Техническое обслуживание и ремонт коробки передач ВАЗ- 2110

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

В ходе написания курсовой работы рассмотрены основы обеспечения работоспособности коробки передач; изучено устройство кпп. Мы ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для кпп, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности коробки передач. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………….3
2. Назначение, устройство и принцип работы……………………………4
3. Неисправности узлов и агрегатов КПП и их устранение……………..9
4. Техническое обслуживание и ремонт………………………………...13
5. Общие требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей………………………………………...29
8. Заключение……………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсач пилипенко.docx

— 509.90 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………………………….3

2. Назначение, устройство и принцип работы……………………………4

3. Неисправности узлов и агрегатов КПП и их устранение……………..9

4. Техническое обслуживание и ремонт………………………………...13

5. Общие требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей………………………………………...29

8. Заключение……………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Трансмиссия автомобиля состоит из многих элементов. Одним из главных элементов является коробка передач. Она используется для того, чтобы менять крутящийся момент, направление движения и скорость автомобиля. А ещё применяется для разъединения двигателя от трансмиссии.

Механическая трансмиссия является самой распространённой во всём мире. Этому способствует простая конструкция и надёжная, а также то, что во время различных манипуляций при езде на автомобиле применяется ручное управление. Кроме надёжности и полного контроля водителем переключения передач она ещё и экономичнее в плане расхода топлива по сравнению со своим автоматическим аналогом. Но для простоты вождения всё больше людей хотят иметь автомобиль с автоматической коробкой передач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Назначение, устройство и принцип работы

Короба передач механическая (ещё можно встретить аббревиатурное название МКПП или просто ― механика) состоит из многоступенчатого цилиндрического редуктора, где переключать передачи необходимо вручную. Смотря сколько автомобиль имеет передач, коробка бывает: четырёхступенчатая, пятиступенчатая, шестиступенчатая, семиступенчатая и больше. Механическая КП относится к ступенчатым видам, т.е. крутящий момент в ней изменяются ступенями. Ступенью (или передачей) называется пара взаимодействующих шестерён. Каждая из ступеней обеспечивает вращение с определённой угловой скоростью или, другими словами, имеет своё передаточное число. 
Передаточным числом называется отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни. Разные ступени КП имеют разные передаточные числа. Низшая ступень имеет наибольшее передаточное число, высшая ступень ― наименьшее.

1 – подшипник  выключения сцепления; 2 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 3 – шестерня ведущая главной передачи; 4 – роликовый подшипник вторичного вала; 5 – маслосборник;      6 – ось сателлитов; 7 – ведущая шестерня привода спидометра; 8 – шестерня полуоси; 9 – коробка дифференциала; 10 – сателлит; 11 – картер сцепления; 12 – ведомая шестерня главной передачи; 13 – регулировочное кольцо;        14 – роликовый конический подшипник дифференциала; 15 – сальник полуоси; 16 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала;                          17 – синхронизатор I и II передач; 18 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 19 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала;         20 – синхронизатор III и IV передач; 21 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 22 – шариковый подшипник вторичного вала; 23 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 24 – синхронизатор V передачи;       25 – вторичный вал; 26 – задняя крышка картера коробки передач;                27 – ведущая шестерня V передачи;  28 – шариковый подшипник первичного вала; 29 – первичный вал; 30 – картер коробки передач; 31 – роликовый подшипник первичного вала; 32 – сальник первичного вала; 33 – сапун.

 

Схема работы следующая: первичный вал (29) выполнен в виде блока ведущих шестерён, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал (25) ― полый, со съёмной ведущей шестерней (3) главной передачи. На вторичном валу расположены ведомые шестерни (16, 18, 19, 21, 23) и синхронизаторы (17, 20, 24) передач переднего хода. Передние подшипники (4, 31) валов ― роликовые, задние (22, 28) ― шариковые. Под передним подшипником вторичного вала расположен маслосборник (5), направляющий поток масла внутрь вторичного вала и далее под ведомые шестерни. Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца (13). К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня (12) главной передачи.

