"Слово о законе и благодати" Илариона: автор, источник, эпоха

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Личность его автора ярка и неординарна, это видно даже из тех скудных сведений, что дошли до нас из глубины веков. Судя по летописным данным, Иларион происходил из богатого, знатного рода. Священник церкви княжеского села под Киевом, он играл видную роль при дворе великого князя Ярослава Мудрого. Широко начитанный в произведениях византийских отцов церкви и исторических трудах, Иларион был также переводчиком, писателем, мыслителем. В 1051 году по указу Ярослава был поставлен на Киевскую митрополию вопреки известному порядку, по которому требовалось посвящение от руки Константинопольского патриарха. Таким образом, он вошёл в историю ещё и как первый русский митрополит не грек.

Файлы: 1 файл

словоо закане и благодати.docx

— 59.62 Кб (Скачать)

И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился - ибо было благоверие его  с властью сопряжено. И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом.

Тогда начал  мрак идольский от нас отходить, и заря благоверия явилась. Тогда  тьма бесослужения сгинула, и слово  евангельское землю нашу осияло.

Капища разрушались, а церкви поставлялись, идолы сокрушались, а иконы святых являлись, бесы бежали - Крест города освящал.

Пастыри словесных  овец Христовых, епископы, стали пред святым алтарем, принося Жертву Бескровную. Пресвитеры, и диаконы, и весь клир украсили и лепотой облекли святые церкви. Труба апостольская и евангельский гром все грады огласили. Фимиам, возносимый к Богу, освятил воздух. Монастыри на горах воздвигли; черноризцы явились; мужи и жены, и малые и  великие - все люди заполнили святые церкви, восславили (Бога), воспевая: Един свят, един Господь Иисус Христос  во славу Бога Отца! Аминь. Христос  победил! Христос одолел! Христос  воцарился! Христос прославился! Велик  Ты, Господи, и чудны дела Твои! Боже наш, слава Тебе!

Как же восхвалим  тебя, о пречестный и славный среди  земных владык, премужественный Василий! Как подивимся величию, крепости и силе (твоей), какую благодарность  воздадим тебе за то, что чрез тебя познали  Господа и ложь идольскую избыли, что твоим повелением по всей земле  твоей славится Христос! Как назовем  тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Как уверовал? Как возгорелся любовию Христовой? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов - чтобы Невидимого возлюбить и к небесному устремиться?!

Как взыскал  Христа, как предался Ему? Поведай  нам, рабам твоим. поведай, учитель  наш, откуда повеяло на тебя благоухание  Святаго Духа? Где испил от сладкой  чаши памяти о Будущей Жизни? Где  вкусил и увидел, как Благ Господь? Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним - как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. Поистине, сбылось  на тебе благословение Господа Иисуса, реченное Фоме: блаженны невидевшие и  уверовавшие.

Поэтому дерзновенно  и без сомнения взываем к тебе, о блаженный! Сам Спаситель нарек  тебя блаженным, ибо ты уверовал в  Него и не соблазнился о Нем, по слову Его неложному: и блажен, кто не соблазнится о Мне. Ведь знающие Закон и пророков распяли  Его. Ты же. ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился.

Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх  Божий, как проникся ты любовью к  Нему?. Не видел апостола, который  пришел (бы) в землю твою и нищетою  своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению приклонил (бы). Не видел, (как) беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод  претворяется , мертвые встают - всего  этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное! Другие цари и властелины, видев, как все это совершается  святыми мужами, не веровали, но, более  того, на муки и страдания предавали  их. Ты же, о блаженный, без всего  этого притек ко Христу, только через  благое размышление и остроумие  уразумев, что Един есть Бог. Творец невидимого и видимого, небесного  и земного, и что (Он) послал в мир, спасения (нашего) ради, возлюбленного  Сына Своего. И об этом помыслив, вошел  в святую купель. То, что другим уродством  кажется. для тебя стало силою  Божией. К тому же, кто расскажет  о многих твоих ночных милостях и  дневных щедротах, которые убогим творил (ты), сирым, болящим, должникам, вдовам и всем просящим милости. Ибо  слышал ты слово, сказанное Даниилом Навуходоносору: "Да будет угоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: грехи твои милостями очисти и  неправды твои - щедротами нищим". То, что слышал ты, о пречестный. не для слуха оставил, но делом исполнил сказанное: просящим подавал. нагих  одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящим всякое утешение посылал, должников  выкупал, рабам свободу давал. Ведь твои щедроты и милости и ныне среди людей поминаются, паче же пред Богом и ангелами Его. Из-за нее, доброприлюбной Богом милости, многое дерзновение имеешь пред Ним  как присный раб Христов. Помогает мне сказавший слова: милость  превозносится над судом и  милостыня человека - как печать у Него. Вернее же Самого Господа  глагол: Блаженны милостивые, ибо они  помилованы. Иное ясное и верное свидетельство о тебе приведем из Священного Писания, реченное апостолом  Иаковом, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов. Если одного человека обратившему такое возмездие от Бога Благого, то какое же спасение обрел (ты), о Василий?! Какое бремя греховное рассыпал, не одного человека обратив от заблуждения идольской лжи, не десятерых, не город, но всю землю эту?! Сам Спаситель Христос показывает нам и удостоверяет, какой славы и чести сподобил Он тебя на небесах, говоря: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным. И если Христос ходатайствует пред Богом Отцом о том, кто исповедает Его только перед людьми, то сколь же похвален от Него будешь ты, не только исповедав, что Христос есть Сын Божий, но исповедав и веру в Него утвердив не в одном соборе, но по всей земле этой, и церкви Христовы поставив, и служителей Ему приведя? Подобный Великому Константину, равный ему умом, равно христолюбивый, равно чтущий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского Собора положил Закон людям (всем), ты же с новыми нашими отцами, епископами, собираясь часто, с большим смирением совещался, как среди народа этого, новопознавшего Господа, Закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу покорил, ты же - Русь. Теперь не только у них, но и у нас Христос Царем зовется. Он с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принес (и), по всему миру своему разослав, веру утвердил. Ты же с бабкой своей Ольгой принес Крест из Нового Иерусалима, Константинова града и, но всей земле своей поставив, утвердил веру. Ибо ты подобен ему. По благоверию твоему, которое имел в жизни своей, сотворил тебя Господь(и) на Небесах той же, единой (с Ним) славы и чести сопричастником. Добрая наставница в благоверии твоем, о блаженный, - Святая Церковь Пресвятой Богородицы Марии, которую (ты) создал на правоверней основе и где ныне лежит мужественное тело твое, ожидая трубы архангельской.

