Законы логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:53, реферат

Краткое описание

Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр.2


Закон противоречия………………………………………………..…стр.4


Закон тождества………………………………………………………стр.7


Закон исключенного третьего……………………………………….стр.10


Закон достаточного основания……………………………………...стр.14


Вывод………………………………………………………………....стр.16


Используемая литература…………………………………………...

Файлы: 1 файл

лгика.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования Владимирского  Государственного Университета.  
 
 
 
 
 
 

кафедра философии и религиоведения 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Законы логики» 

По  дисциплине «логика»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Выполнил:

                                                                                 студент группы  ЗЮ 210

                                                                    Комиссаров А.В. 

          

                                                                      Работу проверила:                                                                                   

                                                              Арсенина О.В. 
 
 
 
 
 
 

г. Владимир 2011

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………стр.2 

Закон противоречия………………………………………………..…стр.4 

Закон тождества………………………………………………………стр.7 

Закон исключенного третьего……………………………………….стр.10 

Закон достаточного основания……………………………………...стр.14 

Вывод………………………………………………………………....стр.16 

Используемая  литература…………………………………………...стр.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

    Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся  связь между элементами мысли  и самими мыслями. Источники этих связей - объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:

  • содержательному (отражение связей реальных вещей);
  • формальному (отражение связей форм мысли).

    Первое  направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе - в формальнологических законах и изучается формальной логикой.

    В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты  внутренней структуры мыслительного  процесса, которая исторически сложилась  на основе объективных свойств и  отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или "диктовать" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.

    Необходимо  обратить внимание на то, что хотя логические законы релятивны, они не выступают  в качестве простой условности или  произвольного измышления разума. Такие  законы - результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности. 

    Различают следующие виды формально-логических законов.

    Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления -или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила, которые рассматривались в предыдущих главах данного учебного пособия.

    Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они: 

    
  • действуют во всяком мышлении;
  • лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;
  • используются в процессе умозаключений и доказательств;
  • отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

    Первые  три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.  

    Необходимо  иметь в виду, что выделение  четырех формально-логических законов  осуществляется только в традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (паранепротиворечивая логика). Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей. 
 
 
 
 

1. Закон противоречия

      В логике, как и во всякой науке, главное  — законы. Логических законов бесконечно много, и в этом ее отличие от большинства  других наук. Однородные законы объединяются в логические системы, которые тоже обычно именуются логиками.

      Без логического закона нельзя понять, что такое логическое следование и что такое доказательство. Правильное, или, как обычно говорят, логичное, мышление — это мышление по законам логики, по тем абстрактным схемам, которые  фиксируются ими. Законы логики составляют тот невидимый каркас, на котором держится последовательное рассуждение и без которого оно превращается в хаотическую, бессвязную речь.

      Формулировка  закона противоречия

      Из  бесконечного множества логических законов самым популярным является закон противоречия. Он был открыт одним из первых и сразу же объявлен наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия.

      И вместе с тем в истории логики не было периода, когда этот закон  не оспаривался бы и когда дискуссии  вокруг него совершенно затихали бы.

      Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т. е. о  таких высказываниях, одно из которых  является отрицанием другого. К ним  относятся, например, высказывания «Луна  — спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава — зеленая» и «Неверно, что трава зеленая» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом — это же самое отрицается.

      Если  обозначить буквой А произвольное высказывание, то выражение не-А, будет отрицанием этого высказывания.

      Идея, выражаемая законом противоречия, кажется  простой и даже банальной: высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными.

      Используя вместо высказываний буквы, эту идею можно передать так: неверно, что  А и не-А. Неверно, например, что трава зеленая и не зеленая, что Луна спутник Земли и не спутник Земли и т.д.

      Закон противоречия говорит о противоречащих высказываниях — отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет  его ошибкой и тем самым  требует непротиворечивости — отсюда другое распространенное имя — закон непротиворечия.

      Мнимые  противоречия.

