Технология организации тур бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:11, курс лекций

Краткое описание

Эффективное функционирование системы туризма невозможно без хорошо продуманной технологии организации, планирования, регулирования, координации и контроля со стороны управленческих структур, ответственных за формирование и продвижение туристского продукта. А это обусловливает необходимость разработки и реализации туристской политики и технологии организации турбизнеса как совокупности приемов и способов управления и решения задач, связанных с формированием, продвижением реализацией и потреблением туристских услуг.

Оглавление

ТЕМА 1. Организация управления туристской деятельностью
3-32
ТЕМА 2. Технология разработки туристских программ
32-51
ТЕМА 3. Конкурентоспособность туристской фирмы
51-68
ТЕМА 4. Организационно-правовые основы дея-тельности туристского предприятия
68-93
ТЕМА 5. Технология организации формирования, продвижения и реализации туров
94-115

Файлы: 1 файл

ТиОТ 1-5 лекции все.doc

— 782.50 Кб (Скачать)

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

«Витебский государственный университет им.  П.  М.  Машерова»

 

 

 

 

 

 

 

«Технология и организация

турбизнеса»

 

 

Курс лекций (модуль1)

для студентов 4 курса исторического факультета специальности

 

 

1-23 01 12-04    Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Название темы

Страницы

ТемА 1. Организация управления туристской деятельностью

3-32

ТемА 2. Технология разработки туристских программ

32-51

ТемА 3. Конкурентоспособность туристской фирмы

51-68

ТемА 4. Организационно-правовые основы деятельности туристского предприятия

68-93

ТемА 5. Технология организации формирования, продвижения и реализации туров

94-115


 

 

 

Тема 1. Организация и управления

туристской деятельностью

 

1. Туристская политика, ее содержание и направления.

2. Органы управления туризмом.

3. Основы стандартизации и сертификации в туризме.

4. Факторы, влияющие на развитие туризма.

5. Основы бизнес - планирования и специфика его реализации в туристических фирмах.

1. Туристская политика ее содержание и направление

 

Эффективное функционирование системы туризма невозможно без хорошо продуманной технологии организации, планирования, регулирования, координации и контроля со стороны управленческих структур, ответственных за формирование и продвижение туристского продукта. А это обусловливает необходимость разработки и реализации туристской политики и технологии организации турбизнеса как совокупности приемов и способов управления и решения задач, связанных с формированием, продвижением реализацией и потреблением туристских услуг.

Туристская политика — это система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия.

Туристская политика государства носит все характерные черты его общей политики. Однако имеются и определенные специфические факторы, под влиянием которых туристская политика формируется. К ним относятся:

  • природные условия страны (климат, географическое положение, рельеф, флора, фауна), воздействующие на туристскую политику в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования в целях туризма;
  • транспортные условия, определяющие доступность объектов туристского интереса;
  • социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Вместе с тем туристская политика государства не может строиться исходя исключительно из его внутренних условий. Любая страна, выходящая на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также с целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. "Имеется в виду, что в период становления туризма в какой-либо стране и утверждения ее на международном туристском рынке могут ставиться одни цели, а в период достижения высокой степени развития сферы туризма — другие. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка формируются цели направленные на:

  • эффективное использование имеющегося туристского потенциала;
  • улучшение оснащения объектов туристкой индустрии;
  • гармонизацию развития туризма с учетом особенностей природных условий;
  • повышение надежности и рентабельности сети туристских транспортных парков;
  • повышение процента занятых мест;
  • увеличение рентабельности функционирования предприятий туристкой индустрии в «мертвые» сезоны;
  • обеспечение оптимального соотношения между ценами и результатами;
  • привлечение клиентуры путем предоставления разнообразных товаров и услуг;
  • постоянную адаптацию предложения к изменениям вкусов потребителей;
  • поощрение сотрудничества между организациями, занимающимися туризмом;
  • интенсивное и действенное развитие сферы рекламы.

В практической деятельности страна может быть ориентирована как на отдельные цели, так и на их совокупность. Основная задача должна состоять в удовлетворении потребностей туристов при рациональном использовании имеющегося туристского потенциала и обеспечении устойчивого развития туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реализуются на уровне определенных туристских регионов: увеличение туристской привлекательности региона; сохранение окружающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улучшение использования материально-технической базы и туристской инфраструктуры.

На уровне туристского предприятия цели туристской политики ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления туристских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков и т. д.

Реализация целей туристской политики требует координации (вертикально и горизонтальной) деятельности различных институциональных единиц, интегрированных в систему туризма.

Туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства в приложении к туризму, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми системами.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма в целом. К таковым в широком смысле слова относятся:

  • координация;
  • планирование;
  • регулирование;
  • маркетинг национального туристского продукта;
  • стимулирование;
  • социальный туризм;
  • защита интересов.

Координация является одной из наиболее значимых функций, реализуемых государством в туристской политике. В значительной степени этому способствует тот факт, что выполнение государством других функций зависит от того, насколько оно способно скоординировать и сбалансировать интересы всех субъектов системы туризма. Специфика туризма, многообразие его проявлений, высокая степень вовлечения самых разнообразных видов деятельности в его организацию, необходимость сочетания деятельности предпринимательских структур и государства, обеспечение партнерства с частным бизнесом — вот лишь небольшой перечень причин, выводящих функцию координации на первый план.

Феномен туризма состоит в том, что он имеет не только комплексный, но и межведомственный характер. Поэтому особенность координации заключается также и в том, что помимо самой системы туризма государство должно обеспечивать взаимодействие собственно государственных структур (министерств и ведомств) для решения задач развития туризма. Кроме того, в связи со становлением туристских регионов и центров усиливается роль местных органов власти, что ведет к необходимости усиления координации местных и общенациональных интересов.

Отдав туризм полностью на откуп действию рыночных факторов, невозможно обеспечить его устойчивое развитие, не наносящее ущерба природным, культурным и общечеловеческим ценностям национальной экономики, а также выполнение туризмом своей социальной функции по оздоровлению нации. Государство должно предусматривать меры, сдерживающие стихийное развитие туризма.

Планирование, его специфика, как функции туристской политики проявляется в большом многообразии структур, вовлеченных в этот процесс (министерства экономики, финансов, статистики, транспорта, торговли, образования, государственных и местных органов управления туризмом и др. ), а также масштабов воздействия (международного, общенационального, регионального, местного и отраслевого) и форм проявления (маркетинг, менеджмент, инфраструктура, технология и т. д. ). Все это вызывает необходимость четкой постановки целей туристической отрасли, выявления путей их достижения. и обеспечения устойчивого развития турбизнеса на основе планирования, как важнейшего звена государственной туристской политики о чем отмечено и в Гаагской декларации по туризму. «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе», —

Свое конкретное выражение функция планирования находит прежде всего в программах развития туризма (национальных, региональных, местных). Так, Советом министров Республики Беларусь принята Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2011—2015 годы. В ней принято формирование и развитие в республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса рыночного типа, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных граждан в туристских услугах и существенный вклад туризма в развитие национальной экономики за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования историко-культурного и природного наследия.

Регулирование также выступает одним из наиболее важных проявлений туристской политики государства.

Основными целями государственного регулирования туризма являются:

  • обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав совершения путешествий;
  • охрана окружающей среды;

♦ создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

♦ развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и его граждан, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского интереса, рациональное использование туристских ресурсов.

Отношения в системе туризма регулируются нормами как общего, так и специального законодательства. В туризме применяется большое количество правовых и нормативных документов. Так, административным законодательством регламентируется порядок получения въездных виз, валютным — форма расчетов, таможенным — порядок перемещения через границу декларируемых товаров. К законодательным и иным нормативным актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность, относятся прежде всего соответствующие законы (например, в Республике Беларусь — Закон «О туризме»), Важнейшими средствами регулирования туризма являются стандартизация и сертификация.

Маркетинг национального туристского продукта также является одной из важнейших функций государственной политики. Он направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения иностранных туристов.

Имидж страны, по определению ВТО — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. Все перечисленные факторы позволяют при упоминании названия государства выстроить по отношению к нему цепь ассоциаций.

Имидж страны существует на нескольких уровнях — бытовом, социально-экономическом, деловом.

Важнейшую роль в формировании продвижения и позитивном развитии туристского имиджа страны играют следующие маркетинговые коммуникационные мероприятия:

  • подготовка и издание базового пакета информационно-рекламных материалов, в том числе единого календаря туристских событий в стране;
  • участие единым национальным стендом в работе международных туристских выставок;
  • формирование сети национальных рекламно-информационных туристских центров и представительств за рубежом;
  • проведение рекламно-пропагандистских кампаний в зарубежных средствах массовой информации;
  • организация ознакомительных поездок в страну представителей зарубежных средств массовой информации, туристских предприятий и организаций;
  • создание информационных банков данных туристских мест размещения, предприятий туристской индустрии, туров и маршрутов по стране;
  • использование Интернета для распространения информации о туристских возможностях государства;
  • формирование единой туристско-информационной сети на территории страны с учетом ее интеграции с аналогичными международными сетями.

Информация о работе Технология организации тур бизнеса