Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:23, реферат
С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. Наблюдается быстрый рост гостиничных корпораций, увеличение заключенных франчайзинговых соглашений, объединение обособленных гостиниц в консорциумы. Прежде всего это связано с использованием гостиничными цепями типовых форм организации труда и экономией средств за счет масштаба деятельности в таких областях, как продвижение торговой марки, закупка необходимых ресурсов и профессиональное развитие персонала. Степень этой кооперации может быть различна с точки зрения организационной и финансовой интеграции.
1.1Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России
Отечественные и зарубежные экономисты отмечают растущую роль услуг в национальных хозяйствах и мировой экономике. Воздействие услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта.
Крупной отраслью услуг является гостиничное хозяйство. На сектор гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов средств размещения) приходится до 65% занятых в туристской сфере и 68% поступлений от туризма .
С начала 90-х годов гостиничная
индустрия характеризуется
В качестве тенденции мирового гостиничного
рынка можно ещё выделить появление
специализированных отелей, отвечающих
последним изменениям рыночной конъюнктуры
и прогрессивному экономическому развитию.
Сегодня ни одна гостиница не может
рассчитывать на универсальность спроса.
Большая сегментация и
Надо отметить и характерное
для гостиничной индустрии
Все перечисленные тенденции
являются наиболее яркими
Развитие рекреационной сети всегда
было тесно связано с политико-
Рыночная модель экономики требует разработки принципиально новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития гостиничного хозяйства в интересах повышения эффективности его функционирования в международной и национальной экономике страны. Но уже первые шаги в этом направлении показали, что данный процесс весьма сложен и требует серьезной перестройки экономических и социальных отношений не только в гостиницах, но и в целом в сфере туризма.
Основной задачей данной статьи является попытка по собранным и обработанным статистическим данным проанализировать состояние современного рынка гостиничных услуг в России.
К гостиничному хозяйству обычно относят гостиницы, общежития для приезжих, мотели, кемпинги .
Среди основных показателей работы гостиниц можно выделить единовременную их вместимость и количество койко-мест, использованных за год. Единовременная вместимость определяется по числу установленных постоянных кроватей во всех номерах и общих комнатах, число календарных койко-суток исчисляется умножением числа коек в гостинице на число дней данного периода. Коэффициент использования гостиниц устанавливается на основе фактически предоставленных койко-суток.
В зависимости от месторасположения статистика гостиничного хозяйства России выглядит следующим образом: 66% гостиниц находятся в городской местности, они существенно отличаются по основным параметрам от сельских. Например, гостиницы в городах имеют в среднем 55 номеров на 102 места против 10 номеров на 28 мест в сельской местности. На долю городских гостиничных предприятии приходится 68% всех гостиничных мест, 92% номерного фонда, 99% доходов от эксплуатации гостиниц . Наиболее крупные гостиницы по размерам номерного фонда располагаются в крупных городах. Так, в Москве гостиницы насчитывают в среднем по 203 номера на 359 мест, в Санкт-Петербурге - 203 номера на 375 мест каждая .
По формам собственности
60% гостиниц, расположенных в городах,
являются предприятиями,
34% всех российских гостиниц
находится в сельской
Гостиничные предприятия, расположенные в крупных городах, традиционно прибыльны, доходы превышают расходы по эксплуатации. Сельские гостиницы, наоборот, почти во всех регионах терпят убытки.
В табл. 1 отражены собранные основные показатели гостиничных предприятий РФ в период с 1995 по 2001 г..
Из таблицы видно, что количество гостиничных предприятий за отображённые шесть лет продолжает уменьшаться, что влечет за собой и уменьшение номерного фонда. Наблюдавшееся до последнего времени сокращение спроса на российские гостиницы было обусловлено постоянно возрастающей стоимостью услуг (проживание, питание), а также удорожанием транспорта, в результате чего резко сократился поток туристов и экскурсантов. Начиная с 2000 г. коэффициент использования гостиничного фонда постепенно увеличивается, причем надо отметить, что он растет только за счет туристов из стран дальнего зарубежья и стран СНГ, а поток российских граждан в отечественные отели продолжает снижаться.