      Большинство неверных толкований этого закона и  большая часть попыток оспорить его приложимость, если не во всех, то хотя бы в отдельных областях, связаны  с неправильным пониманием логического отрицания, а значит, и противоречия.

      Высказывание  и его отрицание должны говорить об одном и том же предмете, рассматриваемом  в одном и том же отношении. Эти два высказывания должны совпадать  во всем, кроме одной единственной вещи: то, что утверждается в одном, отрицается в другом. Если

      эта простая вещь забывается, противоречия нет, поскольку нет отрицания.

      В романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Панург спрашивает Труйогана, стоит  жениться или нет. Труйоган как истинный философ отвечает довольно загадочно: и стоит, и не стоит. Казалось бы, явно противоречивый, а потому невыполнимый и бесполезный совет. Но постепенно выясняется, что никакого противоречия здесь нет. Сама по себе женитьба — дело неплохое. Но плохо, когда, женившись, человек теряет интерес ко всему остальному.

      Видимость противоречия связана здесь с  лаконичностью ответа Труйогана. Если же пренебречь соображениями риторики и, лишив ответ загадочности, сформулировать его полностью, станет ясно, что он непротиворечив и может быть даже небесполезен. Стоит жениться, если будет выполнено определенное условие, и не стоит жениться в противном случае. Вторая часть этого утверждения не является, конечно, отрицанием первой его части.

      Можно ли описать движение без противоречия? Иногда отвечают, что такое описание не схватило бы самой сути движения — последовательной смены положения тела в пространстве и во времени. Движение внутренне противоречиво и требует для своего описания оборотов типа: «Движущееся тело находится в данном месте, и движущееся тело не находится в данном месте». Поскольку противоречиво не только механическое движение, но и всякое изменение вообще, любое описание явлений в динамике должно быть — при таком подходе — внутренне противоречивым.

      Разумеется, этот подход представляет собой недоразумение.

      Можно просто сказать: «Дверь полуоткрыта». Но можно заявить: «Дверь открыта  и не открыта», имея при этом в  виду, что она открыта, поскольку  не является плотно притворенной, и  вместе с тем не открыта, потому что  не распахнута настежь.

      Подобный  способ выражения представляет собой, однако, не более чем игру в риторику и афористичность. Никакого действительного  противоречия здесь нет, так как  нет утверждения и отрицания  одного и того же, взятого в одном  и том же отношении.

      «Березы опали и не опали», — говорят одни, подразумевая, что некоторые березы уже сбросили листву, а другие нет. «Человек и ребенок, и старик», — говорят другие, имея в виду, что один и тот же человек в начале своей жизни — ребенок, а в конце ее — старик. Действительного противоречия в подобных утверждениях, конечно же, нет. Точно так же, как его нет в словах песни: «Речка движется и не движется... Песня слышится и не слышится...»

      Те  примеры, которые обычно противопоставляют  закону непротиворечия, не являются подлинными противоречиями и не имеют к нему никакого отношения.

      В «Исторических материалах» Козьмы Пруткова нашел отражение такой  эпизод: «Некий, весьма умный, XIX века ученый справедливо тогдашнему германскому  императору заметил: «Отыскивая противоречия, нередко на мнимые наткнуться можно и в превеликие от того и смеху достойные ошибки войти: не явное ли в том, ваше величество, покажется малоумному противоречие, что люди в теплую погоду обычно в холодное платье облачаются, а в холодную, насупротив того, завсегда теплое надевают?» ...Сии, с достоинством произнесенные, ученого слова произвели на присутствующих должное действие, и ученому тому, до самой смерти его, всегда особливое внимание оказывалось».

      Этот  поучительный случай описывается под  заголовком: «Наклонность противоречия нередко в ошибки ввести может». Применительно к нашей теме можно сделать такой вывод: наклонность видеть логические, противоречия там, где их нет, обязательно ведет к неверному истолкованию закона непротиворечия и попыткам ограничить его действие.

Информация о работе Законы логики