следующие круизные регионы:
1. Восточное Средиземноморье и Черное море, главным притягательным интересом является их античное и средневековое прошлое, а также пляжи, острова и экзотические восточные города. В этом регионе работали 43 судна. Большинство круизов - авиационно-морские.
2. Карибский бассейн наиболее популярный, 75% всех круизов.
3. Австралия и Новая Зеландия с заходами на острова: Полинезии, на Гавайи и Таити.
Мощными круизными рынками являются США, ФРГ, Англия и Франция.
Украина привлекает любителей морского туризма следующими особенностями:
- уникальным Южным побережьем Крыма с его природными красотами, историей и субтропической экзотикой (рейсы Одесса-Севастополь-Ялта-Феодосия с заходами в Ласпи, Симеиз, Алупку, Мисхор, Балаклаву, Гурзуф, Никиту, Алушту и т.д.);
- близостью таких экзотических стран, как Турция и Эгейская Греция, которые, помимо своей исторической притягательности, являются наиболее активными торговыми партнерами на юге.
Украина имеет самое большое количество морских портов среди всех стран на Черном и Азовском морях. 19 морских торговых, три морских рыбных, работающих ныне с теми же грузами, что и торговые порты, и изрядное число терминалов различных форм собственности. Наши морские торговые порты вместе с рыбными и прочими терминалами переработали в 2005 году около 139 млн. тонн грузов. Это второе место в регионе после российских черноморско-азовских портов и терминалов, которые переработали 148,7 млн. тонн. На третьем месте — порты румынские (Констанца с Мидией и Мангалией) — 60,6 млн. тонн.
Традиционно круизные города Украины — Одесса и Ялта. Следует отметить поистине феноменальный прорыв порта Севастополь как круизного. Количество судозаходов увеличилось от 3 — в 1992 году до 18 — в 1999-м и продолжает ежегодно расти. Севастополь является поистине туристическим Эльдорадо, и двухдневной стоянки в этом порту недостаточно даже для поверхностного ознакомления с его историей.
4.Тенденции развития водного туризма Украины.
4.1 Речные путешествия.
Украина обладает уникальными возможностями для речных
путешествий.
Путешествия пo рекам и озерам можно отнести к наиболее излюбленным способам отдыха в странах с развитыми внутренними водными системами. Строительство в середине прошлого века комфортабельных речных судов, специально предназначенных для работы на туристских маршрутах, повлекло за собой интенсивное развитие речных круизов.
Круизы, осуществляемые пo внутренним водным артериям, пo сравнению с морскими имеют ряд преимуществ. Они позволяют любоваться постоянно меняющимся пейзажем; изучать архитектуру городов, если маршрут поездки проходит через крупные населенные пункты; причалить к любому понравившемуся живописному местечку, если путешествие совершается на небольшом маневренном судне. Кроме того, гидротехнические сооружения, построенные на реках и озерах (шлюзы, каналы, водохранилища), сами no себе представляют объекты, достойные внимания туристов. Многие путешественники предпочитают речные круизы из-за невысокой населенности речных транспортных средств пo сравнению с морскими. Речной круиз для туриста может осуществляться в одном направлении или иметь кольцевой маршрут.
Украина имеет довольно густую речную систему и значительное количество рек, пригодных для проведения водных туристских походов (рафтинг, каньонинг, сплавы) как на разборных, так и на надувных плавсредствах разных классов. Рек длиной свыше 100 км в Украине - 123, а больших рек (длина свыше 500 км) - 14. Акватория Черного моря, принадлежащая Украине, для мирового дайвинг-туризма может представлять не меньший интерес, чем популярные ныне у дайверов курорты зарубежья.
Каньонинг — переход на байдарках и каноэ по каньону горной реки со спуском по водопадам.
Рафтинг — сплав по горным рекам на надувных судах — рафтах.
Дайвинг — подводное плавание с аквалангом.
Многие туристические фирмы предлагают водные туры и дайвинг туры по Украине любителям водного туризма: рафтинг, сплавы на катамаранах и плотах по рекам Украины, дайвинг туры в Крым, водные путешествия и сплавы по рекам: Южный Буг, Черемош, Днестр, Десна и много другое.
4.2. Яхтенный туризм.
В Украине есть все условия для развития яхтенного туризма: благоприятное географическое положение страны и водные коридоры. По Днепру расположено несколько шлюзов, которые позволяют яхтам нормально передвигаться по реке до Чёрного моря, а затем через Босфор и Дарданеллы в Эгейское и Средиземное моря. Сотрудничество и партнерство с яхт-клубами из Турции Болгарии, Греции Франции, Германии, Нидерландов, Швеции и Польши способствовало бы внедрению в эту область современных технологий, опыта, заполнению украинского рынка качественной и конкурентоспособной продукцией и выходу на мировой рынок.
