Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:47, дипломная работа
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Тема транспорта всегда была и будет актуальной, не только в России но и по всему Миру. Мы живем в мире, в котором не могли бы обходится без траспортных средств,они облегчают нашу работу и нашу жизнь.
Характерная быстрая скорость авиатранспорта позволяет преодолевать большие расстояния, что помогает нам обеспечить быстрое перемещение даже в слабоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока, что так же облегчает нам задачу с перевозкой груза.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Транспортный комплекс Российской Федерации: общая характеристика…………………………………………………………………..8
1.1.Виды транспорта и их классификация………………………………8
1.2 Состояние транспортного комплекса Российской Федерации…….11
1.3 Сущность и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере транспорта. Развитие сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом в области транспорта………………………………25
Глава 2. Организационно-правовая система управления в области транспорта…………………………………………………………………….….32
2.1. Организационные основы государственного управления в области транспорта………………………………………………………………………..32
2.2. Федеральные органы исполнительной власти и их полномочия в области управления транспортным комплексом Российской Федерации…...36
2.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их полномочия в сфере транспорт…………………………………………....45
Глава 3. Правовое регулирование государственного управления в сфере транспорта………………………………………………………………………..52
3.1. Федеральные законы в сфере транспорта. Федеральные целевые программы развития транспортного комплекса в России…………………….52
3.2. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Российской Федерации………………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..71
Список использованной литературы…………………………………….74
По словам главы Минтранса РФ Соколова Максима Юрьевича, деятельность транспортного комплекса в 2012 году была направлена на решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию, реализацию Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, основных положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.59 Ставились и решены задачи по обеспечению развития и безопасного, устойчивого функционирования транспортной системы, повышению эффективности ее работы и качества предоставляемых услуг, совершенствованию механизмов бюджетного финансирования и привлечения инвестиций.
Объем перевозок грузов, выполненный транспортом всех отраслей экономики, за исключением трубопроводного, увеличился в 2010 году и составил 11 813,7 млн. тонн. Самый значительный прирост грузооборота достигнут на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Сокращение объема перевозок морским и внутренним водным транспортом связано со старением и выбытием флота под российским флагом. При этом объем перевозок грузов иностранных фрахтователей контролируемым флотом увеличился.
Предварительный анализ показателей, отражающих степень достижения стратегических целей и решения тактических задач министерства, показывает, что большинство из этих показателей в 2010 году достигли или превысили плановые значения.
Значительной составляющей расходов федерального бюджета стали субсидии субъектам Федерации на дорожное хозяйство.
Несмотря на увеличение в прошлом году финансирования в сфере дорожного хозяйства резкого улучшения показателей, характеризующих результативность использования бюджетных средств, не предполагается. Это связано с тем, что дополнительные расходы почти в полном объеме направлены на продолжение строительства крупных и капиталоемких объектов.
Говоря о внутреннем водном транспорте, необходимо отметить, что особое значение придавалось финансированию поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей, а также других мероприятий по обеспечению безопасных условий судоходства.60
В 2009 началась реализация новой подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России до 2015 года" в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России до 2015 года". Мероприятия подпрограммы направлены на повышение конкурентоспособности российской транспортной системы и реализацию транзитного потенциала страны, а также улучшение инвестиционного климата и активное привлечение частного капитала.
В соответствии с перспективным финансовым планом Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации, объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, геодезии и картографии должен составить соответственно в 2011 году 207,1 млрд. рублей, а в 2012 году - 217 млрд. рублей.
Социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики, и особая роль в данном случае принадлежит автомобильному и городскому пассажирскому транспорту.
Деятельность автобусного пассажирского транспорта в 2010 году в целом оставалась убыточной. За последнее десятилетие парк автобусов в крупных и средних предприятиях уменьшился более чем на 47 тыс. единиц, а почти половина оставшихся подлежит безотлагательной выбраковке по критериям обеспечения безопасности дорожного движения. В сложившейся ситуации, считает министр, для того чтобы нормализовать инвестиционный процесс и стабилизировать положение хотя бы к 2011 году, необходимо увеличить среднегодовой объем капитальных вложений почти в пять раз. Решить данную проблему только за счет бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований невозможно.
Одним из важных практических шагов в развитии транспорта общего пользования, станет принятие ряда законодательных актов, в частности, Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации".
В экономике сохранилась тенденция прошлых лет по увеличению перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении. В 2010 году проведена полная диагностика транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог.
В настоящее время в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" определены участки реконструкции и строительства первого этапа автодорог северного маршрута, финансирование которых осуществляется при долевом участии федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и бюджетов соответствующих регионов.
Рассмотрим тему перевозок груза автомобильным транспортом на примере судебной практики.
Между ООО «Мир инструмента - Ростов» ( далее Заказчик) и ООО «Выбор» (далее перевозчик) был заключен Договор на автомобильные перевозки грузов по территории России № 001 от 17.11.2010г. ( далее Договор), согласно условиям которого заказчик поручает, а перевозчик обязуется за вознаграждение и за счет Заказчика организовать выполнение услуг, связанных с доставкой грузов по территории России в пункт назначения. ( л.д.13-14)
В
соответствии с п.5.3 Договора Перевозчик
несет ответственность за сохранность
груза с момента принятия его к перевозке
и до выдачи покупателю.
