Анализ перспектив развития профессионально-образовательного туризма на рынке услуг г. Сочи (на примере подготовки волонтёров)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка проекта профессионально-обучающего тура по подготовке волонтёров.
В современном мире волонтерство приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высоко развитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности. Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Сущность, виды и классификация образовательного туризма 6
1.2. Основы формирования обучающих туров 14
1.3. Мировые тенденции развития образовательного туризма 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА РЫНКЕ УСЛУГ г. СОЧИ (на примере подготовки волонтёров) 24
2.1. Анализ современного состояния волонтёрского движения в городе Сочи. 24
2.2. СГУТ и КД и его роль в подготовке волонтёров для Олимпийских и Паралимпийских игр 29
2.3. Перспективы развития туров профессионального обучения в г. Сочи с целью популизации волонтёрского движения 44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕГО ТУРА НА БАЗЕ ЗАО СОК «СПУТНИК» 58
3.1. Характеристика ЗАО СОК «Спутник» 58
3.2. Программа обучающего тура «Волонтёр-2014» 74
3.3. Экономическое обоснование и продвижение нового туристского продукта 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Образовательный туризм.docx

— 773.47 Кб (Скачать)

- настроения на момент  реализации данной программы  и т.д.

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы. Кроме того, желательно укрепление материально-технической базы на случай форс-мажорных обстоятельств.

Для того чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе.

Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ.

Отсюда логично вытекает проблема профессионализма аниматоров всех уровней. Современные российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки и турбазы остро нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь планировать его, общаться с людьми, предлагать потребителю большой выбор интересных, увлекательных анимационных программ.

 

1.3. Мировые тенденции развития  образовательного туризма

 

Образовательный туризм – явление сравнительно новое, еще пять лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений - популярность «полезного отдыха» существенно возросла. За последние пять лет общее число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития, возросло на 40%. 2 В России эти показатели также растут, и, вероятно, очень скоро сравняются с общемировыми показателями, однако различия в развитии направления очевидно присутствуют.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85% путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не стандартных туристических развлечений протоптанных экскурсионных маршрутов, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка. При этом, возраст 57% таких путешественников составляет 20-25 лет, но за последние пять лет путешествия «без границ» становятся все более популярными и у людей в возрастной категории от 25 до 35 лет, с 2002 по 2007 год их количество возросло с 23% до 31%.3

Независимо от уровня дохода для большинства путешественников самым важным фактором является стоимость поездки: она волнует 94% собирающихся навстречу приключениям людей со всего мира. При этом годовой доход более 35% путешественников составляет менее 2,5 тыс. долларов США, а студенческими и молодежными скидками по международной карте ISIC в международных поездках пользуются до 92% ее обладателей.4

Одновременно, поскольку в современном интенсивном ритме жизни каждая минута на счету, время используется предельно рационально, понятия развития и отдыха все чаще смешиваются. Путешественники по всему миру, стараясь рационально использовать время, внести баланс между полезным и приятным, выбирают так называемый «полезный отдых». Такой способ планирования свободного времени выбирает до 70 % путешественников из разных точек мира.

В ответ на спрос рождается предложение – с каждым днем для граждан всего мира растет список возможностей сочетания «приятного с полезным», а программы отдыха все более сбалансированными, приближаясь к идеальным. В результате сегодня у жителей многих стран, в том числе у россиян, есть возможность сочетать путешествие с языковыми курсами, включающими в себя изучение иностранного языка с занятиями спортом, любимым делом, отдыхом в экзотических странах, оплачиваемой работой и так далее.

Спрос на комбинированные программы отдыха возрастает и в России. Пляжные и однообразные экскурсионные программы многим уже кажутся неинтересными, современные российские туристы хотят большего, в частности, отдыха, который позволит не только расслабиться, но и приобрести нужные навыки и знания. И основное отличие российских и общемировых тенденций именно в этом: в России, как ни в одной другой стране мира популяре такой вид «полезного отдыха» как образовательный туризм.

Показатели говорят сами за себя: сегодня мы занимаем 9 место в мировом рейтинге, по сравнению с 15 в 2004 году. Самым востребованным иностранным языком, который едут изучать российские граждане – английский, его стремиться выучить до 79 % молодых туристов. При этом 40% предпочитает изучать его в Великобритании, 20% на Мальте, и 10% в США. Из их числа всего лишь 9 % намеренно совмещают изучение английского с отдыхом в экзотических странах и только 3% склоняются в сторону специализированных программ, включающих активное занятие спортом, развитие навыков в любимом деле и т.д.5

При этом, «полезный отдых» в нашей стране – прерогатива самых молодых путешественников: около 70 % таких путешественников - школьники и иногда сопровождающие их родители, 25% - студенты и только 5% - соотечественники в возрасте старше 25 лет.6 Кроме того, зачастую совмещая на практике изучение языка за рубежом с туристическим времяпрепровождением, отдых и развлечения россиянами воспринимается, скорее как дополнительный, а не равнозначный фактор.

