Франчайзинг в ресторанном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Для российской экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребителей общества в различных услугах.
В сфере питания франчайзинг появился несколько позже. С 50-ых годов нашего столетия во многих странах особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга в сфере общественного питания…………………………………………………………………………..4
1.1. Сущность и структура франчайзинга………………………………........4
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинга……………………………..10
1.3. Франчайзинг в России в сфере общественного питания……………….13
1.4. Маркетинг франчайзинга………………………………………………….20
Глава 2. «Макдоналдс», как пример франшизы……………………………...22
2.1. История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России..22
2.2. Стратегия бизнеса компании Макдоналдс……………………………….23
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Франчайзинг в ресторанном бизнесе.docx

— 58.62 Кб (Скачать)

Для начала нужно иметь внушительный начальный капитал для покупки франшизы ресторана и покрытия текущих расходов, но для успешности бизнеса требуется детальный анализ и учет целого ряда принципиальных нюансов. Франшиза ресторана или кафе даже известного на Западе бренда может не «прижиться» на российской почве, так как наши потребители ориентируются исключительно на марки с мировым именем. Довольно рискованной является покупка франшизы ресторана экзотической кухни (мексиканской, португальской), количество поклонников которой в России немного. Нередко требуется внесение корректив даже в меню итальянских ресторанов, если некоторые блюда изначально не будут пользоваться спросом у российских завсегдатаев этих заведений. Осложняет ситуацию и наличие в меню множества эксклюзивных блюд, для приготовления которых требуются только фирменные полуфабрикаты и специи. Схемы работы западных ресторанов и российских, как и способы зонирования пространства, также отличаются: наши рестораны могут работать «до последнего клиента», а в организации пространства у нас превалирует разделение на зоны, а не выстраивание столов в ряд. Так или иначе, франшиза общепита требует адаптации к конкретным условиям, но все эти сложности оправданы, если это франшиза ресторана или кафе известного в мировом масштабе бренда.

Многие из вышеописанных проблем не актуальны для российских ресторанных сетей, работающих по системе франчайзинга с местными или региональными компаниями. В этом случае не требуется серьезная адаптация, поэтому процесс запуска ресторана проходит гораздо быстрее. Легкость адаптации затрагивает все аспекты: подбор меню, зонирование пространства, обучение персонала, так как можно использовать уже проверенные схемы, не подстраивая их под особенности менталитета. Что касается договоров, то поначалу российскими франчайзерами также практиковались довольно жесткие механизмы сотрудничества, но с течением времени условия стали мягче, и франчайзи перестали восприниматься как конкуренты. Российский франчайзинг общепита начал развиваться с сетей быстрого питания – первые франшизы стали продавать «Русское бистро» и холдинг «Росинтер» (IL Патио, Планета Суши и др.). На данный момент в России действуют ресторанные сети, успешно работающие по системе франчайзинга, и по узнаваемости бренда многие из них могут составить достойную конкуренцию западным компаниям. Характерным для российских франчайзеров является расширение своего присутствия в регионах, где появление ресторана или кафе известной марки имеет больше перспектив для быстрого развития, чем в Москве и Санкт-Петербурге, которые перенасыщены брендовыми заведениями общепита.

1.4. Маркетинг франчайзинга.

Большинство франчайзеров имеют комплексные планы маркетинга для всей франшизы. Национальный план обычно включает в себя рекламные кампании, рекламные ролики на телевидении и радио, интернет-реклама, связи с общественностью. Поэтому узнаваемость торговой марки широко распространена. То,что франчайзерам не удается сделать на национальном уровне, делается на местном. Обычно, предоставляется возможность франчайзи следовать их маркетинговому плану на своём уровне.

Методы франчайзинг маркетинга. Существуют различные варианты, в которых франчайзи могут адаптировать маркетинговые усилия в своих регионах. Прежде всего, важно, чтобы франчайзи знали типы клиентов и их конкретные потребности в конкретных местах. Демография и культура, всегда должны быть приняты во внимание.

Затем франчайзи должны сосредоточиться на продвижении их продукции и услуг посредством рекламных кампаний, связями с общественностью и интернет. Франчайзи могут быть также связаны с основным сайтом франчайзера, в зависимости от того, как организация структурирована.

Кроме того, маркетинговая активность имеет решающее значение для поддержания устойчивого, последовательного, роста клиентской базы. Программы лояльности, как правило, работают хорошо. Специальные акции и купоны, также популярные методы поддержания постоянных клиентов.

