Водный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Круиз - водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Если обращаться к целям туризма, видимо, круиз - самый подходящий образ путешествия, способный принести удовлетворение отдыхающему. Спокойное, медленное передвижение по водным пространствам, в противовес энергичной напряженной обычной жизни в современном обществе, снимает накопившиеся стрессы, а свежий воздух и регулярное питание способствуют оздоровлению организма. При правильной и комфортной организации проживания, питания и достаточного развлечения на борту и экскурсионных программ на берегу в период временных стоянок - круиз является одним из самых изысканных и благодатных видов путешествий

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     Обычно  при организации речных круизов  в России используются многопалубные  теплоходы на следующих транспортных водных системах:

     - Беломоро-Балтийский канал. Соединяет Онежское озеро и Балтийское море, однако практически по каналу могут проходить лишь маломерные и плоскодонные речные суда, а речные круизные лайнеры и суда «река — море» из-за низкой осадки этим путем не следуют;

     - каналы системы Волго-Балтики соединяют Онежское озеро и систему реки Волги. Они образуют протяженный речной путь, соединяющий Балтийское море — Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро — реку Свирь — Онежское озеро и далее с бассейном реки Волга. Это традиционный речной путь, по которому с 15-16 мая по 19-30 сентября наряду с сухогрузами, танкерами, караванами барж, следует множество круизных пассажирских круизных судов;

     - Волго-Донской канал. Соединяет реку Волгу (Волгоград) и реку Дон (г. Калач), обеспечивая возможность организации круизов из Москвы через Волгу в Азовское море или в обратном направлении;

     - сибирские реки Обь и Иртыш позволяют выполнять туры по маршрутам Омск — Ханты-Мансийск — Омск, Сургут — Салехард — Сургут;

     - по реке Енисей выполняются круизные туристские маршруты Красноярск — Дудинка — остров Диксон с выходом в Енисейский залив;

     - в круизе по реке Лена (теплоход «Михаил Светлов») туристы знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где добывается алмазная руда), активно занимаются рыбалкой и охотой, совершить полет на параплане, катание на водных мотоциклах, купание в сборном бассейне, установленном на палубе. С этой целью вместе с круизным теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток (лицензии на охоту выдаются на месте, а начинающим охотникам помогают опытные инструкторы). Повара, обслуживающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. В круизе по этой реке самые незабываемые впечатления производят Ленские Столбы — скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси на берегу Северного Ледовитого океана;

     - озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. В туристском смысле наиболее освоена южная часть озера: турфирмы Иркутска организуют 7—20-дневные круизы по Байкалу.

     В 2004 году активно развивались международные экскурсионные туры по маршруту Санкт-Петербург (Россия) — Вена (Австрия) с переходом по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным каналам. Затем круизное судно совершало плавание по Азовскому и в Черному морям с заходом в порты Новороссийск и Сочи, а далее - переход по Дунаю до Вены и обратно. 

     2.2 Анализ деятельности  туристических организаций  и перевозчиков по организации речных круизов  

     В России внутренние речные круизы проходят по пяти бассейнам, в которых предусмотрен заход в 41 порт. Крупнейший морской порт России — Санкт-Петербург. Он принимает океанские лайнеры ведущих круизных компаний мира. Здесь функционируют десятки регулярных, сезонных и чартерных маршрутов в Швецию, Финляндию, Норвегию, Германию и другие европейские страны. Следует отметить, также такие порты, как Калининград, Мурманск, Архангельск, Владивосток, Находка, Новороссийск, Сочи, Туапсе.

     В России организуются следующие рейсы:

     - туристские, действующие по специальным маршрутам и расписаниям. Они рассчитаны на большую продолжительность поездки, во время которой туристам предоставляется определенный комплекс услуг;

     - прогулочные, продолжительностью не более шести часов, без остановок в портах и без предоставления экскурсий и досуго-развлекательного обслуживания;

     - специальные, выполняемые по отдельным заказам;

     - линейно-транспортные — регулярные рейсы между отдельными портами для перевозки пассажиров по установленным маршрутам и расписаниям.

     Судоходными реками России в европейской части  являются Волга, Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень, Печора.

