Анализ перспектив развития профессионально-образовательного туризма на рынке услуг г. Сочи (на примере подготовки волонтёров)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка проекта профессионально-обучающего тура по подготовке волонтёров.
В современном мире волонтерство приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высоко развитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности. Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Сущность, виды и классификация образовательного туризма 6
1.2. Основы формирования обучающих туров 14
1.3. Мировые тенденции развития образовательного туризма 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА РЫНКЕ УСЛУГ г. СОЧИ (на примере подготовки волонтёров) 24
2.1. Анализ современного состояния волонтёрского движения в городе Сочи. 24
2.2. СГУТ и КД и его роль в подготовке волонтёров для Олимпийских и Паралимпийских игр 29
2.3. Перспективы развития туров профессионального обучения в г. Сочи с целью популизации волонтёрского движения 44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕГО ТУРА НА БАЗЕ ЗАО СОК «СПУТНИК» 58
3.1. Характеристика ЗАО СОК «Спутник» 58
3.2. Программа обучающего тура «Волонтёр-2014» 74
3.3. Экономическое обоснование и продвижение нового туристского продукта 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Образовательный туризм.docx

— 773.47 Кб (Скачать)

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющим несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное эффективнее в -отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт  в приеме детей.

Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных стран – для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих необходимость общения на изучаемом языке).

Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, если условия для занятий.

Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначается его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное – обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие программы – это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда – экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

Экскурсионно-познавательные программы - в основном общего характера.

Преимущественно в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы – словом, все, что интересует туристов на отдыхе.

С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными.

В завершении тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.

Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т.д.

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.

При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.).

Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки.

Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях.

В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение – обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву – всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием – «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

 

1.2. Основы формирования обучающих  туров

 

Объективно возникает вопрос, почему образование за рубежом относят к туризму. Дело в том, что здесь тоже приходится полностью формировать туристический пакет, т.е., бронировать авиабилеты - причем лучше брать их по ISIC или ITIC (соответственно, студенческие и преподавательские карты), по детскому или молодежному тарифу, при наличии группы бывает наиболее выгодным групповой тариф. Далее, необходимо получить приглашение из учебного заведения и собрать необходимые для подачи заявления на визу документы. Расчет и оплата образовательного курса - это особая, сложная тема. При расчете необходимо ничего не упустить, чтоб потом не было проблем, нужно продумать все расходы, которые можно и даже необходимо включить в стоимость программы, чтоб студенту самому не приходилось решать эти вопросы.

При составлении программы необходимо продумать, сколько часов студент должен и может эффективно заниматься, а, сколько он может посвятить отдыху и прочим внеклассным мероприятиям. Как правило, в такие программы закладывается и ознакомление со страной, ее историей, географией и прочими особенностями. То есть для клиентов предлагаются разного рода экскурсии и посещения музеев, галерей, театров.

Важный момент - знакомство с куратором, человеком, который впоследствии будет решать все возможные проблемы студента, и заниматься всеми текущими вопросами. Его координаты должны быть и у агентства, и у студента, и у родителей студента. Тот же самый алгоритм предусмотрен и для принимающей семьи (в случае проживания студента в семье). При выборе семьи принимаются во внимание особенности клиента: является ли он вегетарианцем, курит или нет, «жаворонок» он или «сова», наличие или отсутствие в семье животных и растений и прочие нюансы.

Как   же  правильно выбрать обучающий тур? Летние индивидуальные программы для подростков и молодежи - одно из главных направлений деятельности крупных образовательных операторов. На их долю в общем объеме продаж у разных операторов приходится от 30-40% («Инсайт-Лингва», Международный учебный центр) до 50-60% («Элитур Клуб», «Группа Йорк», PAC Group). Примечательно, что для большинства образовательных компаний, не занимающихся групповыми турами, летняя «индивидуалка» составляет главную статью дохода.

По данным экспертов, в последние годы спрос на такие образовательные туры стабильно растет. Причем в основном востребованы более качественные (по уровню образования, условиям проживания, спортивным и экскурсионным возможностям), более дорогие и продолжительные (от 4-х недель) программы.

