Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан (на примере деятельности Упр

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

В 1992 г., впервые после 1930 года, когда была закрыта последняя биржа труда, в России были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с осуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в российской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственная служба занятости России…………………………………6
1.1 Этапы становления………………………………………………………….6
1.2 Функции службы занятости……………………………………………….10

2. Обзор и анализ деятельности Управления Федеральной Государственной службы занятости населения по Свердловской области по содействию занятости населения региона…………………………….……………………11
2.1 Анализ ситуации на рынке труда Свердловской области………………11
2.2 Реализация социально-экономических, инвестиционных и иных федеральных целевых программ, оказывающих влияние на сферу занятости населения…………………………………………………………………………15
2.3 Реализация отраслевых программ содействия занятости……………….16

3. Мероприятия по содействию занятости населения по Свердловской области………………………………………………………………………….19
3.1 Организация работы по содействию занятости различных категорий граждан…………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.50 Кб (Скачать)

Актуальность  задач развития системы общественных работ стала предметом рассмотрения на совместном заседании Исполкома Совета Федерации профсоюзов Свердловской области и Координационного Комитета содействия занятости населения. Принятое на нем обращение в адрес работодателей сыграло немаловажную роль в определении размера оплаты труда участников программных мероприятий. В среднем затраты на одного участника составили 7226 рублей.

Активно поддержана департаментом инициатива сотрудничества Свердловской городского центра занятости населения с отделением партии «Единая Россия» - подписано Соглашение между департаментом ФГСЗН и Свердловским территориальным отделением партии «Единая Россия» в целях координации совместных действий по вопросам реализации активной политики занятости населения, в рамках которого скоординирована совместная работа по организации общественных и временных работ (строительство спортивных и детских площадок, трассы для мотокросса, хоккейных коробок). Во многих районах области созданы и действуют.

Развивая  социальное партнерство на отраслевом уровне, департамент ФГСЗН по Свердловской области пролонгировал Соглашения о сотрудничестве с областным союзом потребительских обществ по Свердловской области; Комитетами Свердловской области: социального обеспечения, культуры, здравоохранения, ЖКХ и строительства, сельского хозяйства и продовольствия, с ГУП «Свердловское областное дорожное управление», с Свердловским областным комитетом государственной статистики.

Важным  звеном реализации государственной  политики занятости населения остаются общественные комиссии по содействию занятости населения в поселковых и сельских администрациях. Они оказывают  неоценимую помощь центрам занятости  населения в работе с безработными гражданами по направлению на профессиональное обучение незанятой и не имеющей  профессии молодежи сел, организации  временных и общественных работ.

3. Мероприятия по содействию занятости населения

 

Масштабность  спроса (заявлено 31655 вакансий) и предложения (численность граждан, ищущих работу, составила 48265 человек) рабочей силы потребовала в отчетном периоде  от центров занятости организовать 109 ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест. Оценочно их посетило около 10 тыс. претендентов. Посредничество органов службы занятости оказалось  результативным в отношении 1060 участников, искавших работу. Весьма эффективным  оказались ярмарки Серовского ЦЗН, где из 267 выставленных вакансий 118 были заполнены (44%).

Сохранили доминирующие позиции в 2011 г. Мини-ярмарки, усилив сосредоточенность в интересах одного или группы работодателей и максимально повысив эффективность трудоустройства до 48% при среднестатистических 10%. Например, 33 соискателя из 86 нашли работу на ярмарке в Камышловском районе; в Новоуральском районе из 40 вакансий, выставленных на ярмарку от 5 предприятий, было заполнено 15, выдано 10 направлений на собеседование, направлено на обучение под конкретное рабочее место 9 человек. Значимыми стали целевые ярмарки по программным мероприятиям: 30 мест, выставленных на ярмарку общественных работ в Лобвинском районе, сделали реальным трудоустройство и материальную поддержку 28 безработным гражданам.

Традиционными остаются ярмарки учебных мест. По инициативе центров занятости для  выпускников 2011 г. был организован вывоз экспозиций учебных заведений, расположенных в г. Екатеринбурге в районы области. Посещение ярмарок стало доступным для сельской молодежи. На организацию участия выпускников школ района (транспортные услуги) были выделены средства местного бюджета в Серовском районе 15 тыс.руб. и Ивдельском - 10 тыс. руб.

Впервые на организацию ярмарки денежный вклад 2 тыс. руб. сделали работодатели Ивдельского района. Фактические затраты на проведение ярмарок в 2011 г. составили 142 тыс. руб., в том числе федерального бюджета - 123,5 тыс. руб.