В Украине яхтенным спортом занимаются давно. Яхтостроение и водный туризм, как и гонки на яхтах, имеют многолетние традиции. Сегодня в акватории Украины ходит более 500 лицензированных яхт, функционирует более 25 яхт клубов (которые построены на любительском уровне). Речные - находятся в Киеве, Вышгороде, Украинке, Черкассах, Кременчуге, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве, Херсоне. Морские яхт клубы расположены в Одессе, из которых самый современный и новый - "Большая Марина". Во многих городах Украины строятся яхты. Например, в Киеве предприятие "Ориана" изготавливает небольшие стеклопластиковые яхты (длинной 6,1 м и шириной 2,4 м); фирма "Акветон", "Майм" и "Яхтверфь" в Николаеве, Черноморский судомеханический завод делают большие яхты: 30,5 м в длину и 6,1 м в ширину. Фирма "Майм" строит такие круизные яхты, как "Антарес 49" (15,0 - 4,5 м). Фирма "Яхтверфь Навигаль " освоила строительство стальных и алюминиевых парусных яхт длиной 12,0 м и шириной до 3,91 м, яхт "Навигаль" из лёгкого сплава (14,45 м и 4,65 м). Сейчас эта отрасль более-менее организована и представляет собой разветвленную сеть фирм, которые занимаются поставками оборудования для яхт, продажами яхт для несудостроительных стран.
Реализация проектов по строительству яхт-клубов позволит придать Украине облик цивилизованного, современного и красивого государства, даст толчок развитию чартерного, круизного судоходства и туризма. Следует также учитывать, что этот фактор может содействовать развитию деловых контактов и повышению посещаемости самого государства иностранными туристами.
4.3. Возрождение морского круизного туризма.
Потенциал Черноморского региона огромен. В связи с возможным проведением в Одессе в 2012 году матчей чемпионата Европы по футболу и в Сочи в 2014-м — Олимпийских игр он получил новый толчок для развития.
Есть два направления в развитии круизного туризма в бассейне Черного моря. Первое — это возрождение круизного судоходства, ориентированного на внутренний национальный рынок причерноморских стран или рынок постсоветского пространства, то есть русскоязычных туристов. Второе — привлечение в причерноморские порты иностранных туристов и дальнейшее продвижение черноморского бренда на мировой круизный рынок.
Когда-то, в советские времена, многочисленный пассажирский флот ЧМП базировался в Одессе. И все желающие могли купить тур и свободно отправиться в круиз по Черному морю в любое время года. Морские путешествия пользовались огромной популярностью. Нынче по ним осталась одна ностальгия. И это — хороший стимул к их возрождению.
Представители черноморских портов считают, что наиболее привлекательным сегодня может быть кольцевой маршрут по Черному морю с посещением портов Украины, России, Грузии, Турции, Болгарии и Румынии. Для реализации подобных проектов, связанных с развитием круизов и пассажирских перевозок, в рамках ассоциации BASPA уже создана рабочая группа.
В ближайшее время приоритетным развитием туристической отрасли может стать круизный туризм. В этом уверен глава Одесской областной государственной администрации Иван Плачков.
Как сообщает пресс-служба Одесской областной государственной администрации, глава региона подчеркнул, что этому вопросу должно быть уделено "особое внимание, ведь Одесская область имеет колоссальный потенциал в туристической сфере".
В свою очередь заместитель начальника Управления культуры и туризма облгосадминистрации Дмитрий Заболотный отметил, что только в этом курортном сезоне Одесский порт посетили шесть иностранных судов. По словам Д.Заболотного, основной проблемой в туристическо-рекреационной отрасли региона на сегодняшний день являются несовершенная инфраструктура, которая "негативным образом влияет на качество отдыха". Это, в первую очередь, касается вопросов жилищно-коммунальной сферы.
Кроме того, значительной проблемой региона является, по мнению главного государственного санитарного врача области
Любови Засыпки, наличие "шумовых зон", в которых сосредоточены заведения массового отдыха (ночные клубы и др.). "Людям, которые проживают около таких развлекательных заведений, ночью мешает шум", - отметила Л.Засыпка, предложив определить те зоны, которые будут местами отдыха, и запретить в них строительство жилья. По мнению главсанврача, это решение "будет в пользу обеих сторон".
И.Плачков в свою очередь отметил, что работы по улучшению качества рекреационных услуг и организации туристических маршрутов будут находиться под "личным контролем главы областной государственной администрации".
5. Организация и обслуживание туристов на водном круизе.
Круиз представляет собой туристическую поездку по реке или морю, как правило с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. По сути дела круиз представляет собой морской тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. В частности: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).