Летние курсы – самая распространенная форма изучения иностранного языка для детей и молодежи во всем мире. Их составляющие: занятие языком в сочетании с отдыхом, экскурсионными и спортивными программами. При оформлении индивидуальной программы перед клиентом возникает огромный выбор курсов:

  • по интенсивности и целям обучения: стандартные (15-20 часов в неделю), интенсивные (до 30 часов в неделю), на сдачу языковых тестов или экзаменов, на получение сертификатов, для поступления в частную школу;
  • комбинированные курсы: с дополнительно оплачиваемыми занятиями по отдельным видам спорта (яхтинг, серфинг, теннис, верховая езда, футбол и пр.), с изучением специальных дисциплин (история, информационные технологии, артдизайн и т.д.);
  • лагеря multi-activities (учеба+спорт) и adventure camps.

В каждой языковой школе существует несколько возрастных групп, которые к тому же формируются по уровню подготовки абитуриентов. Особым спросом летом пользуются языковые центры и лагеря, расположенные на берегу моря, в курортных зонах, в горах, а у взрослых студентов - европейские столицы.

Безусловный лидер спроса на образовательном рынке – Великобритания, предоставляющая огромный выбор курсов, различных по географии (в столице, на побережье), интенсивности изучения языка, наполнению спортивными и экскурсионными мероприятиями. Школы Великобритании предлагают все без исключения образовательные компании.

Второе по популярности у россиян направление – Мальта, где можно удачно комбинировать языковые занятия и полноценный морской отдых. Не случайно в 2003 году за образованием на Мальту отправились около 5 тысяч россиян. Хорошо востребованы в турфирмах дорогие программы в Швейцарии, дающие возможность изучать на выбор один из трех языков (английский, французский или немецкий) и заниматься многими видами спорта. Заметно уменьшился спрос на Ирландию, прежде всего из-за непредсказуемости срока получения визы, а также повышение цен на обучение.

В странах шенгенской зоны (Германия, Франция, Испания, Австрия) пользуются преимущественным, хотя и небольшим, спросом именно индивидуальные курсы.

Индивидуальные курсы по сравнению с групповыми безусловно, более эффективны, так как позволяют полнее погрузиться в языковую среду, дают самый широкий выбор различных программ в более качественных школах, где мало русскоязычных учащихся. Хорошие дорогие школы жестко выдерживают национальные квоты, в них не может быть большого числа студентов из одной страны, многие из них не принимают группы. Как правило, индивидуальные программы на 20-30% дороже, чем групповые, за счет качества обучения, индивидуальных трансферов и пр. Для обучения на этих курсах от школьников и студентов требуется достаточное знание изучаемого языка и опыт самостоятельных (без родителей) поездок за рубеж.

Не рекомендуется отправлять на подобные курсы детей младшего школьного возраста или тех, кто впервые едет за границу в одиночку. Были случаи, когда дети не могли объяснить по-английски суть возникшей проблемы, и ее решение (через родителей и образовательную компанию) затягивалось почти на сутки.

Одна из тенденций последнего времени ранка индивидуальных программ - спрос на школы, где практически нет русских студентов, хотя, конечно, гарантировать их отсутствие не может ни одна компания. Другая особенность рынка - увеличение спроса на комбинированные программы, когда обучение проходит в двух разных школах в одной стране или даже в разных странах (например, 3 недели занятий в Великобритании + 3 недели в Германии). В компании «Инсайт-Лингва» отмечают возросший спрос на британские программы одновременного изучения языка детьми и родителями.

Мнения опрошенных «ТБ» руководителей операторских компаний о росте стоимости индивидуальных курсов несколько расходятся. Часть специалистов считает, что повышение произошло только за счет падения курса доллара к национальным валютам и евро, другие отмечают общее повышение стоимости курсов на 15-20%. Средняя стоимость одной недели индивидуального обучения (с проживанием) составляет 400 евро на Мальте, 500-600 евро в Германии, 700 евро в Великобритании и Франции, 1100 евро в Швейцарии. 

В секторе индивидуального туризма высока доля агентских продаж. В МУЦ она достигает 100%, в «Меридиан Экспресс» - 90%, «Чайке-тур» - 80%, «Инсайт-Лингве», «Группе Йорк» и «Альтусе» - 50%, «Канцлере» -25%. Mr.English - 20%.

В последнее время все больше туристских предприятий и спортивно - оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация.

Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов.

Следовательно, «тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ, в нашем случае это сопровождающий группы, или куратор» 1

Однако интересно, что одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

- возраста участников  или зрителей;

- уровня образованности;

- пола;

- этнической принадлежности;

Информация о работе Анализ перспектив развития профессионально-образовательного туризма на рынке услуг г. Сочи (на примере подготовки волонтёров)