Информационное  обеспечение субъектов рынка  труда эффективный рычаг маркетинга центра занятости населения. Учитывая, что потенциальные клиенты службы занятости строят свое представление  о службе занятости на основании  собственной информированности  и ее деятельности, центры занятости  населения в 2011 году активно способствовали правильному формированию общественного мнения. Эффективным каналом доведения информации до населения и работодателя о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках, о возможностях профессионального обучения являются местные газеты, телевидение, радио.

Работодатель - главный партнер в решении  проблем занятости, поэтому центры занятости населения области  в 2011 году старались добиться того, чтобы работодатели были широко информированы об услугах, оказываемых службой занятости.

Во всех ЦЗН разработаны годовые планы  мероприятий по организации работы с работодателями. В него включаются темы семинаров, круглых столов, совещаний  с работниками кадровых служб  и руководителей предприятий, дней службы занятости на предприятиях, дней открытых дверей службы занятости  и другие мероприятия, разрабатываются  и утверждаются графики выходов  сотрудников ЦЗН на предприятия  района.

К каждому  совещанию ЦСЗ готовит информационные и методические материалы по рассматриваемым  проблемам.

По запросам работодателей ЦСЗ предоставляет  информацию о составе безработных, данные по анализу структуры вакансий. Такая информация доводится с определенной периодичностью до администраций муниципальных образований в разрезе сельских поселений.

В условиях сельской местности интересна в  данном направлении работа в Серовском районе, где действует «Специализированный консультационный пункт по информированию безработных граждан и работодателей о состоянии рынка труда».

Качество  информационных услуг значительно  повысило активность работодателей  в мероприятиях содействия занятости, из затраты по сравнению с 2010 г. увеличились в 3,2 раза и составили 6092,2 тыс. руб.

За отчетный период затраты на информирование из средств федерального бюджета составили 171,9 тыс. рублей.

В условиях разбалансированности рынка труда  социальная значимость общественных работ  актуально отражена в постановлении  областной Администрации «Об  организации общественных работ  на территории Свердловской области в 2011 году», которое утвердило виды общественных работ и объемы их финансирования за счет средств областного бюджета. Данное решение позволило обеспечить адресное направление средств, поступающих в виде взимаемой за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников государственной пошлины, на мероприятия по содействию трудоустройству граждан, в том числе на организацию общественных работ.

29 территориальных  программ, решающих ряд вопросов  социально-экономического развития  муниципальных образований, ярко  выразили приоритетность общественных  работ. Итогом их реализации  в 2011 году стало заключение 990 договоров, создавших условия для трудоустройства 4621 участника.

Общие затраты  на организацию и проведение общественных работ в 2011 году составили 6015,3 тыс. руб., в том числе:

- средства  федерального бюджета - 1469,2 тыс.  руб.

  • средства областного бюджета - 962,6 тыс. руб.
  • средства местных бюджетов - 1045 тыс. руб.
  • средства работодателей - 2538,5 тыс. руб.

Усиление  конкурентоспособности граждан, особо нуждающихся в социальной защите обеспечивалось в рамках 450 договоров на организацию их временного трудоустройства. Трудовые правоотношения с работодателями состоялись успешными для 754 безработных, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе получили работу 155 инвалидов; 216 многодетных и одиноких родителей;

Задачи  первоначальной адаптации несовершеннолетних граждан к труду и профилактика безнадзорности и правонарушений характерны для каждого решения, принятого  в целях организации занятости  подростков, начиная с Распоряжения Главы Администрации (Губернатора) Свердловской области от 20.04. 2011 года № 289 - А /р «О государственной поддержке и координации мероприятий по организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей и учащейся молодежи, временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и заканчивая целевыми программами в 10 районах области.

Повышенный  интерес несовершеннолетних граждан  к самостоятельному заработку и  дефицит финансовых ресурсов на эти  цели вывели средний размер материального  вознаграждения одного участника - 600 руб. при средней продолжительности  трудоустройства - 0,6 мес.

Результативность  данного направления работы в 2011 г. обеспечивалась системным взаимодействием департамента и центров занятости с органами образования и молодежной политики; органами внутренних дел; социальными учреждениями; активом общественных организаций и другими партнерами.

