Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан (на примере деятельности Упр

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

В 1992 г., впервые после 1930 года, когда была закрыта последняя биржа труда, в России были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с осуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного, нежели сложилось в российской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственная служба занятости России…………………………………6
1.1 Этапы становления………………………………………………………….6
1.2 Функции службы занятости……………………………………………….10

2. Обзор и анализ деятельности Управления Федеральной Государственной службы занятости населения по Свердловской области по содействию занятости населения региона…………………………….……………………11
2.1 Анализ ситуации на рынке труда Свердловской области………………11
2.2 Реализация социально-экономических, инвестиционных и иных федеральных целевых программ, оказывающих влияние на сферу занятости населения…………………………………………………………………………15
2.3 Реализация отраслевых программ содействия занятости……………….16

3. Мероприятия по содействию занятости населения по Свердловской области………………………………………………………………………….19
3.1 Организация работы по содействию занятости различных категорий граждан…………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.50 Кб (Скачать)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Обзор и  анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан (на примере деятельности Управления Федеральной Государственной службы занятости населения по Свердловской области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Государственная  служба занятости России…………………………………6

1.1 Этапы  становления………………………………………………………….6

1.2 Функции  службы занятости……………………………………………….10

 

2. Обзор и анализ деятельности Управления Федеральной Государственной службы занятости населения по Свердловской области по содействию занятости населения региона…………………………….……………………11

2.1 Анализ  ситуации на рынке труда Свердловской области………………11

2.2 Реализация  социально-экономических, инвестиционных  и иных федеральных целевых  программ, оказывающих влияние на  сферу занятости населения…………………………………………………………………………15

2.3 Реализация  отраслевых программ содействия  занятости……………….16

 

3. Мероприятия по содействию занятости населения по Свердловской области………………………………………………………………………….19

3.1 Организация работы по содействию занятости различных категорий граждан…………………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………..30

Список использованной литературы…………………………………………32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 1992 г., впервые после 1930 года, когда была закрыта последняя биржа труда, в России были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных. Появление безработных, а вместе с ними и возрождение проблемы безработицы оказалось прямо связанным с осуществляемым в настоящее время переходом к рыночной экономике.

Рынок предъявляет  и требует совершенно иного, нежели сложилось в российской практике, уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась  не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью  экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания  дополнительных источников рабочей  силы для укомплектования растущего  числа рабочих мест. Это привело  к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному  вовлечению в народное хозяйство  женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный  персонал, количество вакантных рабочих  мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно  привел к большим переменам в  использовании трудовых ресурсов. С  перестройкой хозяйственной жизни  страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказалось на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы.

Наиболее  угрожающим фактором роста безработицы  и массового высвобождения людей  из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине  производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических  связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением  числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто  вплоть до полной нищеты, и наносит  серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом  многочисленных дискуссий и исследований.

Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание в начале 90-х годов государственной службы занятости – ГСЗ (до 1996 года – Федеральная служба занятости).

Почти вековая  история развития государственной  службы занятости в рыночных экономиках убедительно доказывала ее способность  гибко реагировать на изменение  ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных и  вызовам времени. Именно поэтому  ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса  данного института.

Объектом  исследования данного курсового  проекта является Управление Федеральной  государственной службы занятости  населения по Свердловской области. Предмет курсового проекта – деятельность Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области по регулированию занятости населения в регионе.

 

1. Государственная  служба занятости России

 

1.1 Этапы становления

 

По данным Центра исследований рынка труда  и социальных процессов института  экономики РАН (30, с. 48) можно проследить динамику развития Государственной  службы занятости России.

Первый  этап (с 1991 до середины 1995 г.) - период бурного  развития ГСЗ. Реальная перспектива  массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной  структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон  о занятости населения, учреждается  внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль  федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах  страны, ее региональных и районных органов.

Быстрому  становлению ГСЗ способствовало не только наличие значительных финансовых ресурсов в образованном Государственном  фонде занятости, но и получение  кредитов международных финансовых институтов (прежде всего Всемирного банка). Средства направлялись на техническое  оснащение структур службы занятости; наем персонала, его обучение современным  методам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного  опыта и российским условиям.

Население достаточно долго не воспринимало безработицу  как реальную угрозу: в первые дореформенные  годы мало кто представлял, что с  опасностью потерять работу столкнется каждый седьмой экономически активный граждан России.

Адаптация к новому явлению проходила очень  болезненно и для самих безработных  и для сотрудников органов  Государственной Службы занятости. Значительная часть потерявших работу не обращалась в Службу занятости, потому что «стыдно быть безработным».

