Анализ перспектив развития профессионально-образовательного туризма на рынке услуг г. Сочи (на примере подготовки волонтёров)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка проекта профессионально-обучающего тура по подготовке волонтёров.
В современном мире волонтерство приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высоко развитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности. Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Сущность, виды и классификация образовательного туризма 6
1.2. Основы формирования обучающих туров 14
1.3. Мировые тенденции развития образовательного туризма 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА РЫНКЕ УСЛУГ г. СОЧИ (на примере подготовки волонтёров) 24
2.1. Анализ современного состояния волонтёрского движения в городе Сочи. 24
2.2. СГУТ и КД и его роль в подготовке волонтёров для Олимпийских и Паралимпийских игр 29
2.3. Перспективы развития туров профессионального обучения в г. Сочи с целью популизации волонтёрского движения 44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБУЧАЮЩЕГО ТУРА НА БАЗЕ ЗАО СОК «СПУТНИК» 58
3.1. Характеристика ЗАО СОК «Спутник» 58
3.2. Программа обучающего тура «Волонтёр-2014» 74
3.3. Экономическое обоснование и продвижение нового туристского продукта 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Образовательный туризм.docx

— 773.47 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы  данной  дипломной  работы  подтверждается  всесторонней  заинтересованностью  общества, а  в  частности – субъектов  сферы  туриндустрии  в  организации  образовательных  туров. Каждый  из представителей  сферы  туристского бизнеса  и  курортного  дела  стремится  предоставить  свой  «эксклюзивный»  продукт. Но  при  этом  существует  множество  направлений развития  образовательных (обучающих)  туров, проект  которого  будет   представлен  в  дипломной  работе (профессионально-обучающего  тура  по  подготовке  волонтёров).

Необходимо  также  отметить, что образовательный  туризм является одним из самых актуальных, самый востребованных видов туризма в России, но  не  самых  развитых. Популярность образовательного туризма растет с каждым годом, и все больше людей спешат получить образование в одном из престижных учебных заведений, пройти специализированные курсы или стажировку заграницей, повысить свой интеллектуальный и общеобразовательный уровень. Особенно важно, что в таком туре, Вы можете и отдыхать, и обучаться. Даже небольшой опыт нахождения в стране изучаемого языка может подарить существенный скачек в его освоении.

Целью  исследования  является  разработка  проекта   профессионально-обучающего  тура  по  подготовке  волонтёров.

В современном мире волонтерство приобрело статус неотъемлемого и как никогда актуального социально-культурного феномена, характеризующего любое высоко развитое и цивилизованное общество, приоритетами которого выступают гуманистические ценности. Как свидетельствует мировой опыт, волонтеры и добровольческие организации оказали существенный вклад в решение многих социальных и экономических задач. Одной из сфер деятельности, которую на сегодняшний день трудно представить без активного участия волонтеров, является спорт, а именно крупномасштабные спортивные мероприятия, примерами которых являются Олимпиада и Универсиада. Успех организации подобного рода состязаний в значительной степени зависит от специально подготовленных, квалифицированно выполняющих свои обязанности добровольцев. Большинство людей, которые организуют и проводят Всемирные Игры, являются по своей сути именно волонтерами. Для улучшения работы волонтеров необходимо изучить опыт волонтерской работы прошлых других международных спортивных соревнований и Олимпийских игр. Работа волонтерских движений оказала существенный вклад в проведение современных крупномасштабных спортивных мероприятий. С каждым годом количество волонтеров на Всемирных играх увеличивается:  8647 в Альбертвилле (1992), 9054 в Лилихамере (1994), 32,579 в Нагано (1998), более 30000 в Солт Лейк Сити (2002).

Людей разных возрастных групп, культур, национальностей и профессий объединила страсть к спорту и вера в Олимпийские Идеалы. Наряду со спортсменами, эти люди – лучший пример воплощения в жизнь ценностей и идеалов Олимпиады. Во время Игр, волонтеры, одетые в специальную форму, должны быть готовы предложить необходимые услуги в различных областях. От приветствия в аэропорту и железнодорожных вокзалах, до работы в службе безопасности, продаже билетов, администрации, транспортном обеспечении и др., их деятельность многообразна и является формой эффективной и бесценной помощи в каждой из сфер Всемирных Игр.