Согласно п.5.4 Договора ущерб, причиненный
при перевозке груза в случае утраты или
недостачи груза, возмещается перевозчиком
в размере стоимости утраченного или недостающего
груза.
11
ноября 2011г. водителем Перевозчика
Захаровым В.С. был принят к перевозке
груз - инструменты в объеме 82 куба общим
весом 20 тонн по маршруту г. Чехов Московская
обл. - Ростов-на Дону. ( л.д.15)
Стоимость представленного к перевозке
груза составила 2 675 896 руб. 3 коп.
В пункт назначения Ростовская обл., Аксайский район, Новочеркасское шоссе, 111 груз доставлен не был. Его местонахождение не установлено. По данному факту истцом в адрес ответчика была направлена претензия № 293 от 17 ноября 2011 г. с требованием оплаты стоимости утраченного груза в срок до 14 декабря 2011г., с требованием оплаты стоимости утраченного груза в срок до 14 декабря 2011г.61
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Н.В.Севостьяновой решил иск удовлетворить и взыскать собщества с ограниченной ответственностью «Выбор» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «МИР ИНСТРУМЕНТА» стоимость утраченного товара в размере 2 435 869 руб. 30 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 35 179 руб. 35 коп.
Положительный фактор деятельности воздушного транспорта в прошлом году - остановка снижения объемов перевозок в грузовом сегменте рынка авиаперевозок, имевшего место в течение двух предыдущих лет.
Но есть проблема, без решения которой невозможно дальнейшее развитие перевозок в России, - обновление парка воздушных судов. За истекший год проблема с поставками отечественных воздушных судов не изменилась, а рынок авиаперевозок сделал очередной крен в сторону использования воздушных судов иностранного производства. При объеме перевозок пассажиров, превышающем 30 процентов общего пассажирооборота, доля перевозок новыми отечественными воздушными судами оставила лишь около 10 процентов. Данная ситуация негативна еще и по той причине, что на российском рынке все более значимым становится присутствие иностранных авиаперевозчиков. Снижение конкурентоспособности российских авиакомпаний говорит о серьезной системной проблеме гражданской авиации в этом вопросе.
Международные условия деятельности морского транспорта России в 2010 году оставались в целом благоприятными. Позитивная ситуация на основных товарных и фрахтовых рынках способствовала устойчивой работе российского торгового флота и морских портов страны, поддерживала стабильное развитие всего морского транспортного комплекса.
Наша страна все больше укрепляет свои позиции в стратегически важном Азиатско-Тихоокеанском регионе, активно участвует в идущих интеграционных процессах и плодотворно работает со странами АТР. Для России многие страны этого региона являются стратегическими партнерами, что в целом позитивно сказывается на развитии нашей экономики, в том числе транспортного сообщения. 62
Подпрограмма Морской транспорт - базис для разработки планов и программ развития судоходных компаний и морских портов, совместных проектов со смежными видами транспорта, отвечает требованиям новейших разработок в области стратегического целевого планирования развития отрасли и в целом является основой для построения прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" в полном объеме способствует достижению Министерством транспорта Российской Федерации поставленных целей в развитии транспортного сектора экономики. 63
Целью написания данной дипломной работы ставилось изучение правовых основ государственного управления в области транспорта и возможные направления будущего развития транспортной системы России.
Для достижения данной цели в ходе написания дипломной работы решался ряд задач, описанных в введении. Проведя исследование, можно сделать следующие выводы. Роль транспорта в России огромна, например:
Логистика оказывает
Недооценка и хроническое отставание логистики в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль логистики недооценивают, умалчивая ее важнейшую роль в области экономики.
Для раскрытия данной темы были изучены труды, учебные пособия по аспектам изучаемой тематики, в процессе работы был проведен анализ законодательных актов в свете последних изменений.
Транспортный фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.
Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.
Транспортные сети по территории нашей страны располагается неравномерно из-за структуры расселения населения нашей страны. Основные транспортные магистрали располагаются именно в европейской части страны. Здесь происходит наибольший товарообмен между соседним государствами. 64
Транспортное хозяйство, как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.
Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР. Это оборудование уже отслужило свой срок и требует замены. Состояние транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса. Государство должно принимать меры для развития транспорта. Нужно применять щадящие налоги к российским перевозчикам, поддерживать наши дороги в хорошем состоянии, технически оснащать транспортную отрасль, привлекать зарубежных инвесторов для вложения денег в российскую экономику в целом и в частности в развитие транспорта. От того, как государство будет относиться ко всем проблемам транспорта, будет зависеть состояние нашей экономики.
Тема развития транспорта в нашей стране не до конца понимается нашим правительством. Есть множество проектов по реформированию транспортного хозяйства страны, но большинство этих проектов продолжают быть не воплощенными в жизнь.
В список первоочередных нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию в ближайшее время необходимо также включить:
Федеральный закон “О прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О финансовой аренде (лизинге)".
Федеральный закон “О Российском международном реестре судов”.
Федеральный закон “О морских портах”.
Устав автомобильного Транспорта.
Федеральный закон “Об основах автотранспортной деятельности”.