Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:10, лекция
Труд – полезная, целенаправленная деятельность человека на создание материальных и духовных благ. Труд это источник удовлетворения потребностей человека и процесс соединения рабочей силы (физических и интеллектуальных способностей человека) со средствами и предметами труда. Результатом труда является выполненная работа или полученная продукция.
1. Организация труда: понятие, содержание и особенности в аграрном секторе экономики.
2. Задачи и важнейшие принципы организации труда.
3. Показатели эффективности труда.
4. Условия и безопасность труда. Рациональные режимы труда и отдыха.
Основная оплата (должностной оклад) выплачивается за счет себестоимости продукции.
Надбавки, доплаты и премии по итогам работы за месяц, квартал или год могут определяться в денежной сумме (рублях), в % к заработку или в % от суммы полученного эффекта. Эти выплаты могут быть за счет себестоимости или за счет прибыли.
Структура оплаты труда руководителей и специалистов:
Вспомогательному персоналу
ВОПРОС 3. СТРУКТУРА ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С КОЛЛЕКТИВНО-ДОЛЕВОЙ ФОРМОЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ:
ОТ ЛИЧНОГО ТРУДА И ОТ СОБСТВЕННОСТИ
В таких предприятиях доход каждого работника складывается из 2 частей:
- оплата труда по результатам работы
- дивиденды на собственность (либо на имущественный пай, либо на акции).
Оплата труда по результатам работы включает в себя основную оплату (сдельную или повременную), разные виды доплат, надбавок и премий, применяемые на данном предприятии.
Источником выплаты дивидендов может быть только прибыль предприятия, поэтому выплата дивидендов является стимулом для работников, заинтересовывает их в конечных результатах производства, в получении прибыли и ее увеличении, формирует чувство хозяина и предпринимательский уклад, стимулирует более рациональное использование земли и имущества.
Какая часть прибыли будет направлена
на выплату дивидендов, определяется
высшим органом управления предприятия
– общим собранием
Сумма, направленная на выплату дивидендов,
распределяется между собственниками
(владельцами имущественных
Тема: Социально-психологические отношения.
Вопросы:
ВОПРОС 1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВАХ. ПРИРОДА ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Все работники характеризуются такими социальными свойствами, как степень обеспеченности социальными и материальными благами, уровень заработной платы, средний доход на 1 члена семьи, уровень образования, уровень трудовой и общественной активности, характер использования свободного времени и др.
Эта социально-экономическая
Причины объединения людей в социальные группы:
Социальные группы в трудовых коллективах могут быть двух видов:
Социально-трудовые отношения – это отношения, возникающие между всеми видами социальных групп и между работниками внутри одной группы.
Социально-трудовые отношения могут быть по горизонтали (между работниками и между группами) и по вертикали (между работниками, их группами и аппаратом управления предприятия).
Социально-трудовые отношения могут быть позитивные (положительные) и негативные (отрицательные). Это зависит от того, совпадают ли личные цели (интересы каждого работника) с общественными (с целями предприятия), и, поэтому, руководству каждого предприятия необходимо четко понимать интересы, потребности, взгляды, жизненные принципы своих подчиненных.
От социально-трудовых отношений
зависит степень
В условных (неформальных) группах есть общие признаки с реальными (формальными) группами:
- иерархия (соподчиненность) и лидеры – люди, привлекающие окружающих благодаря личностным качествам (эрудицией, глубокими знаниями, гибкостью ума, физическими качествами);
- правила и нормы поведения в группе;
- методы, используемые в группе (принуждения или убеждения).
Из этих признаков формирования условных групп вытекают и признаки неформальных отношений:
- социальный контроль (соблюдение групповых норм повидения в социальной группе);
- сопротивление переменам при
угрозе существования своей
- неформальные лидеры, которые существуют наряду (вместе) с реальными руководителями.
Неформальные лидеры могут быть позитивные, которые направляют свои усилия не в разрез усилиям формальных руководителей (если не помогают, то хотя бы не мешают) и негативные, которые препятствуют действиям формальных руководителей. А поэтому, руководителям предприятий и подразделений необходимо опираться в работе на позитивных и нейтрализовывать негативных неформальных лидеров.
Негативные неформальные отношения в коллективе могут приводить к текучести кадров, прогулам, и, как следствие, сильно снижать эффективность производства. Поэтому, для того, чтобы неформальные отношения не приходили в противоречие с формальными, необходимо: признать существование неформальных групп, выслушивать мнение лидеров и членов этих групп, информировать работников о положении дел на предприятии, препятствовать распространению слухов, привлекать неформальные группы для участия в принятии решений, просчитывать как перемены отразятся на неформальных социальных группах и снижать негативное воздействие.
Социально-экономическая
Позитивная сплоченность проявляется в сработанности, ответственности и обязательности членов коллектива друг перед другом, согласованности их действий, взаимопомощи и состязательности между работниками. В зависимости от уровня сплоченности различают коллективы:
- сплоченные – характеризуются
стабильным составом, дружескими
контактами между членами,
- расчлененные – в трудовом
коллективе несколько
- разобщенные – доминируют
Факторы сплочения трудовых коллективов:
- Общие – универсальные для
всех трудовых коллективов.
- Локальные – факторы
ВОПРОС 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
Социально-психологический
Социально-психологический
Моральная атмосфера определяется утвердившимися нравственными ценностями в коллективе. Влияет состояние воспитательной работы в коллективе, личный пример руководителя, позиция неформальных лидеров.
Психологическая атмосфера – личные, неформальные отношения между людьми. В связи с этим, психологическая атмосфера может быть доброжелательной или недоброжелательной, устойчивой или неустойчивой.
Поддержание здоровой психологической
атмосферы связано в таким
понятием, как психологическая
Нездоровый психологический
Социально-психологические требования к формированию трудовых коллективов:
- комплектовать коллектив с
учетом темперамента, характера
и личных качеств работников.
Разнообразие позволяет
- оптимальное соотношение
- недопустимость концентрации
людей с нездоровыми
- желательно создавать
Показателями состояния психоло
- состояние трудовой и
- действенность и
- характер, частота конфликтов и количество охваченных им людей.
Конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами, причем каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения и препятствует сделать то же самое другой стороне.
Типы конфликтов:
- внутриличностный – возникает в результате противоречивых требований к одному и тому же лицу вследствие нарушения принципа единоначалия.
- межличностный – столкновение
личностей в результате
- между личностью и группой
– возникает в результате
- межгрупповой – возникает в результате различия в целях у разных групп.
Причины конфликтов могут быть самые разнообразные:
- недостатки в организации
- необъективность в оценке
- психологическая
Конфликтные ситуации в коллективе могут быть быстротечные и затяжные.
При быстротечной от руководителя требуется безотлагательное принятие решений, а для этого кроме знаний, умений, опыта руководитель должен обладать гибкостью мышления и находчивостью, иначе конфликтная ситуация перерастет в большой конфликт.
Затяжные конфликты возникают внутри коллектива из-за психологической несовместимости работников, а между коллективом и администрацией из-за несвоевременной и низкой оплаты труда.
Последствия конфликтов:
- Неудовлетворенность трудом, что
приводит к снижению
- Смещение акцентов (придание большего значения победе в конфликте, а не решению проблемы).
- Представление о своих целях как о положительных, а о целях противоположной стороны как об отрицательных.
- Формируется нездоровая
Способы решения конфликтов:
- структурные – разъяснение требований к работе, ожидаемых результатов, ответственности работников, использование иерархии и соподчиненности.