Задачи  исследования:

  1. изучение  понятия, видов  и  классификации  образовательного  туризма;
  2. определение  составляющих  элементов  турпакета  и  мероприятий  анимационных  программ;
  3. раскрытие  мировых  тенденций  развития  образовательного туризма;
  4. определение  сущности  и  значения  волонтёрского  движения;
  5. анализ  деятельности  Сочинского  государственного  университета  туризма  и  курортного  дело  по  подготовке  волонтёров;
  6. проведение  исследования    в  форме  анкетирования    по  вопросу  о  желании  общества (респондентов)  стать  волонтёрами  и  пройти  специальный  курс  обучения.
  7. разработка проекта образовательного тура по популизации волонтёрского движения

Объектом  данной  дипломной  работы  является  образовательный туризм   и  специфика  волонтёрских  движений.

Предмет  исследования – особенности  организации  образовательных (обучающих)  туров (изучение  мероприятий  образовательного  тура), методы  и  принципы  отбора  и  обучения  волонтёров.

В своей работе хотелось бы отметить важность таких видов тура, подчеркнуть, что этот вид туризма  хотя  и  актуален  и  востребован, но к сожалению, ещё не достаточно развит в нашей стране, хотя у него очень много перспектив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

 

1.1  Сущность, виды  и  классификация образовательного  туризма

 

Одним из неформальных видов образования является туризм.

В конце XVIII века молодые люди из богатых английских семей в целях продолжения или завершения образования стали совершать так называемые гранд-туры, 2 - 3-летние путешествия в континентальную Европу. Их можно считать первыми образовательными турами. Во времена Просвещения Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк провозгласили путешествия одной из необходимых составляющих воспитания.

В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания». Исходя из этого определения, сфера образовательного туризма охватывает все виды обучения и просвещения, которые осуществляются вне постоянного места жительства. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

  • учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
  • ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
  • научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
  • участие в семинарах, Конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и Мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
  • экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.

Давайте начнем с самых низших ступенек образовательного туризма. Здесь к его разновидностям мы будем относить летние детские и молодежные лагеря (но стоит оговориться, что такое допущение возможно с определенной степенью натяжки). В подобных лагерях для детей предусмотрено какое-то количество часов преподавания языка, как правило, это английский язык. Такие лагеря, в основном, расположены в Турции, в Болгарии, в Венгрии, на Мальте.

Следующая ступень - это краткосрочные языковые курсы, которые в основном приурочены к каникулярным датам. Это курсы от 2 недель и более. При выборе для клиента подходящего для него курса, учитывают его возраст, уровень владения языком и личностные характеристики. Отталкиваясь от этого, и выбирают страну посещения, учебное заведение, варианты проживания (либо кампус - студенческий городок, либо проживание в семье - полное погружение, при котором никто не говорит на родном языке студента).

Следующая ступень - это долгосрочные языковые курсы – от 1 семестра и более.

Далее идет академический курс. Это уже не обязательно языковые курсы - это может быть любое направление: бизнес и экономика, юриспруденция, дизайн и пр. Для поступления во многие ВУЗы многих стран необходимо обладать определенным уровнем знания языка данной конкретной страны. Для определения уровня владения языком, студенты сдают письменные и устные тесты установленного образца. В других странах в этом нет необходимости.

Очевидно, что подобного рода программами должны заниматься менеджеры не только прекрасно владеющие языком, но и имеющие очень высокие личностные характеристики.

Обучающие туры – весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением.

 


 


 

 

 

Рисунок 1.1. Виды  обучающего  туризма

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов – от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10% всего потока).

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых – в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию – китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

Средняя продолжительность туров – 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего – это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров – это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы – специальный курс обучения языку  в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.

Все программы включают в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). В основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом – эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ним на изучаемом языке.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость  владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура – исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Информация о работе Анализ перспектив развития профессионально-образовательного туризма на рынке услуг г. Сочи (на примере подготовки волонтёров)