Самый высокий коэффициент
Итак, можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются российские гостиницы:
Обособленные гостиницы имеют низкий коэффициент загрузки, они предлагают непривлекательные номера, масштаб их деятельности крайне низок, можно отметить и недостаток квалифицированного персонала.
Падение спроса, высокая стоимость капитала, страновой риск, неразвитость туристических объектов, дороговизна строительных работ, бюрократия и коррупция при распределении земельных участков являются основными внешними препятствиями для развития гостиниц.
Значительная часть гостиниц находится
в собственности
Среди проблем можно назвать и отсутствие системы управления качеством услуг, недостаточно развитый механизм инвестирования в гостиничное хозяйство и ограниченное присутствие на российском рынке мировых сетей и т.д.
В качестве приоритетных
направлений развития
Для реализации названных целей необходим глубокий анализ текущего состояния российской гостиничной индустрии, прогноз будущих состояний и разработка моделей развития.
1.2Типы современных гостиниц
Важное значение в развитии современного гостиничного бизнеса имеют гостиничные комплексы. Гостиничные комплексы способствуют распространению и значительному повышению уровня организации обслуживания туристов, созданию определенного образа гостиничного обслуживания.
С 1950-х pp. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела.
Первая модель - модель Ритца, связанная с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Рита. Основная ставка в этих отелях делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис.
Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кемонса В Илсона (гостиничная сеть «Холидей иннз»).
Модель отличается большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с соблюдением достаточно высоких стандартов обслуживания.
Основные требования в гостиничных комплексах, организованных по этой модели, сводятся к следующему:
- Единство стиля (архитектура, интерьер);
- Единство обозначений и
- Просторный и функциональный холл;
- Скорость регистрации клиентов;
- Номера, предусмотренные для
- Завтрак «шведский стол»;
- Наличие конференц-зала;
- Гибкая система тарифов;
- Единое управление, маркетинг и служба коммуникации.
Под контролем гостиничных
Третья модель - независимые гостиничные комплексы (например, «Best Western»). В этом случае под единой торговой маркой объединяются отели, придерживаются определенных стандартов и предоставляют определенный набор услуг независимо от страны расположения. Гостиницы члены гостиничного комплекса - платят взносы в единый фонд, затрачиваемого на общую рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение услуг. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. Возможно и сочетание второй модели
с третьей.
Пример - сеть гостиниц «Аккор». Это самый большая гостиничная сеть в Европе. Он предлагает отели различных классов и выступает на рынке под разными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Новотель» - это отели высшего класса. Марки «Алтея / Меркур» - среднего класса. При вхождении в комплекс гостиница совсем необязательно должно стать его собственностью. В этом случае, согласно договору, заключенному между крупными гостиничными комплексами (франшизодателями) и независимыми отелями, вступающих в комплекс, последнее предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак комплекса, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Франшизных предприятий платит за это оговоренную в договоре компенсацию.
Современное развитие гостиничного дела в мировой практике предлагает клиенту широкий гостиничный сервис в зависимости от цен, складывающихся на рынках этих услуг. Ежегодно средства массовой информации сообщают многочисленную клиентуру о новых формах деятельности в данном виде сервиса.
Большое разнообразие предприятий
гостиничного сервиса, а также периодическое
появление новых их видов делает
любую систематизацию типов и
характеристик предприятий
Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг.
Уровень комфорта - это комплексный критерий, составляющими которого являются:
- Состояние номерного фонда: площадь номеров (м2), доля одноместных (однокомнатных) номеров, доля оагатокимнатних номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т.д.;
- Состояние мебели, инвентаря, предметов
санитарно-гигиенического
- Наличие и состояние заведений
ресторанного хозяйства:
- Состояние сооружения
- Информационное обеспечение и
техническое оснащение, в том
числе наличие телефонной, спутниковой
связи, телевизоров,
Информация о работе Характеристика современного состояния рынка гостиничных услуг России