Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных корпораций, увеличение заключенных франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с использованием гостиничными цепями типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупка необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Степень этой кооперации может быть различна с точки зрения организационной и финансовой интеграции.

Файлы: 1 файл

rehcfr.docx

— 141.30 Кб (Скачать)

- Обеспечение возможности предоставления  ряда дополнительных платных  и бесплатных услуг. 

Перечисленные критерии применяются  практически во всех имеющихся сегодня  в мире системах

классификации гостиниц. Кроме того, ряд требований выдвигается к  персоналу и его подготовке: внешнего вида, возраста, состояния здоровья, образования, квалификации, знания иностранных  языков.

 

Уровень комфорта на сегодня лежит  в основе более тридцати известных  в мире систем классификации гостиниц. Наиболее распространенными среди них являются следующие:

- Европейская, или, как часто  ее называют, система «звезд»,  основанный на Французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц по категориям от 1 до 5 звезд. Такая система применяется во Франции, Австралии, Венгрии, Египте, Украине, России и ряде других стран;

- Система букв (А, В, С, D), используемая  в Греции;

- Система «корон», применяемая  в Великобритании,

- Индийская система. 

 

Последняя система классификации, индийская, наиболее распространена в  развивающихся странах. Эта система  также включает 5 категорий: «1 звезда», «2 звезды», «Из звезды», «4 звезды», «5 звезд», которые предоставляет  специальная комиссия на основе балльной оценки. По этой системе соответствие гостиниц требованиям данной категории  оценивается в баллах, при этом по каждому пункту устанавливается  максимально возможная оценка. Для  получения той или иной категории  необходимо набрать установленную  для данного класса минимальную  сумму баллов, причем их количество по каждому пункту должно составлять не менее 50% максимальной оценки.

В каждом отдельном государстве  к пониманию уровня комфорта как  критерия классификации подходят по-разному. Именно это обстоятельство, а также  ряд факторов, обусловленных культурно-историческими  и национальными традициями государств, препятствуют введению в мире единой классификации гостиниц. В этом направлении  остается сегодня безрезультатной  деятельность Всемирной туристской организации (ВТО), Комитета гостиничной  и ресторанной индустрии ЕС, Международной  гостиничной ассоциации (МГА). ВТО предложена только стандартная классификация средств размещения: отели; молодежные гостиницы; пансионаты; пляжные отели; туристские гостиницы; арендованные комнаты в частных домах; клубы с номерами; туристское село (группа домов); арендованные помещения у частных агентов; гостевые дома; бунгало; предприятия социального туризма; размещения у родственников и знакомых, другие средства размещения.

 

Следует также заметить, что в  разных странах применяются два  различных подхода к оценке соответствия гостиницы определенной категории. При первом подходе разработкой, проведением и контролем занимаются государственные органы, то есть существует официальная государственная классификация  по уровню комфорта гостиничных предприятий  и, возможно, других средств размещения. В частности, примеры такого подхода  наблюдаются во Франции, Украине  и России, При втором подходе разработкой, проведением и контролем занимаются профессиональные объединения и  союзы. Например, в Германии эти процессы осуществляет Объединение гостиничных  и ресторанных хозяйств (EHOGA), в  Швейцарии-Швейцарский союз владельцев гостиниц.

 

По расположению на территории определенной местности гостиницы делятся  на расположенные в городе (в центре, на окраине) и расположенные в  сельской местности (в том числе  и высокогорной).

 

По месту расположения можно  выделить следующие виды гостиниц:

- Гостиницы в центре города;

- Придорожные, как правило, малой  этажности с открытыми автостоянками; 

- Гостиницы в окрестностях города  и в аэропортах;

- Плавучие гостиницы - плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов на берегу моря, реки или озера. При необходимости такая гостиница может быть отбуксирован по воде вместе с туристами к другой стоянки.

 

Вместимость отеля определяется числом постоянных спальных мест. Классификация  гостиниц по вместимости в разных странах различна. Например, в Швейцарии и Австрии отели, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100-200 мест - средними, более 200 мест - большими; в Чехии до 120 мест - малыми, до 500 мест - средними, свыше 500 мест - большими; в США до 100 номеров-малыми, до 500 номеров - средними, свыше 500 большими,

 

Следует отметить, что мировой гостиничный  номерной фонд в основном размещен в малых и средних гостиницах.

Первый уровнем цен. устанавливаемых на основные платные услуги (предоставляемые в номерном фонде), отели делятся на бюджетные; экономические, средние, первоклассные, апарт-отели, люкс-отели.

 

По продолжительности пребывания клиентуры различают гостиницы  для длительного пребывания клиентов и для кратковременного пребывания.