Кроме того, франчайзи должны быть активными в деятельности местных сообществ и участия в благотворительных организациях, если это возможно. Они, возможно, пожелают, в рамках этих усилий, рассмотреть возможность финансирования таких мероприятий, как местные спортивные соревнования.

Маркетинговые материалы, такие как брошюры и листовки могут быть также полезны в информировании о конкретной франшизе в этом районе. Они также могут предоставить информацию о специальных акциях, что позволит привлечь новых клиентов.

Наконец, рекомендации всегда были, важной частью маркетинговой деятельности. Рекомендации могут давать другие владельцы бизнеса или уже существующие клиенты. Программы стимулирования существующих клиентов, которые приводят новых клиентов является, пожалуй, самым популярным способом получения рефералов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. «Макдоналдс», как пример франшизы.

2.1 История возникновения  «Макдоналдс» и выход её на  рынок России.

 В конце сороковых годов Дик и Мак Макдоналд искали пути усовершенствования своего небольшого ресторана для автомобилистов в Сан Бернардино, в Калифорнии. Вместо того чтобы попытаться просто немного изменить свой бизнес, который и так позволял  им зарабатывать приличные суммы – 200 000 долларов в год, они изобрели абсолютно новую концепцию, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме.

Они перешли на самообслуживание на прилавке, переделали кухню, где все оборудование было выполнено из нержавеющей стали и рассчитано  на массовое производство и скорость как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры.

Когда новый ресторан братьев Макдоналд вновь открылся, потребовалось некоторое время на «раскрутку» бизнеса. Но вскоре стало очевидно, что они ухватили дух послевоенной Америки.

Молва об их успехе быстро распространилась, а здание, облицованное  красно-белой плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало моделью для первой «волны» ресторанов Макдоналдс, появившихся в стране, и бессменным символом индустрии.

Однако братья Макдоналд не хотели лично контролировать расширение бизнеса по их концепции во всей стране, поэтому Рэй Крок стал их исключительным агентом по франчайзингу. В 1955 году он основал новую франчайзинговую  компанию под названием «Макдоналдс Систем, Инк». А 15 апреля 1955 года в городе Дес-Пленз, штат Иллинойс,  Рэй Крок открывает свою первую «золотую арку». С нее и начинается история Крока. Рэй Крок сохранил принципы братьев Макдоналд: ограниченное меню, качественная еда, система производства типа сборочной линии и быстрое и дружелюбное обслуживание, добавив к этому свои собственные высокие стандарты чистоты. Качество, культура обслуживания, чистота и доступность – ККЧ и Д –  и по сей день остаются основными принципами работы Макдоналдс.

Пока специалисты удивлялись быстрому развитию в США сети по продаже гамбургеров, компания Макдоналдс готовила  очередной сюрприз в виде расширения системы за пределами Соединенных Штатов Америки.

Первый ресторан за пределами США открылся  в Канаде, а далее последовали Германия, Австралия, Япония, Франция и Англия и т.д.  Открытия некоторых ресторанов Макдоналдс  оказались настолько знаменательными событиями, что   попали в заголовки газет всего мира. Например, утром 31 января 1990 года более 30 000 человек выстроились в очередь в первый ресторан Макдоналдс в Москве. До этого дня ни один ресторан не обслуживал столько посетителей за один день.

2.2. Стратегия бизнеса  компании Макдоналдс.

В 1999 году компания Макдоналдс лидировала на мировом рынке общественного питания за счет сильного брэнда и общего объема продаж в 35 млрд. долл. Из более чем 25 тыс. ресторанов Макдоналдс около 80% находились во франчайзинге у примерно 5000 владельцев во всем мире. За последние 10 лет объемы продаж компании увеличивались ежегодно в среднем на 8%, а коэффициент окупаемости ее акций составил 20%.

Макдоналдс разработала единые стандарты приготовления блюд, технологии оборудования, маркетинговых стратегий бизнеса, программ подготовки персонала, организации обслуживания, методики выбора месторасположения заведений и системы поставок. Эти стандарты действуют во всех ресторанах компании в любой стране мира. В будущем корпорация видит себя лучшей в мире сетью ресторанов быстрого обслуживания и намерена превзойти конкурентов по качеству, уровню обслуживания, санитарному состоянию и потребительской ценности. Стратегическими приоритетами компании названы обеспечение стабильного роста, безукоризненное обслуживание клиентов, сохранение статуса эффективного и качественного производителя, повышение квалификации сотрудников на всех уровнях, организация обмена опытом между подразделениями в разных странах, постоянное совершенствование концепции быстрого питания, поощрение разработки новых блюд, инновации в оборудовании, маркетинге, организации обслуживания и технологиях.