     В азиатской части судоходны Обь  и ее притоки Иртыш, Тобол и Ишим, реки Енисей, Ангара, Лена с притоками Витим, Олекма, Вилюй и Алдан, а также Амур и судоходные участки на северных реках Яна, Индигирка и Колыма.

     Бассейны  рек Волга и Дон соединены  друг с другом Волго-Донским (протяженностью 101 км), а с Ладожским и Онежским озерами Волго-Балтийским (1100 км) и Беломоро-Балтийским (227 км) судоходными каналами.

     Протяженность Северо-Двинской системы составляет 130 км, канала Москва-Волга - 128 км, а длина Сайменского канала между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия) составляет 43 км.

     На  внутренних водных путях расположено  около 700 судоходных гидротехнических сооружений, причем, протяженность  искусственных судоходных путей  составляет 13,8 тыс. км.

     Общая протяженность эксплуатируемых  внутренних водных путей составляет 101,8 тыс. км, из них:

     а) 72,3 тыс. км имеют знаки судоходности;

     б) 46,2 тыс. км с гарантированными глубинами;

     в) 30,5 тыс. км с освещаемыми и светоотражательными знаками;

     г) 26,611 тыс. км в европейской части страны при средней плотности сети судоходных линий 6,6 км на 1 тыс. км2;

     д) 59,905 тыс. км - в азиатской части станы при средней плотности сети судоходных линий 4,5 км на 1 тыс. км2 [9, c.20].

     Эксплуатируется на внутренних водных путях 18291 судно  технического флота и пассажирские суда, из них моложе 10-яш лет только 354.

     При разработке программ и описании маршрутов  круизов по внутренним водным путям, как в своем регионе, так и  удаленных районах России, туроператор  должен иметь в виду доступность тех или иных транспортных средств и существующую инфраструктуру.

     В навигацию 2007 г. действовали более 300 регулярных пассажирских и 125 туристских линий, 565 речных переправ и паромов.

     В 2008 г. имелось 125 речных и озерных портов, а перевозочную деятельность осуществляли 1675 судоходных компаний.

     Главные пассажиропотоки проходят по рекам  Волге, Се верной Двине, Енисею, Амуру, Лене, а также по Волго-Балтийскому  пути.

     К 2007 г. пассажиропоток возрос до 27,5 млн. человек и распределился так:

     - 57% (15,7 млн. чел.) всех пассажиров перевозиться внутри городов;

     - 37% (10,3 млн. чел.) перевозиться в пригородном сообщении;

     - 5% (1,4 млн. чел.) — в дальнем сообщении.

     Еще в 1988 г. для иностранных и отечественных  туроператоров судовладельцами  были выполнены рекламные рейсы  по маршрутам Ленинград - острова Валаам, Кижи - Петрозаводск и по реке Лена по маршруту Якутск - устье реки Витим на теплоходах проектов 302 и КУ-065.

     В 1990 г. был выполнен рекламный рейс по маршруту Москва - Санкт-Петербург, а с 1991 г. были открыты постоянные маршруты Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург.

     В начале 90-х гг. ряд пароходств стали  работать с иностранными туристскими организациями напрямую.

     1Россия, богатая судоходными реками и озерами, не осталась в стороне от развития данного направления туризма. Правда, для реализации круизов российские компании предлагают в основном теплоходы, построенные еще по заказу СССР на судостроительных верфях Германии, Чехословакии и Финляндии.

     Среди наиболее комфортабельных речных лайнеров выделяются суда дальнего следования проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов представляют собой трех-, четырехпалубные суда с 1-, 2-, 3- и 4-местными каютами, оборудованными санузлами, кондиционерами и холодильниками. Ha теплоходах работают ресторан, бар, два салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью поддержания их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути и даже в Китае по реке Янцзы (после приобретения некоторых из них китайскими перевозчиками). В межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц.

     Помимо  этого, в России для осуществления  речных круизов используются теплоходы проектов Q-040 («Василий Суриков», «Илья Репин», «Максим Горький» и др.), Q-065 («Сергей Есе­нин» и др.), 92-016 («Феликс Дзержинский», «Федор Шаляпин», «Георгий Жуков» и др.), 305 («Башкортостан», «Салават Юлаев») и др.), 588 («Родина», «Михаил Кутузов», «Мамин-Сибиряк» и др.).