По сезонностью функционирования гостиницы делятся на работающие круглогодично и работающие в сезон (летом, зимой).

По способу предоставления питания  проживающим в отелях клиентам они  делятся на: те, которые обеспечивают полный пансион, те, что предлагают только завтрак; не предлагают питание (как правило, из-за отсутствия собственного гастрономического производства, т.е. ресторана или другого предприятия).

Что касается этажности, то мировая  практика показывает, что гостиницы  строят от одного-двух до 40 этажей и  более. Наиболее распространенная этажность современных отелей следующая: в странах СНГ - 5-16 этажей; в Чехии-8-14 этажей; в Венгрии в небольших городах -4-5 этажей, в более крупных и на курортах -6-11 этажей; в Германии - 8-10 этажей; в Англии-10-15 этажей. Здания гостиниц по этажности делятся на следующие группы: малоэтажные (1-2 этажа); средней этажности (3-5 этажей); повышенной этажности (6-9 этажей); многоэтажные (1 категории-10-16 этажей, 2 категории-17 - 25 этажей, 3 категории-26-40 этажей); высотные здания (более 40 этажей).

Уровень комфорта гостиниц определяется техническим оснащением, составом и  качеством номерного фонда, набором  предоставления услуг.

 

Классификация гостиниц по уровню комфорта существует в большинстве стран. В подходе к этой классификации  за рубежом на данный чает существует 2 основных направления.

 

Один отдает предпочтение так называемым «статическим» признакам, то есть четко  установленном процентном соотношению  номеров с ванной и санузлом, наличия  таких помещений, как, например, крытый бассейн, сауна и т.д., определенном соотношению между вместимостью гостиниц и численности обслуживающего персонала и др. Это направление  ориентируется на сравнительно новую  материальную базу.

 

Другое направление предпочитает «динамичным» факторам, то есть сервиса. Его сторонники считают, что четкие соотношения в средствах размещения без надлежащего уровня обслуживания не обеспечивают правильной картины  фактического качества услуг, предоставляемых  гостиничным комплексом. К этому  направлению относится классификация  гостиничных комплексов в Швейцарии.

 

По уровню ассортимента и стоимости  услуг гостиницы делятся на два  типа: дешевые гостиницы или отели  с ограниченным сервисом, которые  предлагают минимум услуг (наличие  предприятий ресторанного хозяйства  при таких отелях не обязательно); гостинице «люкс» - построены по индивидуальным проектам, отличающихся высококачественной мебелью, хорошо оборудованными помещениями и укомплектовываются, как правило, обслуживающим, персоналом большего количества относительно числа  номеров в них.

Исходя из потребностей клиентуры, гостиницы бывают разного назначения: для деловых людей (общего типа, ведомственные, для совещаний и т.п.); гостиницы  для отдыха (туристские, курортные, для автотуристов, мотели, кемпинги); специальные типы гостиниц (для транзитных пассажиров, для спортсменов т.п.).

 

Наиболее распространены отели  общего типа, рассчитанные в основном на людей, шо приезжают с деловыми целями на относительно короткий срок, а также на граждан, путешествующих с разными целями. Такие отели располагаются в центральной части города, вблизи общественных, административных, торговых центров и предусматривают хорошо транспортное сообщение с разными районами города.

Номерной «ТНД отелей общего типа в основном состоит из одно-, двух-и часто трехместных номеров, в которых, как правило, существует место для работы. Число одноместных номеров в ряде отелей доходит до 40-50% от номерного фонда. В гостиницах предусматривают видаилення связи, в ряде случаев - отделение банка, помещения для проведения переговоров и совещаний. Разновидность отелей общего типа - ведомственные гостиницы, рассчитанные в основном на проживание людей, приезжающих с деловыми целями в определенное ведомство, учреждение или на предприятие. Такие отели располагаются неподалеку этого ведомства и в местах, удобно связанных с ним общественным транспортом. Набор общественных помещений в ведомственной гостинице часто бывает ограниченным и зависит от плетня предприятия, которое он обслуживает, ... и от состава помещений общественного назначения в нем.

 

На Западе распространено строительство  специальных гостиниц для совещаний, что иногда называют «конгресс-отелями» или «конферетщ-отелями», а также гостиниц для деловых людей - «бизнес-отелей». В целом это отели высокого уровня комфорта, имеющих развитый набор помещений общественного назначения: залы для проведения конгрессов, помещения для собраний, конференций, симпозиумов, различные типы ресторанов, отделения связи и банков, телетайп. телекс, бассейны, сауны, кегельбан. В гостиницах для деловых людей предусматривают также помещения для работы и проведения небольших совещаний, торговых операций, для устройства выставок образцов товаров, для организации представительства фирм, в ряде случаев устраивают номера, которые способны трансформироваться, и позволяют принимать в них посетителей, проводить небольшие переговоры.

