Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных корпораций, увеличение заключенных франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с использованием гостиничными цепями типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупка необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Степень этой кооперации может быть различна с точки зрения организационной и финансовой интеграции.

Файлы: 1 файл

rehcfr.docx

— 141.30 Кб (Скачать)

1.1Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России

Отечественные и зарубежные экономисты отмечают растущую роль услуг в национальных хозяйствах и мировой экономике. Воздействие услуг на хозяйственную  жизнь не только усиливается, но и  приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах  производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта.

Крупной отраслью услуг является гостиничное  хозяйство. На сектор гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов  средств размещения) приходится до 65% занятых в туристской сфере  и 68% поступлений от туризма .

С начала 90-х годов гостиничная  индустрия характеризуется интенсификацией  процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных  корпораций, увеличение заключенных  франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с использованием гостиничными цепями типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупка необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Степень этой кооперации может быть различна с точки зрения организационной и финансовой интеграции.

В качестве тенденции мирового гостиничного рынка можно ещё выделить появление  специализированных отелей, отвечающих последним изменениям рыночной конъюнктуры  и прогрессивному экономическому развитию. Сегодня ни одна гостиница не может  рассчитывать на универсальность спроса. Большая сегментация и фрагментарность  рынка гостиничных услуг требует  ориентации на один или несколько  целевых сегментов. Экономическое  развитие повлекло за собой образование  бизнес-отелей, конгресс-отелей, отелей для долговременного проживания (отели квартирного типа или apartment) и ряд других.

Надо отметить и характерное  для гостиничной индустрии усиление роли управления качеством услуг. В  сфере гостиничного бизнеса сложность  формирования систем качества повышается в силу его организации и функционирования. В первую очередь это объективное  противоречие между индивидуализацией  услуг, их дифференциацией и необходимостью их приведения к стандартам. Во-вторых, потребитель гостиничной услуги участвует в контроле и оценке ее качества не разовым образом, а  постоянно, т.е. потребитель услуги участвует в процессе предоставления услуги и может влиять на него. Наиболее широко известными системами управления качеством услуг являются Система  общего управления качеством (TQM), внутрикорпоративные  стандарты качества. Под качеством  здесь понимается оптимизация процесса оказания услуги, а не результат  технического контроля.

 Все перечисленные тенденции  являются наиболее яркими характеристиками  современной мировой гостиничной  индустрии.

Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической  обстановкой в стране. Произошедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на современном состоянии и будущем гостиничного хозяйства России.

Рыночная модель экономики требует  разработки принципиально новых  подходов к формированию организационно-экономического механизма развития гостиничного хозяйства в интересах повышения эффективности его функционирования в международной и национальной экономике страны. Но уже первые шаги в этом направлении показали, что данный процесс весьма сложен и требует серьезной перестройки экономических и социальных отношений не только в гостиницах, но и в целом в сфере туризма.

Основной задачей данной статьи является попытка по собранным и  обработанным статистическим данным проанализировать состояние современного рынка гостиничных  услуг в России.

К гостиничному хозяйству обычно относят  гостиницы, общежития для приезжих, мотели, кемпинги .

Среди основных показателей работы гостиниц можно выделить единовременную их вместимость и количество койко-мест, использованных за год. Единовременная вместимость определяется по числу  установленных постоянных кроватей во всех номерах и общих комнатах, число календарных койко-суток исчисляется умножением числа коек в гостинице на число дней данного периода. Коэффициент использования гостиниц устанавливается на основе фактически предоставленных койко-суток.

В зависимости от месторасположения  статистика гостиничного хозяйства  России выглядит следующим образом: 66% гостиниц находятся в городской  местности, они существенно отличаются по основным параметрам от сельских. Например, гостиницы в городах имеют в среднем 55 номеров на 102 места против 10 номеров на 28 мест в сельской местности. На долю городских гостиничных предприятии приходится 68% всех гостиничных мест, 92% номерного фонда, 99% доходов от эксплуатации гостиниц . Наиболее крупные гостиницы по размерам номерного фонда располагаются в крупных городах. Так, в Москве гостиницы насчитывают в среднем по 203 номера на 359 мест, в Санкт-Петербурге - 203 номера на 375 мест каждая .

 По формам собственности  60% гостиниц, расположенных в городах,  являются предприятиями, принадлежащими  местным органам государственной  власти, и гостиницами, находящимися  в российской собственности в  составе смешанной собственности  (без иностранного участия).

34% всех российских гостиниц  находится в сельской местности,  из них 51% находится в руках  частных владельцев. На них приходится 8% номерного фонда российского  гостиничного хозяйства и менее  1% доходов от эксплуатации гостиниц  и общего дохода. Коэффициент  загрузки в среднем составляет 0,12.

Гостиничные предприятия, расположенные  в крупных городах, традиционно  прибыльны, доходы превышают расходы  по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки.

В табл. 1 отражены собранные основные показатели гостиничных предприятий  РФ в период с 1995 по 2001 г..

 

Из таблицы видно, что количество гостиничных предприятий за отображённые шесть лет продолжает уменьшаться, что влечет за собой и уменьшение номерного фонда. Наблюдавшееся  до последнего времени сокращение спроса на российские гостиницы было обусловлено  постоянно возрастающей стоимостью услуг (проживание, питание), а также  удорожанием транспорта, в результате чего резко сократился поток туристов и экскурсантов. Начиная с 2000 г. коэффициент  использования гостиничного фонда  постепенно увеличивается, причем надо отметить, что он растет только за счет туристов из стран дальнего зарубежья  и стран СНГ, а поток российских граждан в отечественные отели  продолжает снижаться.