“Такие установки связаны в первую очередь с тем, что комбинированные программы в России - явление сравнительно новое, их предлагают, в основном, крупные туристические компании. Таким образом, наши сограждане все еще мало знакомы с привлекательными возможностями совмещения обучения с разнообразием дополнительных приятных и полезных видов отдыха. И часто среди наших соотечественников бытует мнение, что, если во время отпуска придется заниматься, скажем, на курсах иностранного языка, то отдохнуть не удастся вовсе. Другой важный вопрос, препятствующий развитию в России направления свободного отдыха и полезных путешествий на мировом уровне, это сложность процедур получения визы для въезда во многие страны мира. Этот трудоемкий процесс с часто непредсказуемым результатом напрочь отбивает желание путешествовать без предварительной подготовки, и в результате более 97 % образовательных поездок за рубеж совершаются согласно заранее намеченному плану”. 7

Между тем, сегодня в России ведется активная работа для укрепления российского образовательного и «свободного» туризма, приближения его к общемировым стандартам. В частности, Комитет АТОР по образовательным поездкам и детскому туризму ведет переговоры с дипломатическими представительствами разных стран для упрощения визового режима, занимается информированием российских туристов об их правах и возможностях и т.д. И конечно, представители Комитета АТОР, надеются, что количество российских путешественников, выбирающих импровизированные и полезные поездки, в ближайшее время возрастет.

 

Учитывая  всё  вышеизложенное, можно  сказать, что  во  многих  современных, развитых  странах  в  наше  время,  в  том  числе  и  в  России    «набирает  обороты»  не  обычный  тур,  а  образовательный. Его  преимущество  состоит  в  том, что  в  свой   турпакет  он  включает  не  только  анимационные, экскурсионные  программы, но  и  образовательную.  И  прежде  всего,  последняя  является  базовой.  Клиент получает  массу  преимуществ. В  том  числе – возможность  получать   новые  знания. При  этом  индивид, выбравший  образовательный  тур  может  и неплохо  отдохнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.  АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА РЫНКЕ УСЛУГ г. СОЧИ (на примере подготовки волонтёров)

 

2.1. Анализ современного  состояния волонтёрского движения  в городе Сочи.

 

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действия. По народным празднествам, то есть по одному из самых массовых и демократических искусств, мы можем судить о стране, об эпохе, о народе. Примером подобных мероприятий являются проводимые в Древней Греции Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа.

По имеющимся данным, появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифин – царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находилась Олимпия – отправился в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькой страны, может уберечь свой народ от войн и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту: « Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!» Так в Греции установился обычай, по которому раз в четыре года в разгар междоусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов. Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию.

В настоящее время Олимпийской движение является крупнейшим из всех существующих в мире - в нем участвует более 200 стран.

Олимпийские игры, будучи наиболее представительным видом комплексных соревнований, стали самым престижным состязанием среди лучших спортсменов планеты. Как величайшие соревнования современности они обладают исключительной привлекательностью и востребованностью не только профессиональными спортсменами, так и широкими слоями населения. Для людей Олимпийские игры превратились а праздник, который они ждут с нетерпением.

Сложившаяся к началу XXI века отечественная система подготовки кадров туризма и сервиса для обслуживания Олимпийских игр и других крупных спортивных соревнований не в полной мере соответствует новым социально-экономическим и демографическим условиям России, процессам коммерциализации и профессионализации, происходящим в мировом спорте. Особое звучание эта проблема приобретает в ходе подготовки и участия в Олимпийских играх «Сочи-2014».

Современная ситуация актуализирует проблему подготовки кадров-специалистов, способных предоставлять различные виды туристско-рекреационных и туристско-спортивных услуг на высоком социально-культурном уровне и со значительным экономическим эффектом.

Проблема обслуживания Олимпийских Игр, а, иначе говоря, подготовки и единовременного привлечения и использования труда большого количества специалистов низшего «технического», среднего и высшего уровня обучения всегда была одной из ключевых проблем организации этого мероприятия. Ее решение во многом было достигнуто за счет использования добровольного труда, то есть труда волонтеров.

Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики.

В связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи в 2014 году, а также принимая за внимание соответствующую задачу, поставленную Президентом Медведевым Дмитрием Анатолиевичем, на Совете по физической культуре и спорту в городе Сочи 23 марта 2009 года, по организации работы волонтеров для подготовки и проведения Олимпиады в 2014 году, приобретает актуальность деятельность по оказанию помощи в проведении главного спортивного мероприятия всемирного значения, которым является Сочинская Олимпиада.

