Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа
Целью исследования является разработка проекта профессионально-обучающего тура по подготовке волонтёров.
В современном мире волонтерство приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высоко развитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности. Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Сущность, виды и классификация образовательного туризма 6
1.2. Основы формирования обучающих туров 14
1.3. Мировые тенденции развития образовательного туризма 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА РЫНКЕ УСЛУГ г. СОЧИ (на примере подготовки волонтёров) 24
2.1. Анализ современного состояния волонтёрского движения в городе Сочи. 24
2.2. СГУТ и КД и его роль в подготовке волонтёров для Олимпийских и Паралимпийских игр 29
2.3. Перспективы развития туров профессионального обучения в г. Сочи с целью популизации волонтёрского движения 44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕГО ТУРА НА БАЗЕ ЗАО СОК «СПУТНИК» 58
3.1. Характеристика ЗАО СОК «Спутник» 58
3.2. Программа обучающего тура «Волонтёр-2014» 74
3.3. Экономическое обоснование и продвижение нового туристского продукта 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ
Требования к волонтеру - формирование профессиональных требований должно основываться на изучении специфических особенностей содержания работы по соответствующей должности; определении ее сложности, требуемого уровня специальной подготовки волонтера, необходимого производственного опыта.
Помимо названных профессиональных требований надо установить также требования к личным качествам.
Личные качества характеризуют: способности; черты характера; социально обусловленные свойства (моральные качества, отношение к труду, подчиненным и коллегам); квалификационную подготовленность; индивидуальные особенности психофизиологических процессов.
При разработке требований целесообразно использовать разного рода
нормативные документы, рекомендации социологов, психологов, физиологов, проведение специальных исследований.
Цель отбора: комплектование отрядов волонтеров, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств, учитывая также состояние здоровья будущего волонтера, уровень образования, стаж волонтерской деятельности и др.
Планирование процесса отбора. Процесс отбора следует тщательно планировать. Специалисты, принимающие участие в отборе, должны так спланировать свою работу, чтобы выделить достаточно времени на каждого кандидата. Времени должно быть достаточно для того, чтобы внимательно ознакомиться со всей предоставленной информацией о кандидате.
При планировании процесса
Количественная потребность - это потребность в определенном числе волонтеров.
Для определения количественной потребности используют следующие подходы: учет времени, необходимого для выполнения работ; расчет численности волонтеров на основе данных о трудоемкости рабочего процесса; расчет по нормам обслуживания; расчет по рабочим местам и нормативам численности; статистические методы; простая экспертная оценка и расширенная экспертная оценка.
Качественная потребность - это потребность в волонтерах определенных знаний и опыта, необходимого уровня выполнения поставленной задачи.
Для определения качественной потребности в волонтерах используют
различные подходы. Среди них можно выделить следующие: профессионально квалификационное деление работ; анализ положений основных блоках волонтерской деятельности, должностные инструкции и описание рабочих мест; расписание; анализ документации, определяющей профессионально - квалификационный состав исполнителей для выполнения конкретных видов работ.
При
определении потребности в
В результате исследования потребности в волонтёрах были определены следующие профили и планируемый объем подготовки волонтеров по данным профилям (см. рисунок 2.1):
Рисунок 2.1 Планируемый объём подготовки волонтёров по данным профилям, чел.
Существуют следующие виды принципов отбора:
Критерии отбора. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования:
Рисунок 2.2 Мероприятия отбора волонтёров
IT-поддержка деятельности волонтёрского центра. У СГУТиКД существует собственный сайт www.sutr.ru, на его базе планируется создание раздела для Центра Волонтеров, основной целью которого будет являться он-лайн поддержка деятельности центра. В данном секторе будет размещены блоки: общая информация о волонтерах (кто такой волонтер, из истории волонтерского движения, направления волонтерской деятельности и др.), как вступить, с размещенной на сайте анкетой для российских и иностранных граждан, фотоотчеты об участии волонтеров Центра в значимых мероприятиях, интервью волонтеров, расписание занятий, форум и мн.др. Планируется развитие социальной сети Центра по привлечению максимального количества волонтеров, для общения волонтеров друг с другом и продвижения ценностей и принципов волонтерского движения.
Модель современного волонтерского движения формировалась в период с Олимпийских игр в Лейк Плесид 1980 г. до Сеульских 1988 г. На Играх в Лейк Плесиде работа волонтеров впервые была официально заявлена в программе Организационного Комитета. А к играм в Лос-Анжелесе волонтеры стали играть основную роль в подготовке и проведении Олимпиады. На Олимпиадах в Сараево, Калгари и Сеуле работа волонтеров использовалась практически на всех службах игр.
