Водный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Круиз - водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Если обращаться к целям туризма, видимо, круиз - самый подходящий образ путешествия, способный принести удовлетворение отдыхающему. Спокойное, медленное передвижение по водным пространствам, в противовес энергичной напряженной обычной жизни в современном обществе, снимает накопившиеся стрессы, а свежий воздух и регулярное питание способствуют оздоровлению организма. При правильной и комфортной организации проживания, питания и достаточного развлечения на борту и экскурсионных программ на берегу в период временных стоянок - круиз является одним из самых изысканных и благодатных видов путешествий

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     Еще весной 2009 г. Ассоциация тур операторов России (АТОР) заявляла о том, что количество российских туристов, выбравших речные круизы, по стране в том году может достигнуть докризисного уровня. По оценке аналитиков, в том сезоне в круизы должно отправиться более 100 тысяч человек. Однако эти цифры несопоставимы с той огромной армией отдыхающих, ежегодно выезжающих на заграничные курорты (по данным минспорттуризма, турпоток из России в прошлом году составил 9,6 миллиона человек). Эксперты столь существенную разницу объясняют наличием целого ряда мифов о круизах. Первый, и, пожалуй, самый главный из них связан с дороговизной круизных путешествий.

     Стоимость круиза сегодня сопоставима со стоимостью путевки в хорошем отеле в  Турции или Египте - порядка 1000 евро. Однако, по нашим данным, четырехдневные туры с посещением Углича, Ярославля или Елабуги стоят в этом сезоне 13 - 15 тысяч рублей. Недельные круизы Москва - Санкт-Петербург с заездом на Валаам и Кижи - от 25 тысяч рублей (цена круиза зависит от категории каюты и ее расположения). Прокатиться на теплоходе до Астрахани можно за 19 тысяч рублей. С возвращением обратно тем же водным путем - 36 тысяч рублей. При этом путешественник получает массу дополнительных услуг: в стандартный турпакет, как правило, включен комфортный номер с душем, кондиционером, холодильником, трехразовое питание. Этим летом туроператоры завлекают отдыхающих дополнительным бонусом. У туристов теперь есть возможность посещать SPA-салон фактически прямо на палубе теплохода, для этого из Таиланда были выписаны массажистки. При этом, как уверяют представители бизнеса, наличие дополнительной услуги никак не влияет на стоимость тура. Для тех, кто заказывает путевки заранее, скидка порой доходит до 15 процентов. Для постоянных клиентов - 5 процентов. Кстати, по статистике, больше всего возвратных туристов именно на речных круизах. Как правило, до 50 процентов клиентов отдыхают на воде снова и снова.

     Второй  миф - в круизы ездят только пенсионеры и кроме созерцания красот за бортом делать там нечего.

     Любопытно, но когда в прошлом году выездной туристический рынок испытывал  большие трудности (по данным минспорттуризма, турпоток из России сократился на 15 процентов  по сравнению с 2008 годом, по оценкам  туроператоров - на 20-25 процентов), единственные, кто практически не пострадал - круизы.

     Спрос на этот вид отдыха просел меньше всего. Между тем большую часть туристов, путешествующих водным транспортом  по российским рекам, составляют вовсе  не россияне. Так, в Москве и Санкт-Петербурге почти две трети туров выкупается иностранцами. Основные потребители российского круизного продукта - это немцы и финны. Число последних этим летом станет даже больше, чем в докризисном 2008 году.

     В Новгородской области уверены, что  у речного туризма большое  будущее. Во всяком случае, на нынешний июнь запланировано пять круизов из Петербурга, и все билеты на них уже раскуплены. ( «Волхов - прекрасная река, прямая, глубоководная. Очень жаль, что последние 20-30 лет судоходству не уделялось никакого внимания. Но сейчас мы активно занялись его возрождением вместе с Федеральным агентством морского и речного транспорта России, - говорит представитель новгородской администрации. - Есть договоренность с минтрансом о том, что в будущем в Новгороде появится филиал транспортного института, готовящий специалистов для речного судоходства»).

     Впрочем, ситуация с водным туризмом не везде  радужная. В Карелии сейчас кризис водных перевозчиков, конкурса на их услуги практически никакого. В прошлом  году был страшный скандал по этому  поводу. Фирма, являвшаяся монополистом, брала только за одну швартовку судна на острове Кижи 25 тысяч рублей. Такие цены могли позволить себе только крупные компании. Кроме того, увеличилась стоимость билетов на самый популярный остров Кижи, теперь туда и обратно это обойдется в 1200 рублей для одного человека. Если это семья, то путешествие практически неподъемное.