На протяжении первой половины 90-х годов безработица  росла высокими темпами, численность безработных (по методологии МОТ) увеличивалась на 66%, а регистрируемых безработных - в три раза.

Повышение востребованности населением услуг  ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 году в органах  ГСЗ было зарегистрировано 16,6% от общего числа безработных, то в 1995 году - 38,3%.

Тот период характеризовался быстрым накоплением  технического и ресурсного потенциала службы занятости. В значительной степени  это было обусловлено активной деятельностью  федеральной службы занятости России, ставшей главным идеологом и  генератором новых идей, распространяемых по всей вертикали, координатором и  «проводником» программ, реализуемых  в регионах.

Федеральная служба занятости была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших  из Минтруда России (бывшего Госкомтруда  СССР), с энергией и энтузиазмом  молодых специалистов, привлеченных на государственную службу из научных  центров.

Характерной чертой рассматриваемого периода было создание модельных центров занятости, в которых отрабатывались технологии наиболее эффективного обслуживания безработных. К середине 90-х годов удалось  полностью компьютезировать органы ГСЗ, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных, а специалистам этой службы получить соответствующее образование. По существу, в те годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работе прогрессивные технологии.

В самом  начале 90-х уровень безработицы  рассчитывался только по данным отчетности органов службы занятости, обратившихся граждан. Хотя обследование рабочей  силы, позволявшие рассчитывать показатель общей безработицы по методологии МОТ, стало проводиться с осени 1992 года, его итоги открыто не публиковались, а распространялись среди специалистов в качестве дополнительной информации.

Только  в сентябре 1994 года руководитель Федеральной  службы занятости России впервые  озвучил два показателя регистрируемую и общую безработицу.

Несмотря  на почти 50%-ный спад в экономике, уровень регистрируемой безработицы в 1995 году не превысил 2,5%.

Второй  этап (с середины 1995 года до 2001) - самый  противоречивый в развитии ГСЗ. С  одной стороны, этот период отличался  высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы, с другой ГСЗ приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся государственный фонд занятости, прекращение помощи международных финансовых институтов, сокращение поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал - обесцениваться.

За 1995-1999 г.г. численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась почти на 3 млн. человек, уровень безработицы в отдельные периоды достигал 15,3%, а многие регионы переступили порог 20% безработицы. Данный период характеризовался увеличением продолжительности безработицы, формированием очагов высокой безработицы во всех субъектах РФ. За исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Во второй половине 90-х годов практически каждый регион по показателям безработицы представлял собой мини-Россию с таким же (как между субъектами) десятикратным разбросом соответствующих показателей между районами. Местные органы службы занятости были не в состоянии изменить ситуацию.

Пережив первый «шок» от знакомства с безработицей, население, по сути начало учиться жить в новых координатах и обращение в органы ГСЗ постепенно стало восприниматься как первый шаг к нахождению работы. По данным обследования, проведенного Госкомстатом в 1997 г., 39,9% населения ассоциировали службу занятости с основным каналом поиска работы.

В 2002-2007 г.г. наиболее динамично развивались такие направления деятельности ГСЗ, как предоставление консультационных и профориентационных услуг (не только безработным, но и работодателям). Стали реализовываться специальные превентивные программы, адресованные определенным категориям населения (работникам, намечаемым к высвобождению, выпускникам учебных заведений, школьникам старших классов). В образовательных учреждениях начали вводить курсы по профессиональной ориентации, дающие базовые ориентиры при выборе профессии и навыки поиска работы. Снижение количества обращений граждан в органы ГСЗ обусловливалось рядом причин. Во-первых, стремлением безработных самостоятельно действовать на рынке труда и использовать современные альтернативные формы поиска работы, прежде всего через средства массовой информации. В значительной степени это заслуга работников региональных и районных органов Службы занятости, которые перешли на новые взаимодействия с безработными -«помоги себе сам, а мы научим тебя как это лучше сделать». Во-вторых, внесением в Закон о занятости, которые ужесточили условия получения статуса безработного и права на пособие, сократили период выплаты пособия для определенных категорий безработных (высвобожденных работников, лиц, уваленных за нарушение трудовой дисциплины и т.д.). В-третьих, усложнением процедуры подтверждения статуса безработного в период безработицы (введение плана поиска работ).

 

 

 

 

1.2 Функции службы  занятости

 

  1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  2. Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации, оставляет время для  разбора различных вариантов  принимаемых решений. Основным средством  автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также  представляется создание распределительных  информационных систем, сети локальных  баз данных с обменом информацией  между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном  уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

Информация о работе Обзор и анализ деятельности организаций инфраструктуры рынка труда по содействию в трудоустройстве граждан (на примере деятельности Упр