Так, на Олимпийских играх в Сеуле, продолжались 17 дней, было задействовано более 27 тыс волонтеров8. Из общего количества персонала для обслуживания участников и гостей Олимпиады (1 тыс 63 человека) доля волонтеров составила 67% или большую часть всего персонала9. Это показывает, насколько важным является участие граждан в подобном международном событии.
Определение Олимпийского волонтера было впервые дано, а затем и занесено в Олимпийский глоссарий на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году. «Волонтер – это человек, который в целях организации проведения Олимпийских игр совершенно добровольно выполняет порученные ему/ей задания, не ожидая за это вознаграждения в какой-либо форме».
На современном этапе, то есть с Олимпийских игр в Альбертвилле 1992 г./Барселоне 1992 г. до Афинских 2004 г. Олимпийские Игры стали мега-событиями, что, несомненно, повысило значимость волонтерского движения.
Экономическую выгоду от привлечения волонтеров трудно переоценить. Так, по результатам Олимпийских Игр в Сиднее, привлечение волонтеров потребовало только 4,5 % бюджета Олимпиады, но каждый вложенный доллар в волонтерскую программу принес 21 долл. стоимости услуг на безвозмездной основе10.
В работе Организационного Комитета Игр современная модель волонтерского олимпийского движения является важной составляющей планирования человеческих ресурсов необходимых для обслуживания Олимпийских Игр.
Сфера деятельности волонтеров (практически все службы):
Статистика олимпийского волонтерского движения следующая. На рисунках 2.3 и 2.4 приводятся данные о количестве волонтеров, участвующих организации и проведении Олимпийских летних и зимних игр за период с 1984 по 2006 годы11.
Рис. 2.3. Статистика волонтерского движения летних Олимпийских игр.
Рис. 2.4. Статистика волонтерского движения зимних Олимпийских игр.
На играх в Сараево (1984 г.) впервые стали проводить отборочное тестирование волонтеров. После этих игр волонтерское движение было поделено на 2 направления: непосредственное обслуживание Олимпийских игр (работа в различных службах) и участие в культурных программах (церемониях открытия и закрытия Олимпиады).
На Олимпийские игры с Солт Лейк Сити в 2002 г. впервые стали привлекать волонтеров из других стран.
Организаторы Олимпиады в Пекине 2008 г. привлекли не менее 100 тыс. волонтеров.
Однако волонтеров необходимо готовить! Как правило подготовкой волонтеров занимаются профильные учебные заведения.
Первые тренинг волонтеров происходил в Хельсинки в 1952 году. Однако он носил больше инструктивный характер, чем образовательный. На Олимпийских играх в Риме (1960 г.) молодые волонтеры проходили курс практической подготовки. В Сапоро (1972 г.) прошел первый курс по подготовке волонтеров-переводчиков.
Начиная с Олимпийских игр в Лейк Плесиде (1978 г.) подготовительные курсы стали обязательными для всех волонтеров и проводились спортивными комитетами.
Как правило, тренинговая программа включает в себя следующие основные курсы: введение в Олимпийское движение, культурология и практический курс по будущей сфере деятельности. Начиная с Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (1984 г.), широко используются современные методы обучения (видео, компьютерные программы и т.д.). Для подготовки волонтеров используются преподаватели ВУЗов и колледжей, которые выбраны партнерами Олимпиады. Так, например, в Пекине (2008 г.) подготовкой волонтеров занимается Пекинский Университет и Пекинский Институт Иностранных Языков.
Волонтерство в России, для которой этот институт в принципе - явление также не новое, законодательно начало оформляться лишь с середины 1990-х гг., однако процесс правового и экономического регулирования этого вида деятельности еще не завершен.
В России в отличие от США уровень развития данного вида деятельности остается крайне низким. Труд волонтеров для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций практически не применяется, хотя с середины 1990-х гг. отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п., начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий.
В качестве примера можно привести опыт работы Ледового дворца в Санкт-Петербурге, привлекшего в 2000 г. (во время прохождения чемпионата мира по хоккею) более 50 добровольцев для подготовки зала дворца к спортивным играм, организационной поддержки хоккейных команд, работы со зрителями на соревнованиях и т.д. При отборе к конкурсантам предъявлялись достаточно жесткие требования: владение иностранными языками (помимо английского, желателен был один из скандинавских), знание специфики хоккейных игр, хорошая физическая форма и др. С победителями конкурса заключались договоры, по условиям которых их труд не оплачивался, но им предоставлялось право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивная форма.