Особое  внимание при оказании профориентационных услуг уделяется психологической  поддержке безработным гражданам, способствующей социально-профессиональному  самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению  конкурентоспособности на рынке  труда. Традиционным видом оказания профориентационных услуг являются индивидуальные консультации, а также  групповые формы работы, которые  проводятся в рамках программы социальной адаптации через работу Клубов, таких как «Клуб ищущих работу» и «Новый старт».

Основные  цели программы «оказание содействия самозанятости населения» направлены на создание условий для расширения возможностей безработных граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, организовать собственное дело.

Малый бизнес не только инициирует появление новых  рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности граждан, вовлекая в трудовую деятельность и тех  из них, которые не обладают высокой  конкурентоспособностью на рынке труда  и вынуждены обращаться в государственную  службу занятости населения.

За 2011 год около 2000 человек получили консультации с целью оценки предпринимательских способностей и возможностей. Каждый из них получил первичную информацию о предпринимательской деятельности и психологическую установку на деловую активность. Профессиональное обучение основам предпринимательства прошли 833 безработных гражданина (14,8% от всей численности направленных на профессиональное обучение). Возможности службы занятости по оказанию содействия самозанятости вызвали интерес у 117 безработных граждан, которые, воспользовавшись финансовой помощью при подготовке учредительных документов, оплате государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, приобретение бланочной продукции, изготовление печатей и штампов и зарегистрировали предпринимательскую деятельность по производству сельхозпродукции; ремонту обуви, сантехнических устройств; на транспортные и парикмахерские услуги.

Расходы федерального бюджета на эти цели составили 167,2 тыс. руб.

Учитывая  психологический аспект, данное направление  работы следует ориентировать на молодежь. Ее первоначальное вовлечение в сферу малого и среднего бизнеса  следует осуществлять путем сопровождения  от стажировки к самостоятельной  форме занятости. В этих целях  целесообразно расширить формы  финансирования данной программы.

 

3.1 Организация работы по содействию занятости различных категорий граждан

 

В условиях сложившейся противоречивой ситуации на рынке труда области, когда, с  одной стороны, работодатель предъявляет  повышенный спрос на высококвалифицированную  рабочую силу, с другой стороны, граждане, нуждающиеся в социальной защите, не могут найти подходящую работу, усиливая социальное напряжение в обществе — занятость населения обеспечивается разработкой программных мероприятий, адресованных на эффективную работу с категориями безработных граждан.

Высокий уровень молодежной безработицы  подтверждают 42% граждан, обратившихся в возрасте 16-19 лет, от общей численности. Среди официально зарегистрированных безработных на 01.01.2012 г. доля молодежи составляла 31%.

Приоритетным  направлением работы с молодежью  остается профессиональное обучение и  различные формы первичной трудовой адаптации.

Реализованные программы обучения и стажировки позволили повысить конкурентоспособность  каждого четвертого из них. Трудовые правоотношения с работодателями оформил  каждый второй молодой человек, зарегистрированный в органах службы занятости.

Одной из главных задач остается организация  вторичной занятости студенческой молодежи как форма превентивных мероприятий. 2011 год стал годом рождения областного Штаба студенческих отрядов. В поддержку движения студенческих отрядов по инициативе департамента ФГСЗН были заключены отраслевые соглашения. Итогом студенческого лета 2011 г. явилась работа 58 трудовых и волонтерских отрядов, в которых приняло участие 11,5 тыс. студентов.

По данным статистики уровень женской безработицы  в течение многих лет превышает  уровень мужской безработицы. Причинами  женской безработицы являются невысокая профессиональная мобильность, обусловленная семейным положением и открытый характер дискриминации по полу и возрасту.

Среди официально зарегистрированных безработных на 1 января 2012 г. доля женщин составила 66% (на 01.01 2011 г. - 66%).

Вопрос  снижения женской безработицы Центрами занятости населения решается через  адаптацию женщин на рынке труда, повышением квалификации, осуществления  психологической поддержке, выработки  активной стратегии поведения на рынке труда, ориентации на самозанятость  и предпринимательскую деятельность.

За 2011 г. 12,7 тыс. женщин нашли работу или 54% от общей численности трудоустроенных, 28 тыс. женщин направлено на профессиональное обучение (48% от общей численности направленных на профобучение), получили услуги по профессиональной ориентации - 31,3 тыс. женщин. В рамках программы активной политики занятости населения в 2011 году в общественных работах приняли участие 2639 женщин, что составляет 57% от общего количества участников.

Информация о работе Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан (на примере деятельности Упр