Схема привода переключения передач:

 

1 – рычаг штока  выбора передач; 2 – рычаг выбора передач; 3 – картер коробки передач;  4 – картер сцепления; 5 – шток выбора передач; 6 втулка штока; 7 – сальник штока; 8 – защитный чехол; 9 – корпус шарнира; 10 – втулка шарнира; 11 – наконечник шарнира; 12 – хомут; 13 – защитный чехол тяги; 14 – тяга привода управления коробки передач;  15 – рычаг переключения передач; 16 – обойма шаровой опоры; 17 – шаровая опора рычага переключения передач; 18 – реактивная тяга.

 

Привод управления КП состоит из рычага (15) переключения передач, шаровой опоры (17), тяги (14), штока (5) выбора передач и механизмов выбора и переключения передач (скорченно «П»). Чтобы исключить самопроизвольное выключение П вследствие осевого перемещения силового агрегата на своих опорах при движении автомобиля, в привод управления КП введена реактивная тяга (18), один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма (16) шаровой опоры рычага (15) переключения П. На внутреннем конце штока (5) закреплён рычаг (1), что действует на трёхлетий рычаг (2) механизма выбора П. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

 

Механизм выбора передач:

 

1 – рычаг выбора  передач (переднего хода);  2 – направляющая ось блокировочных скоб; 3 – ось рычага выбора передач; 4 – пружина;                  5 – стопорное кольцо; 6 – ось вилки заднего хода; 7 – блокировочная скоба;   8 – вилка включения заднего хода; 9 – рычаг выбора передач (заднего хода); 10 – корпус механизма выбора передач.

 

В корпусе (10) механизма выбора передач крепятся две оси. На оси (3) установлены трёхлетий рычаг выбора передач, две блокировочные скобы (7 и 12). Другая ось (2) проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Плечо рычага (1) выбора передач служит для включения П переднего хода, плечо рычага (9) ― для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси (6) установлена вилка (8) включения заднего хода. В коробку передач автомобиля ВАЗ 2110 заливается масло, уровень которого должен находиться между контрольными метками указателя уровня масла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Неисправности узлов и агрегатов КПП и их устранение

 

Причина неисправности

Способ устранения

1) шум в коробке передач (шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление)

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун

Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белесоватого цвета, ее можно увидеть на щупе)

Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно. Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место

Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен

Замените изношенные подшипники, шестерни

2) передачи включаются  с трудом, посторонние шумы отсутствуют

Деформирована тяга привода механизма переключения передач

Выправьте или замените тягу

Ослабли винты крепления шарнира или рычага штока выбора передач

Затяните винты (можно на анаэробном герметике для резьб)

Поломка пластмассовых деталей механизма переключения

Замените детали

Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

Сломаны пружины механизма выбора передач, деформированы его детали

Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе

Ослабление посадок вилок переключения передач на штоке

Подтянуть фиксаторы вилок на штоках

Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

3) передачи самопроизвольно  выключаются

Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора

Замените дефектные детали

Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

Ослабли пружины в механизме выбора передач, изношены штоки

Замените изношенные детали

Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата

Замените опоры

Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи

Нет масла в картере коробки передач

Долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун

Повреждены подшипники, зубья шестерен

Замените подшипники, шестерни

Износ кольца синхронизатора включаемой передачи

Замените кольцо

4) шум главной передачи (шум со стороны коробки передач  только при движении автомобиля)

Износ или разрушение подшипников

Замените разрушенные и изношенные подшипники (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала

Увеличен зазор в зацеплении шестерен главной передачи, изношены их зубья

Изношенные шестерни замените

5) утечка масла

Износ сальников: первичного вала, ШРУСов, штока выбора передач, износ уплотнителя вала привода спидометра

Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач

Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают сальники

Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте. Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях - замените валы и сальники

Большой люфт первичного вала коробки передач

Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените

Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач, повреждена прокладка между их сопрягающимися поверхностями

Подтяните резьбовые соединения. Замените прокладку

Неплотно завернуты сливная пробка, датчик заднего хода

Подтяните сливную пробку, датчик


 

Почти все они выявляются при движении автомобиля в следующих режимах:

1. На прямой передаче - в натяг, когда зубья шестерен  работают с полной нагрузкой  при движении автомобиля вперед (по переднему ходу).

2. Накат (выбег) с выключенной  коробкой передач, когда шестерни  главной передачи могут работать  на переднем и заднем ходу  с минимальной нагрузкой.

3. Накат с торможением  двигателя, когда зубья шестерен  главной передачи работают на  заднем ходу с повышенной нагрузкой.