     В качестве организатора речных путешествий  могут выступать либо сами судовладельцы, либо туристские компании. Например, Волжское речное пароходство осуществляет на теплоходах «Рихард Зорге», «Александр Свешников» следующие круизы: «Золотые купола России» по маршруту «Москва-Нижний Новгород­Москва» (10 дней) с посещением Углича, Мышкина, Костромы, Плёса, Мурома; «Узоры Костромы» по маршруту «Москва-Плёс-Москва» (6 дней) с посещением Углича, Мышкина, Ярославля, Костромы; кратковременные трехдневные путешествия пo маршрутам «Москва-Углич-Москва» и «Москва-Тверь-Москва». Другой известный перевозчик - Московское речное пароходство предлагает круизные программы «Москва-Астрахань-Москва» (20 дней), «Москва- Санкт-Петербург- Москва» (продолжитель­ностью 9 и 13 дней), «Москва-Ярославль-Москва» (5 дней), «Москва-Углич-Москва» (3 дня). Судоходная компания «Вояж», работающая в ростовском регионе, предлагает речные круизы по рекам Дону, Волге, Северный Донец, Маныч.

     Хлебниковский судоремонтный завод (одно из подразделений Московского пароходства), имеющий во владении двухпалубные теплоходы проек­та 305 «Г.Пирогов» и «А.Шемагин», для невзыскательных тури­стов разработал программы окско-волжских поездок. Ряд пароходств - Камское, Московское, Енисейское, Ленское, Амурское и др. - заключают договоры с зарубежными компаниями Ha кру­изное обслуживание иностранных граждан. 

     Российские  туристские компании, занимающиеся речными  путешествиями и круизами, имеют  свой флот или берут его во фрахт у судовладельцев. При сдаче судна во фрахт судовладелец может заключать договоры на обслуживание его во время стоя­нок, закупать питание, предоставлять заказчику теплоход, заправленный топливом. Этот способ сотрудничества обходится турфирмам дороже, хотя он менее хлопотный. Во втором случае оператор сам занимается заключением договоров со стоянками, при­обретением топлива, питания и т. д. Данный вариант более трудоемкий и ответственный, поскольку арендатор отвечает за каче­ство обслуживания Ha всем пути следования туристов. Однако такая организация круиза предоставляет турфирмам больше возмож­ностей для минимизации расходов и соответственно для удешевления пакета. Вообще фрахт крупного теплохода может составлять от 4000 до 8000 $ США в сутки.

     Водные путешествия, ориентированные в основном нa отечественного потребителя, организуют: «Столичная судоходная компания», «Волга-Тур-Флот», «Речтурфлот», «Водо­лей», «Паллада», «Гама», «Соника», «Русские путешесгвия», «Сва­рог», «Волжские путешествия», «Алроса Трэвел», «Спутник-Гер­мес» и другие фирмы. Круизные туры, рассчитанные на иностран­ных граждан, продают фирмы «Ортодокс», «Турнорус», «Вис­Круиз», «Глобал-Сервис-Тур», «Мостурфлот» и др. Круизы на теплоходах по зарубежным рекам можно осуществить с помощью таких известных операторов, как «Ланта-Тур-Вояж, «Нептун», «МОНФО Турс», «Большой круиз» и др.

      

     2.3 Перспективы развития  внутреннего круизного  рынка РФ 

     На 2009 год глубина продаж туров увеличилась на 50 процентов. Это связано с тем, что цены на свои услуги круизные компании стараются держать на прошлогоднем уровне, а кое-где и даже снизили их. В минтрансе "РГ" тоже подтвердили, что перевозки по экскурсионно-прогулочным маршрутам в последние годы развиваются достаточно динамично.

     Многие  судоходные компании стали активно модернизировать свой флот для того, чтобы привлечь туристов на экскурсионно-прогулочные маршруты - появились плавучие кафе, рестораны и дискотеки. Различные частные фирмы, приобретая суда, ориентируются именно на такие перевозки.

     Круизы  по праву считаются одним из самых красивых видов отдыха. Белый лайнер, покачивание волны, официант с коктейлем и вереница мелькающих по борту городов и деревень... Разве можно отдыхать лучше? Правда, многие россияне до сих пор уверены, что эта мечта неосуществима.

Информация о работе Водный транспорт