Стратегия франчайзинга. Выдавать лицензию на франчайзинг только инициативным, опытным предпринимателям с хорошей репутацией; специально готовить их к активному продвижению торговой марки Макдоналдс на местах. Договоры о франчайзинге не заключаются с корпорациями, партнерами и пассивными инвесторами.

Макдональдс, как франчайзинговая компания развивается с 1955 года и полагается на её франчайзи, которые играют важную роль в успехе системы. Макдональдс по-прежнему привержен франчайзингу, как преобладающему способу ведения бизнеса. Сегодня, франшизы Макдоналдс являются ведущей мировой розничной сетью общественного питания с более чем 30 000 ресторанами, расположенными в более чем 100 странах мира.

Финансовые требования и начальные затраты к открытию Макдональдс:

Начальный взнос необходим, когда покупается новый ресторан (40% от общей стоимости), либо существующий ресторан (25% от общей стоимости). Авансовый платеж должен быть не из заимствованных средств. Это должны быть личные ресурсы, которые включают в себя наличные деньги, ценные бумаги, облигации и долговые обязательства. Так как общая стоимость варьируется от ресторана к ресторану, минимальная сумма первоначального взноса будет меняться. Как правило, нужно будет не менее $ 300 000 не связанных с заимствованием, которые и будут рассматриваться в качестве аванса, чтобы открыть франшизу Макдональдс. Лица с хорошими финансовыми возможностями могут быть лучше подготовлены к покупке дополнительных предприятий, то есть сети ресторанов, что Макдональдс поощряет.

Другие требования к открытию Макдональдс:

- Хороший опыт ведения  бизнеса - физические лица, которые  продемонстрировали успешное владение  или управление несколькими предприятиями;

- Быстрый рост - физические  лица, которые обладают способностью  быстро развиваться с Макдоналдс;

- Бизнес-план - способность  разрабатывать и выполнять бизнес-планы;

- Хорошее управление финансами - Возможность управлять финансами, включая глубокое понимание финансовой  отчетности;

- Хорошие управленческие  навыки - обязательно, опыт личного  управления операционной деятельностью  ресторанного бизнеса;

- Обучение - готовность пройти  программы обучения и овладеть  всеми аспектами операционной  деятельности ресторанного бизнеса  Макдональдс;

- Хорошее знание клиента - возможность эффективно управлять  организацией, мотивировать сотрудников  ресторана, оказывать исключительное качество обслуживания клиентов.

В течение срока действия франшизы, необходимо платить Макдональдс следующие сборы:

- Стоимость услуги - ежемесячная  плата основана на эффективности  продаж ресторана (в настоящее  время плата за услуги в 4,0% от ежемесячного объема продаж).

- Рента - ежемесячная арендная  плата или процент арендной  платы, которую представляет собой  процент от ежемесячных продаж. Макдоналдс, как правило, владеет  имуществом, а также выступает  в качестве арендодателя.

Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно корпорации McDonald’s все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьюторов (франчайзи). Условия использования очень жёсткие — договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков.

Однако, на сегодняшний день компания Макдоналдс не осуществляет продажу франшиз на территории РФ. Любые предложения, связанные с продажей франшиз компании, осуществляются без одобрения компании Макдоналдс. Компания Макдоналдс не несет ответственность за действия третьих лиц по рекламе и продаже прав на франшизу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России франчайзинг развивается преимущественно в крупных городах. Нередко франчайзи после года работы под известной маркой расторгает контракт, продолжая фактически работать по той же технологии. Естественно, что наносит ущерб владельцу марки. Необходим закон, который защищал бы франчайзера от недобросовестных франчайзи, или, как минимум, принятие кодекса поведения сторон во франчайзинге, который содержал бы этические нормы, принятые всем бизнес-сообществом..

У российских франчайзи еще не сложилась культура франчайзинга, очень часто франчайзи желают уйти от стандартов и проявить творчество, кроме того, частенько желают заработать в краткосрочной перспективе, нанося вред франчайзеру, не говоря уже о том, что франчайзи - это потенциальные конкуренты франчайзера

Но франчайзинг в России - это не просто, и его «на коленке» не сделаешь и теперь коммерсанты осознают, что франчайзинг - это «огонь», который нельзя брать голыми руками, но при профессиональном подходе опытных специалистов, возможно, эту стихию покорить и, изначально все делая правильно, достичь обещанных высот.

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения: 1. Экономические проблемы. 2. Социально-психологические проблемы. 3. Организационно-правовые проблемы. Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

Информация о работе Франчайзинг в ресторанном бизнесе