На переменных режимах движения могут быть выявлены недостатки в работе всей трансмиссии.

В случае частичной или полной разборки главной передачи рекомендуется проверять состояние и размеры рабочих поверхностей сопрягаемых узлов и деталей для определения степени их износа и возможности дальнейшей эксплуатации.

 

 

 

 

4. Техническое обслуживание и ремонт

Ремонт КПП

1 Снятие коробки передач

1.1. Установите автомобиль  на подъемник или смотровую  канаву.

1.2. Поднимите капот двигателя  и зафиксируйте его в этом  положении.

1.3. Отсоедините провода  от аккумуляторной батареи, от  тягового реле стартера и от  датчика верхней мертвой точки.

1.4. Отсоедините трос привода  спидометра от корпуса привода  спидометра, отвернув для этого  накидную гайку.

1.5. Отсоедините провод "массы" от картера сцепления.

1.6. Отсоедините датчик  верхней мертвой точки от картера  сцепления.

1.7. Отсоедините трос от  вилки выключения сцепления, отвернув  для этого гайки с нижнего  наконечника троса.

1.8. Отверните два верхних  болта крепления картера сцепления  к блоку двигателя и верхнюю  гайку крепления стартера, закрепите  на левой шпильке крепления  выпускного коллектора двигателя  скобу для подъема силового  агрегата.

1.9. Установите на водосточные  желоба поперечину 67.7820.9514 для поддержания  двигателя и зацепите ее крючком  за скобу, установленную на шпильке  выпускного коллектора. При отсутствии  поперечины вывесите силовой  агрегат талью.

1.10.Снимите брызговик  двигателя и нижнюю крышку  картера сцепления.

1.11.Слейте масло из  коробки передач.

1.12.Отсоедините провода  от выключателя света заднего  хода.

1.13.Ослабьте хомут и  отсоедините тягу от шарнира  штока выбора передач.

1.14.Отверните гайку шпильки  крепления коробки передач к  двигателю.

1.15.Отсоедините шаровые  шарниры рычагов подвески от  поворотных кулаков.

1.16.Используя съемник 67.7801.9524 или резко ударив по корпусу  внутреннего шарнира молотком  через выколотку, выбейте один  шарнир из полуосевой шестерни, затем зафиксируйте полуосевую  шестерню технологической оправкой  или заглушкой, применяемой при  транспортировке дифференциала (иначе  незафиксированная полуосевая шестерня  может выпасть в картер коробки  передач).

1.17.Выбейте второй шарнир.

1.18.Отведите в стороны  валы приводов колес.

В случае затруднений в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле, снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выпрессуйте шарнир из полуосевой шестерни.

1.19.Отверните с левой  стороны три гайки шпилек крепления  коробки передач к кронштейну  подвески силового агрегата, а  затем гайку с болта крепления  самого кронштейна. Сняв кронштейн  со шпилек коробки передач, выньте  кронштейн подвески из проушин  лонжерона кузова.

1.20.Отверните болты крепления  задней опоры подвески силового  агрегата.

1.21.Отверните нижний болт  крепления стартера и снимите  его.

1.22.Установите под коробку  передач специальную подставку  с гидравлическим подъемником.

1.23.Слегка опустите двигатель, удлинив поддерживающую тягу  поперечины или опустив таль, отверните нижний болт крепления  картера к блоку двигателя  и сместите от двигателя коробку  передач в сборе с картером  сцепления, чтобы разъединить вал  коробки передач и ведомый  диск сцепления.

1.24.Снимите коробку передач.

При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал коробки на лепестки нажимной пружины, чтобы не повредить их.

2 Разборка коробки передач

2.1. Вымойте коробку передач  снаружи, не допуская попадания  воды в картер, и установите  ее на стенд для разборки.

2.2. Снимите кронштейн  подвески силового агрегата и  кронштейн крепления троса выключения  сцепления.

2.3. Отвернув гайки, снимите  заднюю крышку картера коробки  передач и уплотнительную прокладку.

2.4. Снимите установочные  кольца с подшипников первичного  и вторичного валов.

2.5. Снимите крышку фиксаторов  и выньте из гнезд пружины  и шарики фиксаторов. Отверните  пробку и выньте детали фиксатора  вилки заднего хода.

Информация о работе Техническое обслуживание и ремонт коробки передач ВАЗ- 2110