"Слово о законе и благодати" Илариона: автор, источник, эпоха

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Личность его автора ярка и неординарна, это видно даже из тех скудных сведений, что дошли до нас из глубины веков. Судя по летописным данным, Иларион происходил из богатого, знатного рода. Священник церкви княжеского села под Киевом, он играл видную роль при дворе великого князя Ярослава Мудрого. Широко начитанный в произведениях византийских отцов церкви и исторических трудах, Иларион был также переводчиком, писателем, мыслителем. В 1051 году по указу Ярослава был поставлен на Киевскую митрополию вопреки известному порядку, по которому требовалось посвящение от руки Константинопольского патриарха. Таким образом, он вошёл в историю ещё и как первый русский митрополит не грек.

Файлы: 1 файл

словоо закане и благодати.docx

— 59.62 Кб (Скачать)

Так, иудеи  тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною  и Благодатью не оправдываются, а  спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку  оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному  радуются, христиане же - сущему на Небесах.

И к тому же, оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее  одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные. Сбылось благословение, ибо старшинство Манассии левой  рукою Иаковлевой благословлено  было, Ефремово же младшинство - десницей. Хотя и старше Манассия Ефрема, но благословением Иаковлевым меньшим стал. Так и  иудейство: хотя и раньше (оно) явилось, но чрез Благодать христианство большим  стало. Когда Иосиф сказал Иакову: "На этого, отец, возложи десницу  свою, ибо он старше", - Иаков отвечал: "Знаю, чадо, знаю; и он вознесется меж людьми, но брат его меньший  больше его станет, и племя его  будет во многих народах". Так  и произошло. Закон раньше был, и  вознесся в малом, и отошел; вера же христианская, явившись после, больше первого стала и распространилась среди многих народов .

И Христова Благодать  всю землю объяла и, как вода морская, покрыла ее. И все, отложив старое, обветшавшее в ревности иудейской, нового держатся, по пророчеству Исаии: "ветхое миновало - новое вам возвещаю. Пойте Богу песнь новую и славьте  Имя Его от концов земли: и ходящие  в море, и плавающие по нему, и  острова все". И еще: "работающие на Меня нарекутся именем новым, которое  благословится на земле, ибо благословят (они) Бога истинного".

Ведь прежде в одном Иерусалиме (Богу) поклонялись, ныне же - по всей земле. Как сказал Гедеон Богу: если рукой моей спасаешь Израиля - да будет роса на руне только, по всей же земле - сушь. И стало так. Ибо  по всей земле сушь была прежде: идольской  ложью народы одержимы; и потому росы благодатной не приемлют; только в Иудее знаем был Бог, и  во Исраили велие Имя Его, и  в Иерусалиме одном прославляем  был Бог. Еще же сказал Гедеон Богу: "Да будет сушь на руне только, по всей же земле - роса". И стало так.

Ибо кончилось  иудейство, и Закон отошел. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и  очистилище отнято. По всей же земле  роса, по всей же земле вера распространилась, дождь благодатный оросил купель пакирождения, (чтобы) сынов своих  в нетление облачить.

Как и говорил  Спаситель Самарянке, что настанет время, и настало уже, когда не на горе сей, не в Иерусалиме будут  поклоняться Отцу, но явятся истинные поклонники, которые будут поклоняться  Отцу в Духе и Истине, ибо Отец таких ищет, поклоняющихся Ему, то есть с Сыном и Святым Духом. Так  и есть: по всей земле уже славится Святая Троица и поклонение принимает  от всей твари. Малые (и) великие славят Бога, по пророчеству: "И (не) будет  учить каждый ближнего своего, и  каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что узнают Меня" (все) от малого до великого. И как  говорил Христос Спаситель Отцу: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и  земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. И столь помиловал Благой Бог  человеческий род, что, человеки по плоти, через Крещение (и) добрые дела сыновьями  Богу и причастниками Христу становятся. Ибо, как сказал евангелист: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения  плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились Святым Духом в святой купели. Все же это Бог наш на Небесах  и на земле как восхотел, так  и сотворил. (И) потому кто же не прославит, кто не восхвалит, кто не поклонится величеству славы Его и кто  не подивится безмерному человеколюбию  Его! Прежде век от Отца рожден, един и сопрестолен Отцу, единосущен, как свет солнцу; сошел на землю, посетил народ Свой, не покинув  Отца, и воплотился от Девы чистой, безмужней  и непорочной; вошел, как Сам (лишь) ведает, плоть воспринял и так  же вышел, как и вошел. Один из Троицы в двух естествах - Божестве и человечестве.

Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший  на земле Божественное и человеческое.

Ибо как человек  утробу материнскую тяготил и  как Бог изшел, девства не повредив.

Как человек  материнское млеко принял - и как  Бог повелел ангелам с пастухами  петь: Слава в вышних Богу!.

Как человек  повит был пеленами - и как Бог  волхвов звездою вел.

Как человек  возлежал в яслях - и как Бог  от волхвов дары и поклонение принял.

Как человек  бежал в Египет - и как Богу рукотворные египетские (боги) поклонились (Ему).

Как человек  пришел креститься - и как Бога устрашившись (Его), Иордан обратился вспять.

Как человек, обнажившись, вошел в воду - и как  Бог от Отца свидетельство принял: Сей есть Сын Мой возлюбленный.

Как человек  постился сорок дней и взалкал - и  как Бог победил искусителя.

Как человек  пошел на брак в Кану Галилейскую - и как Бог воду в вино претворил.

Как человек  в корабле спал - и как Бог  запретил ветрам и морю, и (те) послушали  Его.

Как человек  Лазаря оплакал - и как Бог воскресил  его из мертвых.

Как человек  на осла воссел - и как Богу возглашали (Ему): Благословен Грядый во Имя  Господне!.

Как человек  распят был - и как Бог Своею  властью сораспятого с Ним  впустил в рай.

Как человек, уксуса вкусив, испустил дух - и как  Бог солнце помрачил и землю потряс.

Как человек  во гроб положен был - и как Бог  ад разрушил и души освободил.

Как человека запечатали (Его) во гробе - и как  Бог исшел, печати целыми сохранив.

Как человека тщились иудеи утаить Воскресение (Его), подкупая стражей, - но как Бог  узнан и призван во всех концах земли.

Поистине, Кто  Бог так великий как Бог [наш]. Он есть Бог, творящий чудеса! Содеял спасение посреди земли крестом и мукою  на месте Лобном, вкусив уксуса и  желчи, - да отсечется вкушением горечи преступление и грех сладостного  вкушения Адамова от древа! Сотворившие  же с Ним сие преткнулись о  Него, как о камень, и сокрушились, как и говорил Господь: Упавший  на камень сей сокрушится, а на него упадет - его сокрушит. Ибо пришел к ним, во исполнение пророчеств, изреченных о Нем, как и говорил: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. И еще: не нарушить пришел Я [Закон], но исполнить. И Хананеянке, иноплеменнице, просящей об исцелении дочери своей, говорил: Нехорошо взять хлеб у детей  и бросить псам. Они же называли Его лжецом, и от блуда рожденным, и (силою) веельзевула бесов изгоняющим. Христос слепых у них сделал зрячими, прокаженных очистил, согбенных  выпрямил, бесноватых исцелил, расслабленных  укрепил, мертвых воскресил. Они  же, как злодея, мучили (Его), пригвоздив ко Кресту. И потому пришел на них  гнев Божий, смертельный.

Ибо сами они  поспешествовали своей погибели. Когда рассказал Спаситель притчу о винограднике и делателях: Что  сделает Он с этими виноградарями? - отвечали: злодеев сих предаст  злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут  отдавать ему плоды во времена  свои.

И сами были пророками  своей погибели, ибо Он пришел на землю посетить их, и не приняли  Его. Поскольку дела их темны были - не возлюбили света: не явились  бы дела их, ибо (они) темны. И вот  потому-то, подходя к Иерусалиму и увидев град, прослезился Иисус, говоря о нем: "Если бы разумел  ты в сей день свой, что к миру твоему! Ныне же сокрыто от очей твоих, что придет срок твой, и возведут враги твои частокол вокруг тебя, и  обидят тебя, и окружат тебя отовсюду, и разобьют тебя и чад твоих  в тебе за то, что не разумел времени  посещения твоего!. И еще: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями  побивающий посланных к тебе! Сколько  раз хотел Я собрать детей  твоих, как птица собирает птенцов  своих под крылья, и Вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш  пуст, - как и произошло, ибо пришли римляне, пленили Иерусалим и  разбили его до основания. Погибло  с тех пор иудейство, и закон  с ним, как вечерняя заря, угас, и  рассеяны были иудеи по странам - да не пребудет злое совокупно!