До 2011 года в городе Сочи существовало только одно волонтерское объединение, которым и является «Сочи-ВОЛОНТЕР» работающее на базе Управления молодёжной политики администрации города Сочи. Основными участниками проекта «Сочи-ВОЛОНТЕР» являются студенты различных сочинских ВУЗов, СУЗов и школ. Возраст волонтёров варьируется от 14 до 25 лет. За трехмесячное существование программы волонтерами были организованны различные благотворительные мероприятия, экологические акции, помощь в организации общегородских спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и городом Сочи, проект «Сочи-ВОЛОНТЕР» призван оказать содействие в их решении, и прежде всего в таком важном направлении, как профессиональная подготовка волонтеров. В рамках проекта предполагается обучить, провести практику и отобрать лучших волонтеров, которых по оценкам Оргкомитета «Сочи-2014» потребуется более 75 тысяч человек.

В тоже время, приходится учитывать произошедшие в нашей стране за последние 15-20 лет различные кризисы и социально-экономические процессы, которые не могли не отразиться на состоянии граждан, особенно молодёжи. В этих сложных условиях особенно актуальной становится задача сохранения и развития физического здоровья молодых людей. Особую роль в этом смогут сыграть предстоящие Сочинские Олимпийские Игры и вовлечение в олимпийское движение сочинской молодёжи.

Принимая во внимание широко распространенные негативные социальные явления и оказываемое ими влияние на физическое, психическое и нравственное здоровье молодого поколения, в связи с эти всевозрастающую актуальность приобретает систематическое проведение целенаправленных пропагандистских и профилактических мероприятий, которые можно проводить более эффективно в рамках реализации программы «Сочи-ВОЛОНТЕР».

В данной таблице приведены мероприятия проведенные волонтерами за период с апреля по июнь 2010 года.

 

Таблица 2.1  Мероприятия, проведенные сочинскими волонтерами

Дата

Деятельность

Кол-во участников (волонтёров)

Продолжительность

1

19.04.2010

Акция против табакокурения «сигарету на конфету». Волонтеры предлагали курящим жителям города Сочи отдать свои сигареты и взамен получить конфету.

20

2 часа

2

20.04.2010

Акция по сдаче крови в сочинском пункте переливания крови. Мероприятие проходило в рамках Всероссийской недели добрых дел.

30

2 часа

3

22.04.2010

Мероприятие в детском реабилитационном центре «Виктория». Волонтеры организовали для детей праздничный концерт и подарки в рамках Всероссийской недели добрых дел.

30

1 час

4

23.04.2010

Прогулка с инвалидами «Сочинского общества инвалидов колясочников». Волонтеры организовали прогулку и обед на берегу моря. Мероприятие проходило в рамках Всероссийской недели добрых дел.

25

3 часа

5

24.04.2010

Субботник на пляже 73 км. Волонтерами было собрано более 60 мешков мусора.

60

7 часов

6

26.04.2010-9.05.2010

Всероссийская акция «Георгиевская ленточка». В течении двух недель ежедневно волонтёры раздавали Георгиевские ленточка на улицах города Сочи.

50

Ежедневно по 2 часа

7

1.05.2010

Участие волонтёров в праздничном шествии посвященному Дню труда.

100

2 часа

8

8.05.2010

Разнос поздравительных писем Ветеранам Великой Отечественной Войны в канун 65 годовщины Великой Победы от Департамента Молодёжной Политики Краснодарского края.

30

12 часов

9

9.05.2010

Помощь волонтёров в организации праздничных городских мероприятий, посвященных празднованию 65 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.

50

11 часов

10

16.05.2010

Субботник на пляже 73 км. Волонтерами было собрано более 30 мешков мусора.

45

7 часов

11

16.05.2010

Помощь волонтеров в открытии Культурной Олимпиады в городе Сочи.

50

5 часов

12

5.06.2010

Всемирные день экологии. Помощь волонтёров Оргкомитету Сочи 2014 в проведении субботника в Хостинском районе и в высадке аллеи магнолий на площади перед Центральным Универмагом.

110

6 часов

13

7.06.2010

Участие волонтеров в закладке первого камня Олимпийского Университета в городе Сочи с участием Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Президента Международного Олимпийского Комитета Жака Роге.

110

3 часа

14

8.06.2010

Участие волонтёров в открытии Музея Славы в городе Сочи с участием Президента Международного Олимпийского Комитета Жака Роге.

100

1 час

15

12.06.2010

Участие волонтёров в праздничном шествии посвященном Открытию курортного сезона

60

4 часа

Информация о работе Анализ перспектив развития профессионально-образовательного туризма на рынке услуг г. Сочи (на примере подготовки волонтёров)