     В Омской области осуществить круиз  по Иртышу сегодня можно лишь на одном теплоходе "Римский Корсаков". Маршрут Омск-Тара-Тобольск-Салехард открылся десять лет назад и до сих пор остается единственным. Отчаливает судно раз в неделю. Проезд в двухместной каюте обходится пассажирам в 7 тысяч рублей.

     В целом же речному круизному туризму  мешают развиваться высокие налоги, рост цен на топливо. Представители  отрасли также жалуются на отсутствие финансовой поддержки со стороны государства. А держаться круизным компаниям на плаву позволяет диверсификация бизнеса. Основные игроки рынка занимаются не только речным туризмом, присутствуя и в других сегментах туристического рынка. Некоторые фирмы владеют пансионатами. Многие наряду с деятельностью по туризму осуществляют "банкетную" загрузку судов.

     История речного туризма в России насчитывает не одно десятилетие. И это неудивительно: редкая страна может похвастаться столь развитой системой водных путей.

     Еще в середине позапрошлого века на Волге  появились первые пассажирские пароходы. Их сборку в Твери организовало общество «Самолет». И сегодня, изучая прошлое, специалисты задумываются, как и  что необходимо сделать, чтобы о пассажирском речном флоте можно было сказать: у него перспективное будущее.

     Когда-то слова «круиз» не существовало. Не было и круиза как такового. Пароходы служили по большей части перевозочным средством, весьма, однако, недешевым. Отсюда и представление о теплоходе как о чем-то элитном. Круизы в нынешнем понимании сформировались лишь в двадцатом столетии. И немалую роль в их развитии сыграло появление в 1964 году Волго-Балтийского водного пути.

Действительно, сегодня пассажирский речной флот уже  давно перешел из транспортной индустрии в туристическую. Массовая доля туристов, предпочитающих речные круизы, в общем въездном туристическом потоке в Россию составляет не менее 13%. Традиционно крупные туроператоры-речники предлагают широкий спектр маршрутов разной продолжительности, которые охватывают почти всю европейскую часть России. В настоящее время основной пассажиропоток приходится на комфортабельные четырехпалубные суда проектов 301, 302, 92-016, Q-040, Q-056. И здесь двух- и трехпалубные пассажирские теплоходы уже не выдерживают конкуренции: по оценке специалистов, они смогут продержаться на рынке не более 5 лет.

     Однако  в современных условиях туристическому флоту приходится сталкиваться с  рядом серьезных проблем. Так, работу круизных компаний во многом осложняет малая пропускная способность Волго-Балтийского канала. На некоторых участках ширина судового хода при глубине 4 м составляет менее 40 м. Кроме того, в последние годы участились случаи сбоев в работе шлюзов по вине оборудования. Сегодня вряд ли можно сказать, что канал справляется с пассажирским и грузовым судопотоками, интенсивность которых за последние 10—15 лет значительно увеличилась. В таких условиях операторы речных круизов испытывают значительные сложности при составлении графиков движения пассажирских судов.

     Не  меньшую опасность для дальнейшего  развития пассажирского речного  флота представляет процесс обмеления  российских внутренних водных путей. Так, лимитирующий по глубине участок  Волги Нижний Новгород — Городец может спровоцировать нарушение графиков шлюзования, а, следовательно, срыв расписаний круизных судов и экскурсионных программ. Обмеление реки на этом участке ставит под угрозу прохождение крупнотоннажных грузовых теплоходов с осадкой 2,9 м и более, а также туристических четырехпалубников. В условиях такой нестабильности круизным операторам крайне сложно работать и выполнять свои обязательства перед партнерами. Мелеет и Ока. А ведь у этой реки огромный туристический потенциал, она пользуется популярностью среди отечественных речных путешественников. В последнее время навигация по Оке осуществляется, как правило, до конца июня и только на двухпалубных теплоходах. А с уходом их с рынка судоходство по Оке может прекратиться вообще. Так что тут просматривается реальная угроза сокращения географического охвата предлагаемых туристических маршрутов. Поэтому поддержание гарантированных глубин на внутренних водных путях крайне необходимо для обеспечения нормального функционирования флота в целом.

     Существуют  у пассажирского флота и другие проблемы, требующие немедленного реагирования. Например, в навигацию 2009 года под угрозой возможность захода судов на остров Кижи, один из наиболее популярных, «брендовых» объектов на маршруте Москва — Санкт-Петербург.