Ведь пришел Спаситель, и не принят был Израилем. И, по евангельскому слову, пришел к  своим, и свои Его не приняли. Язычниками же принят был, как сказал Иаков: и  Он - чаяние языков, ибо и по рождении Его прежде поклонились Ему волхвы из язычников, а иудеи убить Его искали, из-за Него и (совершилось) избиение младенцев. И сбылось слово Спасителя, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю. И еще, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему

плоды его, ибо  к ним послал учеников Своих, говоря: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет  веровать и креститься, спасен будет. Идите, научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого  Духа, уча их соблюдать всё, что  Я повелел вам.

И подобало Благодати  и Истине над новыми народами воссиять. Ибо не вливают, по словам Господним, вина учения нового, благодатного в  мехи ветхие, обветшавшие в иудействе: прорываются мехи, и вино вытекает. Не сумевшие удержать тени Закона, столько  раз поклонявшиеся идолам, как  удержат учение истинной Благодати! Но новое учение - в новые мехи, новые народы: и сберегается то и другое. Так и есть. Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла. И законническое озеро высохло, евангельский же источник наполнился вод и всю землю покрыл, и  до нас разлился. Ведь вот уже  и мы со всеми христианами славим Святую Троицу, а Иудея молчит. Христос  прославляется, а иудеи проклинаются, язычники приведены, а иудеи отринуты, как сказал (Господь через) пророка  Малахию: "Нет Мне нужды в  сынах Израилевых, и жертвы от рук  их не приму, ибо от востока и запада Имя Мое славится в странах, и  на всяком месте фимиам Имени Моему  приносится, ибо Имя Мое велико между народами". И Давид: Вся  земля да поклонится Тебе и поет Тебе; и: Господи, Господь наш, чудно  Имя Твое по всей земле! И уже не идолослужителями зовемся, но христианами; не лишенными надежды, но уповающими на Жизнь Вечную.

И уже не капища сатанинские воздвигаем, но Христовы церкви созидаем. Уже не закалаем друг друга (в угоду) бесам, но Христос  за нас закалаем бывает и раздробляем  в жертву Богу и Отцу.

И уже не жертвенную кровь вкушая, погибаем, но Христову Пречистую Кровь вкушая, спасаемся. Все страны Благой Бог наш помиловал  и нас не презрел, восхотел - и  спас нас, и в разумение Истины привел. Ибо когда опустела и высохла  земля наша, когда идольский зной иссушил ее, внезапно потек источник евангельский, напояя всю землю нашу. Как и сказал Исаия: пробьются  воды ходящим в пустыне, и безводное  обратится в болота, и в земле  жаждущей источник воды будет.