Самый высокий коэффициент использования  наличных мест сохраняется за Москвой  и Санкт-Петербургом (коэффициент  загрузки приблизился уже к 70% от общей емкости номерного фонда  этих городов, что сопоставимо с  показателем загрузки в зарубежных гостиницах Западной Европы и Северной Америки) .

Итак, можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются российские гостиницы:

Обособленные гостиницы имеют  низкий коэффициент загрузки, они  предлагают непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок, можно отметить и недостаток квалифицированного персонала.

Падение спроса, высокая стоимость  капитала, страновой риск, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и коррупция при распределении земельных участков являются основными внешними препятствиями для развития гостиниц.

Значительная часть гостиниц находится  в собственности муниципалитетов, которые не могут удовлетворить  потребности гостиниц в инвестиционных ресурсах.

Среди проблем можно назвать  и отсутствие системы управления качеством услуг, недостаточно развитый механизм инвестирования в гостиничное  хозяйство и ограниченное присутствие  на российском рынке мировых сетей  и т.д.

 В качестве приоритетных  направлений развития гостиничного  рынка России можно предложить  следующие:

  • создание единых требований к качеству гостиничных услуг, приведённых к мировым стандартам;
  • создание национальных гостиничных цепей;
  • строительство и реконструкцию гостиниц класса 3 звезды;
  • приватизацию гостиниц;
  • увеличение присутствия на рынке мировых гостиничных цепей;
  • разработке комплексной маркетинговой стратегии продвижения гостиниц на мировом рынке;
  • развитие институтов профессионального образования в гостиничной сфере.

Для реализации названных целей  необходим глубокий анализ текущего состояния российской гостиничной  индустрии, прогноз будущих состояний  и разработка моделей развития.

1.2Типы современных гостиниц

Важное значение в развитии современного гостиничного бизнеса имеют гостиничные комплексы. Гостиничные комплексы способствуют распространению и значительному повышению уровня организации обслуживания туристов, созданию определенного образа гостиничного обслуживания.

С 1950-х pp. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела.

 

Первая модель - модель Ритца, связанная  с именем швейцарского предпринимателя  Цезаря Рита. Основная ставка в этих отелях делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В  настоящее время эта модель переживает кризис.

 

Вторая модель связана с именем американского предпринимателя  Кемонса В Илсона (гостиничная сеть «Холидей иннз»).

Модель отличается большей гибкостью  в удовлетворении потребностей клиента  в сочетании с соблюдением  достаточно высоких стандартов обслуживания.

Основные требования в гостиничных  комплексах, организованных по этой модели, сводятся к следующему:

- Единство стиля (архитектура,  интерьер);

- Единство обозначений и внешней  информации;

- Просторный и функциональный  холл;

- Скорость регистрации клиентов;

- Номера, предусмотренные для постоянных  клиентов;

- Завтрак «шведский стол»; 

- Наличие конференц-зала;

- Гибкая система тарифов; 

- Единое управление, маркетинг  и служба коммуникации.

 

Под контролем гостиничных комплексов, построенных по второй модели, находится  более 50% всех гостиниц в мире.

 

Третья модель - независимые гостиничные  комплексы (например, «Best Western»). В этом случае под единой торговой маркой объединяются отели, придерживаются определенных стандартов и предоставляют определенный набор услуг независимо от страны расположения. Гостиницы члены гостиничного комплекса - платят взносы в единый фонд, затрачиваемого на общую рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение услуг. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. Возможно и сочетание второй модели

с третьей.

Пример - сеть гостиниц «Аккор». Это самый большая гостиничная сеть в Европе. Он предлагает отели различных классов и выступает на рынке под разными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Новотель» - это отели высшего класса. Марки «Алтея / Меркур» - среднего класса. При вхождении в комплекс гостиница совсем необязательно должно стать его собственностью. В этом случае, согласно договору, заключенному между крупными гостиничными комплексами (франшизодателями) и независимыми отелями, вступающих в комплекс, последнее предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак комплекса, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Франшизных предприятий платит за это оговоренную в договоре компенсацию.

Современное развитие гостиничного дела в мировой практике предлагает клиенту  широкий гостиничный сервис в  зависимости от цен, складывающихся на рынках этих услуг. Ежегодно средства массовой информации сообщают многочисленную клиентуру о новых формах деятельности в данном виде сервиса.

Большое разнообразие предприятий  гостиничного сервиса, а также периодическое  появление новых их видов делает любую систематизацию типов и  характеристик предприятий размещения достаточно условной. Современные отели отличаются по назначению, вместимостью, поверхностностью, типам конструкций, уровню комфорта, режимами эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т.п.), функциональным назначением, обеспеченностью питанием, продолжительности проживания в них, уровнями цен. Все эти факторы учитываются при проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания и т.п. Основные признаки, характеризующие отели, это: емкость, этажность, назначение и уровень комфорта.

 

Классификация гостиничных предприятий  по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством  гостиничных услуг.

 

Уровень комфорта - это комплексный  критерий, составляющими которого являются:

- Состояние номерного фонда:  площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных) номеров, доля оагатокимнатних номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;

- Состояние мебели, инвентаря, предметов  санитарно-гигиенического назначения  и т.п.;

- Наличие и состояние заведений  ресторанного хозяйства: ресторанов, кафе, баров; 

- Состояние сооружения гостиницы,  подъездных путей, обустройство  прилегающей к гостинице территории;

- Информационное обеспечение и  техническое оснащение, в том  числе наличие телефонной, спутниковой  связи, телевизоров, холодильников,  мини-баров, мини-сейфов и т.д.;

Информация о работе Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России