Ранее причал острова Кижи принимал до пяти пассажирских теплоходов одновременно. Однако Ространснадзор решил навести порядок, заявив, что стоянка здесь возможна лишь в один корпус: об этом свидетельствует проектная документация причала. Так что всем операторам речных круизов пришлось приступить к пересмотру расписаний теплоходов с целью исключения из программы заход на остров Кижи. В результате, во-первых, серьезно пострадают туроператоры, ведь исключение из программы музея-заповедника, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, отразится на спросе среди российских и иностранных клиентов. Во-вторых, сам музей «Кижи» лишится большинства туристов, и ему останется уповать лишь на поддержку государства. Но все же у туроператоров еще теплится надежда на помощь Федерального агентства морского и речного транспорта в разрешении этой проблемы.

     Другой  актуальной проблемой рынка речных круизов в России на протяжении нескольких лет остается создание туристических  теплоходов нового поколения. Эта тема обсуждается достаточно давно. Причем как в бизнес кругах, так и во властных структурах. И практически все крупные российские туроператоры так или иначе заявляли о своем намерении вывести на рынок новые суда. Но, как говорится, воз пассажиропотока и ныне там — на старых «немцах» и «австрийцах»!

     К сожалению, существующая динамика развития круизного туризма в России не самая благоприятная, равно как  и прогнозы специалистов. Но оптимизм остается, отрасль будет развиваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Рекомендации по развитию речных круизов 

     3.1 Комплекс мероприятий  по развитию круизного  дела 

     Анализ  состояния водно-круизного туризма  в России и выявленные проблемы позволили разработать ряд рекомендаций по совершенствованию водно-круизного туризма в стране:

     1. В будущем возможно развитие водного туризма, прежде всего, при координации государственных органов туризма и частного бизнеса в целях максимально полного использования потенциала России - богатств природы, учитывая этнокультурный потенциал, а именно традиции, обычаи, обряды, народные промыслы. Охватить водным туризмом все бассейны рек России, в том числе ее периферийные части, где сосредоточены еще малоизмененные природные комплексы. Шире использовать охраняемые территории.

     2. Также в целях развития водного  туризма необходимо применение новых маркетинговых подходов в деятельности предприятий сферы туризма.

     Журналы, специальная литература и сайты  INTERNET являются важным источником информации о деятельности лидеров и конкурентов. Необходимо в журналах расширить сеть публикаций о возможностях водно-круизного туризма.

     3. Расширения спектра дополнительных  элементов обслуживания можно  достичь за счет внедрения  новых составляющих в перечень  обслуживания, нацеленных на достижение  положительного восприятия. А так  же за счет предложения новых, необычных маршрутов (особенно водных круизов).

     4. Учитывая имеющийся в стране ресурсно-туристический и, прежде всего, природный потенциал, можно выделить наиболее привлекательные для российских и зарубежных туристов новые формы водно-круизных маршрутов. Интерес вызывают в стране объекты, явления, процессы, которые малознакомы. Ее природные объекты способны обеспечить как тематические (исторические, этнографические, природные, экологические), так и комплексные туристические маршруты.

     5. Необходимо развивать водные туры с познавательно-развлекательной целью. Эти туры для любителей спокойного отдыха с использованием исторических и природных ресурсов. На маршрутах могут быть предусмотрены так называемые «зеленые стоянки» в самых живописных местах, с непременным пикником на природе во время которых пассажиры теплоходов могут отдохнуть, совершить приятную прогулку, познакомиться с природой.

     6. Целесообразно приглашать к участию  в экскурсионно-познавательных и  развлекательных водных путешествиях  популярных знаменитых артистов, спортсменов, политиков и иных известных личностей, присутствие на борту которых может служить привлекательным мотивом для участия в путешествии в славной компании.

     7. Привлечение иностранных туристов, иностранных туристов в России привлекают исключительно российские столицы. И дело не в отсутствии интереса к другим городам России, а низкий уровень обслуживания и сервиса. Кроме того, негативно влияют на въездной поток политика российских музеев и отсутствие института подготовки квалифицированных гидов. Так же негативным моментов, была позиция российских гостиниц, которые до последнего момента держали высокие цены.

     8. Необходимо делать акцент на гибкой ценовой политике, так как, по мнению участников круизного направления отдыха, активный спрос и практически полная наполняемость судов – следствие гибкой ценовой политики компании, позволяющей растянуть поток туристов на весь навигационный период.

Информация о работе Водный транспорт