Когда мы были слепы и истинного света не видели, но во лжи идольской блуждали, к тому же были глухи к спасительному  учению, помиловал нас Бог, и воссиял  в нас свет разума, чтобы познать  Его, по пророчеству: "Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат". И когда мы претыкались на путях  погибели, последуя бесам, и пути, ведущего к жизни, не ведали, к тому же бормотали  языками нашими, молясь идолам, а  не Богу своему и Творцу, - посетило нас человеколюбие Божие. И уже  не последуем бесам, но ясно славим Христа, Бога нашего, по пророчеству: "Тогда  вскочит, как олень, хромой, и ясен будет язык гугнивых". И когда  мы были подобны зверям и скотам, не разумели, (где) десница, (где) шуйца, и земному прилежали, и нимало о небесном не заботились, послал Господь  и нам заповеди, ведущие в Жизнь  Вечную, по пророчеству Осии: "И  будет в день оный, говорит Господь, завещаю им Завет с птицами  небесными и зверьми земными, и скажу не Моему народу: "вы Мой народ", а он скажет Мне: "Ты Господь Бог наш!". И так, будучи чуждыми, мы людьми Божиими нарекались и, бывшие врагами, мы сынами Его прозывались. И не хулим по-иудейски, но по-христиански  благословляем, и не собираем совет, чтобы распять (Его), но чтобы Распятому  поклониться. Не распинаем Спасителя, но руки к Нему воздеваем. Не прободаем  ребр, но от них пьем источник нетления. Не тридцать сребреников наживаем на Нем, но друг друга и весь живот  наш Ему предаем. Не таим Воскресения, но во всех домах своих возглашаем: Христос воскресе из мертвых! Не говорим, что (Он) был украден, но (что) вознесся туда, где и был. Не неверуем, но, как  Петр, говорим Ему: Ты - Христос, Сын  Бога Живаго, и с Фомою: "Ты есть Господь наш и Бог", и с  разбойником: "Помяни нас. Господи, во Царствии Твоем!". И так веруя  в Него и храня предания святых отцов семи Соборов, молим Бога еще  и еще потрудиться и направить  нас на путь заповедей Его. Сбылось  на нас реченное о язычниках: "Обнажит  Господь мышцу Свою святую перед всеми народами, и узрят во всех концах земли спасение Бога нашего". И другое: живу Я, говорит Господь, и предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедыватъ Бога. И Исаии: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся. кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]. И Даниила: "Все люди, племена и языки послужат Ему". И Давида: "Да исповедаются Тебе люди, Боже, да исповедуются Тебе люди все, да возвеселятся и возрадуются языки" и: Восплещите руками все народы. воскликните Богу гласом радости; ибо Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землею. И ниже: Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог - Царь всей земли;

пойте все  разумно. Бог воцарился над народами и: Вся земля да поклонится Тебе и  поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]!, и: "Хвалите Господа, все народы, прославляйте все племена", и еще: "От востока и до запада хвалимо  Имя Господне. Высок над всеми  народами Господь, над небесами слава  Его", как Имя Твое, Боже, так  и хвала Твоя до концов земли, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в  море далече и: Да познаем на земле  путь Твой, во всех народах спасение Твое, и: Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши  и девицы, старцы и отроки да хвалят Имя Господа. И Исаии: "Послушай Меня, народ Мой, [говорит Бог], и  цари. ко Мне прислушайтесь, ибо Закон  от Меня изойдет, и суд Мой - свет народам. Приблизится скоро правда Моя и снизойдет, как свет, спасение Мое. Меня острова ждут, и на мышцу  Мою страны уповают". Хвалит же хвалебным  гласом римская страна Петра и  Павла, от них уверовавшая в Иисуса Христа, Сына Божия, Асия и Эфес, и  Патмос - Иоанна Богослова. Индия - Фому, Египет - Марка. Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и  прославляются. Ибо не в худой  и неведомой земле владычество  ваше, но в Русской, о которой знают  и слышат во всех четырех концах земли.

Сей славный, рожденный от славных, благородный - от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой  совершенствуясь, мужеством же и  умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных - миром, а непокорных - мечом. И вот на него, во дни свои живущего и землю свою пасущего правдою, мужеством и умом, сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской  лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую. К тому же всегда он слышал о благоверной  земле греческой, христолюбивой  и сильной верою: как (там) Бога Единого  в Троице почитают и поклоняются (Ему), как у них являются силы, и чудеса, и знамения, как церкви людьми наполнены, как веси и города благоверны, все в молитвах предстоят, все Богу служат. И услышав это, возжелал сердцем, возгорелся духом, чтобы  быть ему христианином и земле  его также быть (христианской), что  и произошло по изволению Божию  о естестве человеческом. Ибо совлекся князь наш, и с ризами ветхого  человека сложил тленнее, отряхнул прах неверия и вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христа крестившись, во Христа облекшись. И  вышел из купели убеленным, став сыном  нетления, сыном Воскресения, имя  приняв вечное, именитое в поколениях и поколениях - Василий, коим вписан он в Книге Жизни, в вышнем граде, в нетленном Иерусалиме. После  того, как это произошло, не оставил  он подвига благоверия, не этим только явил сущую в нем к Богу любовь, но подвигнулся дальше, повелев по всей земле своей креститься во Имя  Отца и Сына и Святаго Духа и  ясно и велегласно во всех городах  славить Святую Троицу, и всем стать  христианами: малым и великим, рабам  и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным.

Информация о работе "Слово о законе и благодати" Илариона: автор, источник, эпоха