 

Туристские гостиницы предназначены  для туристов, которые проводят свой отдых активно. В нашей стране эти отели рассчитаны, главным  образом, на организованный групповой туризм-экскурсионный и спортивный.

Туристские гостиницы строят как  в городе, так и вне его, вблизи объектов туристской привлекательности, в местах с хорошими природными факторами, часто вблизи зеленых массивов. Особенностью туристских гостиниц является наличие  помещений туристского обслуживания, а также туристическо-методических кабинетов и инструкторских (для методической работы инструкторов с туристскими группами). Набор этих помещений связан с типом туристского маршрута и способом передвижения им туристов.

В туристско-спортивных гостиницах предусматривают  пункты проката туристского и  спортивного инвентаря и снаряжения (лыж, коньков, саней, охотничьего и  рыболовного снаряжения, лодок, байдарок и т.д.). В зависимости от специфики  туристическо-спортивного отеля набор этих помещений разный. Аналогичные пункты проката могут быть также в мотелях и кемпингах, размещаемых на курортах и в зонах отдыха.

Как правило, в этих отелях хорошо развит набор услуг, более разнообразные  предприятия ресторанного хозяйства, в том числе «развлекательного» (дневные и ночные бары), магазины, киоски и т.д. В гостиницах повышенной комфортности есть также бассейны, сауны, кегельбан, бары, рестораны, культурные центры.

 

Туристские базы подразделяются на: горные и горнолыжные, равнинные  и прибрежные, а также водные (акватели. флотель, марины и т.д.), расположенные непосредственно на акваториях. Туристские базы обычно располагаются в пригородных зонах отдыха. в составе туристско-оздоровительных районов или комплексов. Однако при соответствующем экономическом обосновании туристские базы возможно строить и в мало населенной местности (обеспечив благоприятную транспортную доступность). которая маг уникальные экскурсионные объекты га природно-климатические условия для активного отдыха.

 

На практике широкое распространение  получило размещение туристских баз (туристских гостиниц непосредственно в домах  памятниках архитектуры и исторические достопримечательности. С этой целью проводится реставрация старых зданий, архитектурных ансамблей с частичным перепланировкой согласно нового функционального назначения. В этих случаях туристские базы сочетают функции средств размещения, специфического туристского обслуживания, а также объектов показа, обеспечивающей удовлетворение туристских потребностей экзотического характера. Этот вид деятельности позволяет сохранить ценное историческое и культурное наследие.

 

Курортные гостиницы назначаются  для относительно длительного отдыха на одном месте, в ряде случаев  с возможностью профилактического  лечения или долечивание. Для  этого предусматриваются помещения  лечебно-оздоровительного назначения согласно основному профилю курорта, возможна также организация диетпитания.

 

Курортные отели имеют развитый состав помещений культуры - массового  обслуживания (залы многофункционального назначения, холлы для отдыха, библиотеки, бильярдные, помещения для игр  и т.п.), иногда помещения для отдыха и игр детей, а также помещения  и сооружения спортивного назначения (плавательные и купальные бассейны, спортзалы, спортивные площадки и т.п.). 1 номерной фонд курортных гостиниц состоит в основном из одно - двухместных  номеров. В ряде случаев предусматривается возможность дополнительного размещения в номере третьего спального места (для ребенка).

 

Гостиницы круглогодичной эксплуатации имеют более высокий уровень  комфорта и предоставляют широкий  набор услуг, в том числе развитую сеть предприятий ресторанного хозяйства (рестораны, бары, кафе и т.п.), расширенный  состав помещений для проведения досуга (гостиной, залы игровых автоматов, бальные залы, дискотеки, кегельбаны), в ряде случаев площадки для отдыха и спорта, солярии, аэрарии, пляжи, причалы и т.д. Все это позволяет использовать гостиницы также в период межсезонья. При отелях высокой категории предусматриваются залы для заседаний, в которых в периоды межсезонья проводят конференции и парады, успешно загружая таким образом номерной фонд.

 

Создание крупных гостиничных  комплексов - один из современных направлений  развития гостиничного дела в курортах. В связи с различными требованиями к условиям отдыха в состав курортных  комплексов включают отели различного назначения, уровня комфорта, вместимости, этажности.

 

Кроме того, различные требования к условиям отдыха (комфорта, стоимости  и т.д.) привели к строительству  кемпингов и бунгало на территории многих курортных комплексов.

Информация о работе Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России