Добрый и  верный свидетель - сын твой Георгий, которого Господь создал преемником твоему владычеству: не нарушающим твоих  уставов, но утверждающим; не умаляющим  хранилищ твоего благоверия, но умножающим; не на словах, но (на деле) доводящим  до конца, что тобою неокончено, как  Соломон (дела) Давида. Он создал Дом  Божий, великий, святой Премудрости (Его) на святость и освящение града  твоего и украсил его всякой красотой: златом и серебром, и каменьями  дорогими, и сосудами священными - такую  церковь дивную и славную среди  всех соседних народов, что другой (такой) же не отыщется во всей полунощи земной, от востока до запада. И славный  град твой Киев величием, как венцом, окружил, вручил людей твоих и  град скорой на помощь христианам Всеславной Святой Богородице. Ей же и церковь  на Великих вратах создал во имя  первого Господнего праздника, святого  Благовещения. И если посылает архангел приветствие Деве, (то) и граду  сему будет. Как Ей: Радуйся, обрадованная. Господь с Тобою! - так и ему: Радуйся, благоверный град. Господь  с тобою! Встань, о честная главо, из гроба своего! Встань, отряси сон, ибо не умер ты, но спишь до всеобщего  восстания! Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа, Жизнь всему миру! Отряси сон. возведи  очи и увидишь, какой чести  сподобил тебя Господь там, и на земле  не оставил беспамятным в сыне твоем. Встань, взгляни на чадо свое, Георгия, взгляни на род свой, взгляни  на милого своего, взгляни (на того), кого Господь произвел от чресл твоих, взгляни на украшающего престол  земли твоей - и возрадуйся и возвеселись! К тому же взгляни на благоверную  сноху твою Ирину, взгляни на внуков твоих и правнуков: как живут, как хранимы они Господом, как  благоверие держат по завету твоему, как  в святые церкви часто ходят, как  славят Христа, как поклоняются Имени  Его. Взгляни же и на град, величием сияющий! Взгляни на церкви процветающие, взгляни на христианство возрастающее, взгляни на град, иконами святых освящаемый и блистающий, и фимиамом благоухающий, и хвалами, и божественными (именами), и песнопениями святыми  оглашаемый.

И все это  увидев, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя. Ты видел уже, если не телом, то духом: Господь показывает тебе все сие. Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождем Божия поспешения принесли обильные плоды.

Радуйся, апостол  во владыках, не мертвых телами воскресивший, но нас, душою мертвых, умерших от недуга идолослужения, воскресивший. Ибо  твоею (волей) ожили и жизнь Христову познали. Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей) простерлись  сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света  Трисолнечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривной и утварью златой, красуешься.

О честная  главо, ты был нагим одеяние, ты был  алчущим кормитель, ты был жаждущим утробы охлаждение, ты был вдовам помощник, ты был странникам покоище, ты был  бездомным кров, ты был обижаемым  заступник, убогим обогащение. За эти  и иные благие дела приемля на небесах  воздаяние, - (те) блага, что приготовил Бог [вам] любящим Его, - и видением сладостного лица Его насыщаясь, помолись за землю свою и людей, над  которыми благоверно владычествовал, да сохранит их (Господь) в мире и  благоверии, преданном тобою, и да славится в нем правоверие, и да проклинается всякое еретичество; и  да сохранит их Господь Бог от всякой рати и пленения, от глада, и всякой скорби и печали. Особенно же помолись о сыне твоем, благоверном князе  нашем Георгии, чтобы ему в  мире и здравии пучину жизни переплыть  и в пристанище небесного укрытия  пристать невредимо; чтобы корабль  душевный и веру сохранив и, с богатством добрых дел, без соблазна. Богом данный ему народ управив, стать с  тобою непостыдно перед Престолом  Вседержителя Бога и за труд пастьбы  народа своего принять от Него венец  славы нетленной, со всеми праведными, трудившимися ради Него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе "Слово о законе и благодати" Илариона: автор, источник, эпоха